Пути совершенствования техники чтения младших школьников
методическая разработка по чтению на тему
Ученые и педагоги-практики сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_sovershenstvovaniya_tehniki_chteniya.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути совершенствования техники
чтения младших школьников
Содержание
Пути совершенствования техники чтения………………………………………………………6
Приложение 1. Чтение рассказа В. Осеевой «Все вместе»..……………………………….14
Приложение 2. Тема: «Знакомство с буквами М м и звуками [м], [м']»…………………….15
Приложение 3. Тема: В.П. Катаев «Цветик-семицветик»……………………….………….18
Приложение 4. План анализа рассказа……………………………………………………..……21
Приложение 5. План работы над лирическим стихотворением ……………………….….21
Приложение 6. План анализа сказки………………………………………………22
Приложение 7. План анализа басни……………………………………………………………….22
Пути совершенствования техники чтения
За годы работы в школе я не раз сталкивалась с неумением детей читать книги. В частности, наблюдения за учащимися в моем классе показали, что некоторые учащиеся неспособны воспринимать должный объем информации, у них наблюдается неустойчивость внимания, они не располагают достаточным запасом слов, не все умеют читать про себя, нередко допускают при чтении серьезные ошибки, у многих слабо развит артикуляционный аппарат. Вот это и определило проблему моего поиска в области совершенствования техники чтения младших школьников.
Мало и плохо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, что называется, захлебываться в потоке информации. В то же время учащиеся начальной школы находятся в том возрасте, когда у них можно выработать оптимальную скорость чтения.
Ученые и педагоги-практики сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна.
При проведении мониторинга техники чтения я соблюдаю условия, к числу которых относятся:
• систематичность проверок;
• сравнимость результатов;
• объективность оценивания;
• комфортные условия тестирования.
1) При изучении техники чтения, учитываю следующие показатели: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.
Наблюдения я веду с первого класса, сначала выясняя, кто из первоклассников умеет читать, кто просто знает буквы, а кто с ними не знаком. Технику чтения учеников я проверяю ежемесячно и составляю индивидуальный график на каждого учащегося.
Рис. 1 Индивидуальный график сформированности темпа и качества чтения уч-ся 2 кл. Никиты Г.
Приведенный здесь график свидетельствует, что скорость чтения проверяемого ученика ежемесячно повышалась и уже в декабре соответствовала требованиям, предъявляемым к концу года 2 класса. Ученик читал осмысленно, выразительно, количество ошибок снижалось.
Индивидуальные результаты учащихся я обобщаю в сводных таблицах (таблица 1).
Данные диагностики свидетельствуют о том, что у учащихся вырос объем зрительного и слухового восприятия, увеличился словарный запас, у них достаточно неплохо развит артикулярный аппарат, сформирована устойчивость внимания.
Сформированность техники чтения заметно повлияла как на общее развитие речи, так и на повышение качества успеваемости.
При наблюдении за качеством чтения, необходимо, чтобы ученик понимал: беглое чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных, познавательных задач. Терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе, я вместе с родителями стимулирую деятельность ученика.
Значение контроля за формированием навыка беглого чтения, по моему мнению, переоценить трудно. В результате этой работы у учеников при чтении исчезают страх и неуверенность, они начинают больше читать, а чтение, в свою очередь, служит одним из факторов сближения детей, родителей и учителя. Составляющими техники чтения являются следующие компоненты: способ
чтения, его правильность и выразительность, скорость или темп чтения. Взаимосвязь всех сторон навыка чтения очевидна, и, только это имея в виду, можно рассматривать способы и приемы развития каждой из них в отдельности. Психолого -методическое исследование позволяет определить особенности формирования навыка правильного чтения, который связан с процессами фонематического слуха, звукопроизношения, с развитием поля чтения. Быстрота чтения сама по себе не имеет цены, если она не регулируется сознательностью чтения, без чего быстрое
чтение не будет иметь значения ни для читающего, ни для слушающих. Правильность чтения тоже служит только средством для сознательного чтения текста, а не является самоцелью. Правильность и сознательность, а также и беглость чтения является основой для выразительности чтения.
Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения:
1. Отработка произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний у учащихся.
Примерные упражнения:
Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и читают 15 согласных одного ряда:
чсмтбфвпрлджхщш
гнкцчсмпрвлдкцг
чсмтбфвпрлджхщш
гнкцчсмпрвлдкцг
Чтение согласного с гласными с использованием этой же таблицы. Например, 1-й ряд читает согласный с гласным звуком [а], 2-й ряд – с гласным [о], 3-й ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся упражняются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.
2. Отработка литературного произношения.
Упражнения на выработку навыков правильного произношения и ударения я включаю под заголовком-девизом «Говори правильно!». Беру слова с учетом наиболее часто встречающихся в речи учащихся: километр, портфель, спала. Ведется работа над правильным произношением отдельного звука [г] и над стечением согласных г т, г к в словах ногти, лягте, мягкий. Учащимся следует знать, как надо ставить ударение в форме винительного падежа некоторых существительных: трАву –а не травУ, вОду – а не водУ. Основной вид заданий на закрепление этой нормы –составление предложений (Дети сели на … . Я пью … .) и составление устных рассказов из двух-трех предложений с употреблением таких слов.
Например,
Кого называют гусеницами? (насекомое)
А у какой машины имеются гусеницы? (у трактора)
Ученики включают в ответ нужное слово, составляя маленький рассказ, несколько раз употребляют нужное слово.
3. Расширение поля чтения и безошибочного восприятия слов, предложений при чтении вслух и про себя.
Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке или картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).
Работа со словарными блоками по вертикали у которых спрятано слово:
сок Света
носки место
сам каток
(оса) кукла
магазин
(ветка)
Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.
Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Изучая навыки чтения учащихся, я обращаю внимание на то, как ученики читают вслух и как читают про себя (т.е. молча).
Чтение «про себя», молча – это чтение глазами, без внешних речедвижений.
Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, навыки чтения еще не сложились.
Чтение вслух обеспечивается более сложным механизмом, чем чтение про себя. При чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух текста зависит от возможностей речедвигательного канала.
При чтении молча психофизиологический механизм проще, поскольку процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи информации отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного текста. Темп зрительного восприятия увеличивается в два раза. Чтение молча обеспечивает развитие любви к чтению книг.
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали приемами чтения я отрабатываю способы действия, даю учащимся определенные ориентиры, составляю «памятки».
Вот, например, рекомендации для родителей:
1. Занятия чтением должны вызывать у ребенка положительные эмоции и создавать хорошее настроение.
2. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3. Самостоятельное чтение книг начинайте с книг с крупными рисунками, текстом,занимающим не более четверти страницы.
4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастические произведения, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6. Организовывайте семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7. Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети ждали наступления вечера.
8. Читайте вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
Правила чтения для учащихся:
1. Читай ежедневно вслух и про себя.
2. Старайся понять, о чем читаешь.
3. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
4. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
В каждом классе есть несколько учащихся, которые не укладываются в нормативы техники чтения. С такими учащимися я провожу специальные упражнения для развития техники чтения. К названным упражнениям относятся перечисляемые ниже.
Упражнения для развития правильности и темпа чтения:
1. Артикуляционная гимнастика
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох, задержка дыхания, выдох;
- вдох, выдох «порциями».
2. Звуковая разминка.
А-о-у-ы-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э, аоуиэ, аиуоэ;
С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбе.
3. Чтение слов столбиком: поочередно читать слова в столбике вслух, стараясь за одну минуту прочитать все слова большее количество раз.
4. Упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у...
Машины едут: ж-ж-ж…
Лошадки поскакали: цок-цок-цок...
Рядом ползет змея: ш-ш-ш…
Муха бьется в стекло: з-з-з…
5. Чтение шепотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
6. Чтение тихо и умеренно сочетаний слогов:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
7. Чтение скороговорок с увеличением темпа, изменением интонации (с удивлением, восторженно, сердито):
Дед Додон в трубу дудел.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
8. Чтение пословиц, поговорок:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Нашла коса на камень.
9. Чтение пунктирно написанных слов: буквы записаны не полностью, а пунктирной линией:
Б-р—ан (барабан)
10. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово
11.. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
Дерево, товарищ, ухо, дорога, медведь, лицо.
12. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
13. Чтение за взрослым.
14. За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву. Найди слова на букву «Д». Первый вариант - в первом абзаце (6 слов), второй вариант - во втором абзаце (3слова). Текст: Е. Пермяк «Для чего нужны руки?»
Упражнение для развития осознанного чтения
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель; мал – мял; мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ножницы, молоток, пила, грабли шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник картофель, свекла, лук, капуста; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; курица, гусь, утка, индейка зеленый, синий,красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый; минута_____'20l, время, час, секунда; дороге, шоссе, тропинка, путь; молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; ель, сосна, кедр, осина; лук, огурец, морковь яблоко; гриб, ландыш, ромашка, василек.
4. Чем схожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
(Все слова состоят из двух слогов).
5. Составь слово путем перестановки букв.
Уклбо, сноас, упке.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама.
Пуговица, молоток, лава.
Упор, бузина, шина.
Поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог в каждом слове.
Мебель, ружье.
Соломка, пора, мель.
Лиса, бельмо, полет.
Смола, слеза, берет.
- 13 -
9. Найти вторую половину слова:
Кос-ничий мо-мент ко-на
Лес-та ро-вок го-са
Пар-мос со-тор вес-род
Лес-та ро-вок го-са
Пар-мос со-тор вес-род
Из слогов первого столбика учащиеся составляют слова: лесничий, парта,
космос;
из слогов второго столбика – мотор, совок, момент;
из слогов третьего столбика – коса, город, весна и др.
10. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
а) Песня – композитор, самолет – ? – аэродром, горючее, конструктор,
летчик, истребитель.
б) Школа – обучение; больница – ? – доктор, ученик, лечение, учреждение,
больной.
11. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
12. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
13. Какая буква, слог, слово лишние?
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
реки, речка, ручей, ручка, ручеёк
14. Найди слово, слог в слове.
Гроза Газета Кустарник
Рона (ворона) (ворота)
Ка (канава) (облако)
15. Найди слово, обозначающее животное «среди строк».
Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной...
16. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.
ма ти ма си ра му по ка до
Упражнения я провожу индивидуально, по группам, коллективно. Продолжительность их составляет 5-6 минут. Таким образом дети постепенно овладевали техникой чтения.
Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:
1. Чтение по ролям.
2. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
3. Составить вопросы к тексту.
4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет
необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
Одним из упражнений по технике чтения является следующее: ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день, просчитывает количество слов в нем (примерно 120-160 слов). Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую и так далее в таблицу отчета, который ученик сдает по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю и администратору, прилагая составленные вопросы, проверяющие осмысление текста.
Эти и другие упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения – техники чтения. Упражнения я провожу индивидуально, по группам, коллективно. Продолжительность их составляет 5-6 минут. Таким образом дети постепенно овладевали навыками осознанного чтения.
В приложениях 1, 2 представлены конспекты уроков чтения в 1-м классе с применением приведенных выше упражнений, а также памятки по работе с различными жанрами произведений.
Приложение 1.
Чтение рассказа В. Осеевой «Все вместе»
(фрагмент урока в 1 классе)
Цели: совершенствовать навык вдумчивого чтения; формировать умение целостного и дифференцированного восприятия слов; отрабатывать правильное произношение и употребление слов; расширять читательский кругозор; обогащать лексический запас и грамматический строй речи; развивать мыслительные операции и устную речь.
Ход урока:
II. Работа с текстом В. Осеевой «Все вместе».
1. Постановка учебной задачи.
– Сегодня вы продолжите читать рассказы о поступках людей. Как вы думаете, для чего? (Чтобы лучше разбираться в своих друзьях). Эти произведения помогут вам узнать, для чего нужна людям дружба.
2. Речевая разминка.
Перед чтением текста предлагаются упражнения-задания на развитие правильности и темпа чтения.
2.1. Игровое упражнение «Цепочка слов». Учащиеся читают и объясняют превращение слов в другие.
Любил-полюбил-полюбилась;
Решить-решительно-нерешительно.
2.2.Читай внимательно, объясни значение этих слов
Глазами-глазками; Кинула-кивнула.
2.3. «Задание Слоговика».
Чтение слов по слогам и целыми словами, упражнения в постановке ударения.
Ве+се+лы+ми веселыми
У+ди+ви+тель+ны+ми удивительными.
2.4. Объясни значение слов: полюбилась – понравиться, прийти по вкусу.
Баловаться- шалить, резвиться.
Приложение 2.
Тема: «Знакомство с буквами М м и звуками [м], [м']».
(фрагмент урока чтения в период обучения грамоте в 1 классе)
Цели: 1. Познакомить учащихся с буквами Мм и звуками [м] [м’]. 2. Показать, что одно и тоже слово может иметь несколько значений. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. 4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление. 5.Формировать навыки сотрудничества.
Ход урока
2. – Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.
На листе ватмана написана загадка:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
( Гриб)
По каким признакам вы определили, что это гриб?
После того как загадка отгадана, лист переворачивается: на его обратной стороне нарисован гриб.
– Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.
Дети «печатают» в тетрадях слово ГРИБ, доказывают правильность написания: грибы – гриб.
1. – И вот мы в лесу. (Открывается доска с изображением леса) Нашим проводником будет этот гриб. Вот какая история произошла с ним однажды…
Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.
– Ты кто? – спросил грибенка зверек.
– Я лисичка, – ответил грибенок.
– Вот здорово! – обрадовался зверек. – Я тоже лисичка. А ты не боишься, что
тебя застрелит охотник?
– Ты все перепутал, – ответил грибенок, – охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить нас на сковородке…
Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.
– Что за “лисички” встретились в лесу?
– Кто из них прав? (Оба по-своему)
– Почему же лисички не поняли друг друга?
Вывод: Одно слово иногда может обозначать несколько предметов.
– Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? (Ответы детей).
– Да потому, что грибы растут только в лесу.
На доске написан текст
Гриб – дитя леса. В степи нет грибов. Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то в нем начнут родиться грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса…
Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия,
происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик. (Текст читает учитель и хорошо читающие дети).
Прочитайте названия грибов и выберите картинки
Проверка:
− Почему их так назвали?
Физкультминутка
Мы идем в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку, умылись (имитация), оделись, взяли корзинки и пошли.Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки. Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели… Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше.
Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку… Пошли дальше.
Еще гриб: наклонились, присели, срезали… И вот у нас полная корзинка!
Работа в тетрадях для печатания
Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.
– А кто нам встретился в лесу?
Н И А Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом. ( Лиса)
- 17 -
Е Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. ( Еж)
И И Живет в лесу, ухает, как разбойник,
Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
Е А В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? ( Белка)
– Белка принесла нам грибочки. (Детям раздаются шаблоны грибов, которые
они обводят в своих тетрадях).
Штриховка
Тема: Согласные звуки [д], [д']. Буквы д,д. Профессии родителей.
(фрагмент урока чтения в период обучения грамоте в 1 классе)
Цель: познакомить учащихся с согласным звуком, буквой Дд, закрепить умения находить в словах новый звук, познакомить с новой профессией.
Оборудование: «Азбука» под редакцией В.Г.Горецкого, схемы слов, картины.
Ход урока
I. Организационный момент.
- К нам на урок пришла Красная Шапочка, она хочет тоже узнать новые звуки и букву.
II. Проверка домашнего задания.
2.1. Составить по картинке схему слова, определить количество слогов, звуков, букв.
2.2. Напечатать имя сказочного деревянного героя, который приходит к нам часто на урок. (Буратино)
2.3. Плавное чтение рассказа «В библиотеке».
– Что Вы узнали из этого рассказа?
– Почему понравилось чтение Кати С. (чтение плавное, выразительное, с остановками между словами)
III. Работа по теме урока.
3.1. Выделение __________звуков [д], [д'] из слов диван, два..
3.2. Сравнение звуков [д], [д']
3.3.Упражнения в узнавании на слух звуков [д], [д'].
Дерево, учитель, доктор, радио, холодильник, доярка, водитель, дед.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
3.4. Знакомство с буквой Д
IV. Закрепление.
4.1.Чтение слогов-слияний сновой буквой. (работа по учебнику стр. 71 )
Физминутка
4.2. чтение слов
во|да во:д| ны|е
во|до|ла:з по:д|во:ны|е
т:ру:д
Какие слова похожи по значению?
Составьте предложения с любым словом.
V. Работа с текстом «Водолазы».
5.1. Чтение текста, выяснение понимания прочитанного
Что Вы узнали о профессии водолаз?
В чем особенность их работы?
Прочитайте слова, которые встретились в рассказе со звуками [д], [д'].
5.2. Выборочное чтение
Найдите и прочитайте предложение к данной иллюстрации.
Приложение 3.
Тема: В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
(фрагмент урока «Литературное чтение» в 3 классе)
Цели: совершенствовать навык осознанного, правильного, быстрого и выразительного чтения; учить определять идею произведения, формировать умение выделять из текста главное для характеристики героев произведения, воспитывать
дружелюбие, чувство ответственности.
Оборудование:
1. Выставка книг В.П.Катаева.
2. Пословицы.
3. Портрет писателя В.П.Катаева, иллюстрации к сказке «Цветик-семицветик».
4. Отдельные лепестки для учащихся.
Ход урока.
I. Подготовительная работа перед чтение сказки.
1.1. У нас сегодня новая встреча с книгой замечательного писателя В.П. Катаева.
1.2. Рассказ учителя о писателе.
- Замечательный советский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Валентин Петрович Катаев родился 16 января 1897 года в городе Одесса. Учился в гимназии. Своё первое стихотворение «Осень» он написал в 13 лет. С 1922 года Валентин Петрович жил в Москве, работал в газетах, писал рассказы и фельетоны для взрослых и для детей.
Самые известные и любимые читателями повести «Белеет парус одинокий»; «Сын полка» из цикла повестей под общим названием «Волны чёрного моря» . Первые книги для детей: «Бабочка», «Радио - Жираф». Наиболее ярко талант Катаева как детского писателя проявился в небольших
сказках: «Пень», «Дудочка и кувшин», «Голубок». Его сказки учат нас прилежанию, доброте, внимательному отношению к людям.
А сегодня мы прочитаем произведение «Цветик-семицветик» написанное еще в 1940 году (посчитайте, сколько ей лет – 65).
Когда я была маленькой, такой как вы, я прочитала, и полюбила эту книгу.
Прошло столько много лет, а дети и сейчас читают её с большим удовольствием.
1.3. Книжная выставка
- Перед вами книжная выставка. Все книги «Цветик-самицветик»… только изданы они, в разное время и иллюстрированы разными художниками. (Рассматривают)
- Какая самая красивая на ваш взгляд? Почему?
- Что ещё можете сказать об этих книгах? (Дети определяют год издания, издательство, художники – иллюстраторы)
2. Работа по содержанию произведения.
- Почему книга называется «Цветик-семицветик»?
- Скажите, к какому жанру относится это произведение? (сказка) Почему?
Дети называют признаки сказки: О доброй старушке с загадочным цветком; о волшебствах; о счастливом конце сказки.
2.1. Словарная работа.
Зевать по сторонам – отвлекаться.
Баранки – сушки от глагола баранить – сгибать кольцами.
2.2. Продолжение работы по содержаниию
- Расскажите начало сказки до встречи Жени со старушкой.
- Значит, Женя заблудилась, оказалась в незнакомом месте.
Сценка-иллюстрация к эпизоду «Встреча со старушкой».
- Ребята, а как вы думаете, что по секрету могла сказать старушка девочке?
- Давайте все вместе скажем выразительно эти слова.
- Что произошло потом? Исполнилось её желание?
- Найдите в книге и прочитайте.
- Как автор описывает белых медведей?
- Кто перескажет, что же было дальше?
- Какие черты автор высмеивает в девочке в этом эпизоде? (зависть, жадность,
желание обладать большим, чем другие)
- как вы думаете, принесло желание (иметь много игрушек) Жене радость?
(только огорчение и неприятность).
- Скажите, сколько лепестков осталось у Жени?
- О чём она задумалась? (прочитайте)
- Что произошло дальше? (рассказать)
- Чем закончилась сказка? (Витя здоров).
Слово учителя.
Какое желание на ваш взгляд было самым важным, главным, которое помогло
мальчику? (7 желание).
2.3. Работа с иллюстрациями к тексту.
Посмотрите на картинки и скажите:
- Какой эпизод показался вам смешным, радостным, грустным?
Обратимся к словарю С.И. Ожегова (дети находят, в нём значение этого слова и зачитывают).
Радостный – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовольствия.
Грустный – чувство уныния, лёгкой печали.
Смешной – выражающий полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств.
Ребята, давайте помечтаем. У вас на партах лежат по 1 лепестку от цветика-
семицветика: вы можете загадать, и записать своё желание (прочитать).
III. Итог урока
Прочитайте пословицы.
- Какая из пословиц выражает главную мысль сказки?
Делано наспех – сделана на смех.
Жизнь дана на добрые дела…
- Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).
Никита Е. Велосипед и побывать на северном полюсе
Никита К. Хочу, чтобы все были добрыми.
Ира С. Чтобы Анна Александровна была здорова.
Приложение 4.
План анализа рассказа
1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:
• повествование (рассказывает);
• описание (показывает);
• рассуждение (доказывает).
3. Кратко передай сюжет (основные события) рассказа.
4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие
основные достоинства произведения ты бы отметил?
Приложение 5.
План работы над лирическим стихотворением
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это сти-
хотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой,
стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки
этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
Приложение 6.
План анализа сказки
1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней
вымышлено?
3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей
реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена её главная мысль?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
Приложение 7.
План анализа басни
1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
3. Обрати внимание на то; как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что поучительным?
9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников
Это научная работа.Введение...
Система работы учителя над совершенствованием чтения младших школьников
Представлен ряд эффективных способов и приемов по совершенствованию чтения младших школьников....
Совершенствование чтения младших школьников
В презентации представлен ряд приёмов, способствующих пониманию и развитию нормального темпа младших школьников....
Из опыта работы "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника"
Использование современных педагогических технологий становится одним из инновационных и продуктивных направлений развития образования. В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обуче...
Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"
Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...
Пути воспитания внимания младших школьников, как фактор повышения качества образования
«...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»\'.К.Д. Ушинский.м...
Пути преодоления неуспеваемости младших школьников
При выполнении работы на тему: « Компетенция деятельности: Пути преодоления неуспеваемости младших школьников» была поставлена цель – описать и экспериментально применить комплекс методических средств...