Статья "Слагаемые исследовательского подхода в обучении младшего школьника"
статья

Никольская Наталья Викторовна

В основе успешного усвоения младшим школьником учебного материала лежит познавательный интерес. Он будет сопутствовать учебной работе, если создать условия для проведения обучающимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых дети  смогут сделать собственные суждения и умозаключения. С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проектных и исследовательских компетенций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolskoy_n.v.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

«СЛАГАЕМЫЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА

В ОБУЧЕНИИ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Никольская Наталья Викторовна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ№134 имени С.Дудко Красногвардейского района г.  Санкт-Петербурга

Современное общество находится в постоянном развитии, ведь «человек рождён для мысли и действия».

Новому обществу требуется люди «нового» типа, воспитание и обучение которых начинается уже сейчас с первого класса.

Но в последнее время наблюдается некоторая потеря интереса учащихся  к образованию, повсеместно падает качество знания.

Исследования зарубежных и отечественных учёных (С.П.Баранова, Дж.Брунера, Х.Таба, В.В.Давыдова и др.) убедительно свидетельствуют о том, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения.

Глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществлённом в ходе собственных интеллектуальных усилий.

В основе успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес. Он будет сопутствовать учебной работе, если создать условия для проведения учащимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых младшие школьники смогут сделать собственные суждения и умозаключения.

С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проектных и исследовательских компетенций.

Определим основные составляющие исследовательского обучения младшего школьника.  

  1. Обучение учащихся по развивающей системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Цель обучения по данной системе: развитие теоретического мышления учащихся и сознания детей за счёт изменения предметного содержания учения и формирования совместно-распределённой деятельности.

Для этого необходимо:

  • вести обучение в начальных классах  по данной системе;
  • учить детей конструктивному диалогу, условием которого является умение слышать и слушать друг друга, задавать вопросы и высказывать своё мнение, находить нужные аргументы.

Такое обучение позволит развить основные логические структуры учащихся, речь, коммуникативные навыки.

  1.  Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Цель: развитие самостоятельности младших школьников, формирование мотивации к получению знаний, формирование познавательной активности.

Цель реализуется, если будут выполнены методики, направленные на развитие у младших школьников   следующих умений:

  • умения видеть проблему;
  • умения выдвигать гипотезы;
  • умения задавать вопросы;
  • умения обобщать и систематизировать;
  • умения наблюдать;
  • умения проводить эксперимент;
  • умения делать умозаключения.

Таким образом, у учащихся развивается логическое мышление, творческие способности, устная и письменная речь, навыки работы с художественными и научными текстами, расширяется кругозор.

В приобщении детей в начальной школе к исследовательской деятельности следует быть нацеленным не на результат, а на сам процесс, заинтересовать ребёнка - вот что главное.

  1.  Организация проектной деятельности младших школьников.

Цель: организация самостоятельной деятельности детей по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей.

Метод проектов в начальной школе позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, которые  возникают во «взрослом» мире.

Решая учебные задачи,  учащиеся готовятся к решению реальных проблем.

Включение учащихся в процесс выполнения проекта позволяет овладеть им следующими компетенциями:

  • генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  • сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
  • оценивать  результат своей деятельности и других учащихся;
  • самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
  • выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы учащихся;
  • адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  • проектировать процесс и планировать свою деятельность.
  1.  Личность педагога.

Педагог – консультант и помощник начинающего исследователя, образец творческой деятельности, тот у которого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом.

Таким образом, овладевая  исследовательским обучением, педагог развивает у себя  следующие педагогические способности:

  • способность видеть «удивительное в обыденном»;
  •  умение находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в доступной для детей форме;
  • умение увлечь учащихся задачей;
  • способность к выполнению функций координатора и партнёра в исследовательском поиске;
  • умение быть терпимым к ошибкам учащихся;
  • умение организовать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «исследований».

Перечисленные слагаемые исследовательского подхода в обучении являются базовыми и играют основополагающую роль в становлении личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

Личностно-деятельностный подход к обучению младших школьников решению задач

Инновационность стандартов второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе. В работе представлен деятельностный подход к обучению решению задач, формирующий широкий спектр личностных ка...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проект...

Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проект...