Презентация: «Теоретические основы работы с художественной литературой в дошкольном возрасте»
методическая разработка (1 класс)
Презентация: «Теоретические основы работы с художественной литературой в дошкольном возрасте»
« Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг, а чтение –это тропинка, по которой умелый, думающий взрослый находит путь
к сердцу ребёнка».
В.А. Сухомлинский
Художественная литература является важным средством умственного, нравственного и эстетического развития ребенка
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, воздействует на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_raboty_s_hudozhestvennoy_literaturoy_v_doshkolnom_vozraste.pptx | 292.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг, а чтение –это тропинка, по которой умелый, думающий взрослый находит путь к сердцу ребёнка». В.А . Сухомлинский
Художественная литература является важным средством умственного, нравственного и эстетического развития ребенка Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка , воздействует на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа .
Как приобщить ребенка к книге, как реализовать ее идейно- нравственный потенциал? Сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных устоев. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества. Актуальность и перспективность
Цель: Способствовать становлению духовно- нравственной личности каждого ребенка путем использования художественной литературы . Задачи : Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий(добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д .). Способствовать развитию познавательной активности детей. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту . Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор. Развивать у детей чувства любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.
Значение детской художественной литературы : Художественная литература является важным средством умственного, нравственного и эстетического развития ребенка Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка , воздействует на личность ребенка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Особенности восприятия литературных произведений детьми младшего дошкольного возраста Тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка; Детей интересует прежде всего фабула (цепь связанных между собой событий); Установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события чётко следует друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего; Способность некоторое время сосредоточенно слушать, не отвлекаясь; В центре внимания детей – главный персонаж; Эмоциональное отношение к героям ярко выражено; Ребёнок прежде всего видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения; Тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.); Открытое непосредственное выражение эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика).
Особенности восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста Способны глубже вникать в содержание произведения, осваивать в известной мере возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять своё отношение к событиям, героям; Уже в состоянии не просто слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности; Легко устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете; Характеризуя героев, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт; Проявляют ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать.
Особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками Пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей; Формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы; Рост внимания к выразительным средствам языка; Герои произведения становятся им ближе и понятнее; Сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер; Понимание сложных скрытых мотивов поведения героев; Чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, откидываются на спинку стула, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозится (они затихают, сидят неподвижно, напряжённо слушают читающего); Способность к элементарному анализу литературных произведений .
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой Воспитывать интерес к художественной литературе , развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него; Формировать первоначальные представления о жанрах художественной литературы, их особенностях ; о композиции, о простейших элементах образности в языке; улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; Воспитывать литературно-художественный вкус, любовь к художественной литературе
Формы работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста Чтение художественных произведений; Беседа после прочтения; Проигрывание ситуаций; Тематические выставки, посвященные творчеству писателей; ознакомление с биографиями писателей; Театрализация; Придумывание сказок, рассказов; Оформление книжных уголков; Создание « Книжкиной больницы»; Выставки рисунков и поделок; Создание книжек-самоделок; Празднование именин произведения; Оформление макетов по мотивам любимых сказок; Создание семейных библиотек; Посещение занятий в библиотеках; Вечера сказок, загадок; Литературные викторины.
Основные методы ознакомления с художественной литературой Чтение воспитателя по книге или наизусть; Рассказывание воспитателя; Инсценирование ; Заучивание наизусть.
Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой Чтение и рассказывание; Беседы на литературные темы; Пересказ от лица литературного героя; Драматизация литературного произведения
Методика проведения вида занятия: Чтение и рассказывание Подготовка к занятию Воспитателя Знакомство с произведением (элементарный литературоведческий анализ): Идея произведения Герои произведения Литературные детали, язык произведения Выразительное прочтение Цель - донести авторский замысел, идею произведения, выразить свое отношение. Отбор методических средств Детей Цель - накопление опыта, необходимого для осмысления литературного произведения (опыт знаний, наблюдений, эмоциональных переживаний) Структура занятия 1 часть Цель - ввести детей в мир будущего произведения, заинтересовать, объяснить трудные слова. Организуется в виде беседы и чтения произведения. Прием : в младших группах- наглядный материал, в старших- вводная беседа, в которой актуализируется опыт детей, сообщаются краткие сведения об авторе. 2 часть Беседа о литературном произведении. Цель – углубить первоначальное восприятие, помочь осознать смысл произведения, усилить эмоциональное восприятие, побудить воображение. Ведущий прием : вопросы ( должны быть оправданы и целесообразны)
Ведущий прием в беседе – вопрос Виды вопросов: Вопросы по содержанию литературного произведения (в старших группах эти вопросы должны быть очень точными, воспроизводить существенные для понимания смысла детали); Вопросы, выясняющие эмоциональное отношение детей к прочитанному; Вопросы, помогающие ребенку установить причинно-следственные связи, раскрыть мотивы поступков героев; Вопросы, обогащающие внимание детей на авторские приемы изображения (язык); Вопросы, помогающие детям осознать авторский замысел произведения; Вопросы, помогающие детям связать личный жизненный опыт с авторским текстом .
Интеграция с другими образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие Освоение первоначальных представлений социального характера, норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи Познавательное развитие Достижение целей развития у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Художественно- эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие детского творчества
Умение воспринимать литературное произведение наряду с содержанием и особенностями художественной выразительности не возникает спонтанно, а формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста. Ч тение детям художественной литературы должно быть ежедневным не только в детском саду, но и дома. Регулярное , интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем и традицией группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Реферат по теме "Духовно-нравственное воспмитание дошкольников". В реферате отображена роль художественной литературы в духовно-нравственном воспи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Шапочка для снеговика» для детей младшего дошкольного возраста
I. ЦельФормирование умения делать снеговика.II. Задачи. Обучающие задачи: Формирование умения наклеивать круги разного размера в определенной последовательности от самого большого, до маленького.Продо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Снежные комочки, большие и маленькие» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Цель:Формирование умения рисовать комочки....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: « Дымковская лошадка» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Цель: декорация дымковской лошадки...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...