Использование системы алгоритмов в процессе самоподготовки в начальной школе
методическая разработка
Как эффективно огранизовать самоподготовку в рамках школы полгого дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mamchuk_m.p._vystuplenie_na_mmo.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование системы алгоритмов в процессе самоподготовки в начальной школе
С января 2020 года в Белгородской области реализуется региональная стратегия «Доброжелательная школа». Одним из проектов данной стратегии является «Школа полного дня». Проект подразумеваетпроведение в школах самоподготовки.
Основной вид деятельности обучающихся на самоподготовке - это выполнение домашних заданий.
При организации данного вида деятельности я столкнулась с проблемой низкой эффективности процесса самоподготовки. Мною был определен ряд факторов, которые влияют на эффективность процесса выполнения домашних заданий:
- большой объем невыполненного домашнего задания после самоподготовки;
- отсутствие необходимого уровня самоорганизации;
- чрезмерная включенность педагога в процесс выполнения домашних заданий обучающимися;
- потребность в постоянном одобрении учителя;
- отсутствие проявление инициативы у обучающихся;
- отсутствие условий для развития самостоятельности обучающихся;
- неумение работать с черновиком;
- многократное переписывание задания на черновик из-за низкой концентрации внимания, большого количества ошибок, недопонимания инструкции к заданиям;
- несоблюдение порядка на рабочем столе;
- многократное движение от парты к столу учителя с целью проверки задания;
- общение с соседом по парте на отвлеченные темы.
Для повышения эффективности выполнения учащимися домашних заданий в рамках самоподготовки я решила алгоритмизировать данный процесс.
Мною разработан пошаговый алгоритм выполнения домашних работ учащимися. Данный алгоритм хочу представить вашему вниманию.
1.Организация рабочего пространства (с помощью визуализации)
У детей на столах есть разметки в виде фигур и предметов, которые подсказывают, где должен лежать учебник, тетрадь, пенал и т.д.
2.Настрой на работу (психологический настрой, создание благоприятной обстановки в классе.Например, «Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза и пожелайте друг другу хорошего настроения»)
3.Целеполагание. Формулировка общей цели на время самоподготовки.
После того, как дети пожелали друг другу хорошего настроения, организовали рабочее пространство, происходит следующий этап(4) – определение задач, которые позволят достичь цели. У каждого ребенка есть индивидуальная «доска задач», в которой он фиксирует последовательность работы над домашним заданием. «Доска задач» - таблица, распечатанная на листе А4 (Выполнить/В работе/Выполнено/Затраченное время). Ученик в первой колонке «Выполнить» размещает стикеры с определенными задачами. Как правило, ребенок знает, что лучше у него получается и с какого задания ему начать работу (русский язык или математика). Как только обучающийся приступает к работе, первый стикер переходит во вторую колону «В работе». По завершении работы стикер перемещается в колонку «Выполнено». После чего ребенок в последней колонке записывает время, которое ему понадобилось для выполнения задания.
- Выполнение домашних заданий. Обучающиеся выполняют домашнюю работу в соответствии с поставленными задачами.
Если в процессе работы ученику потребовалась помощь, он не встает с места и не бежит к столу учителя. Достаточно просигнализировать о возникшей потребности в помощи учителя с помощью цветного карандаша. Если ребенок поднял красный карандаш, то ему срочно требуется педагогическая помощь, желтый - означает, что у обучающегося есть вопрос, не требующий срочного ответа, зеленый - ребенок выполнил задание и приступает к решению следующей задачи (в соответствии с индивидуальной «доской задач»).
В алгоритме организации работы на самоподготовке предусмотрены «тихие» (на своём месте, определяются каждым ребенком индивидуально) и «подвижный» (для всего класса в середине самоподготовки в виде физминутки) перерывы. «Тихие» перерывы чередуются с «подвижным».
- Заключительный этап. Подведение итогов своей работы индивидуально (что выполнено, над чем необходимо поработать дома).
После того как обучающиеся научились работать с разработанным алгоритмом, я решила поделить класс на группы в соответствии со способностями и темпом деятельности учеников.
Группы рассадила по рядам:
- Обучающиеся с высокими способностями, которым помощь учителя практически не требуется
- Ученики средних способностей, которые нуждаются в частичной помощи педагога
- Дети, нуждающиеся в постоянной помощи учителя
Из числа учащихся с высокими способностями и хорошей успеваемостью выбрала детей-наставников, которые, при необходимости, могут разъяснить правила выполнения заданий или учебный материал ученикам из второй группы.
Исходя из этого, работа происходит следующим образом, первая группа работает самостоятельно, вторая – с помощью детей-наставников, третья – под постоянным контролем учителя. При необходимости учащийся любой группы может подать сигнал (поднять карандаш нужного цвета) о том, что он нуждается в помощи со стороны учителя.
В классе на доске всегда весит алгоритм деятельности обучающихся в процессе самоподготовки и свод дисциплинарных правил, которые при необходимости можно повторить перед самоподготовкой.
Делая вывод, можно сказать, что система алгоритмов и использование бережливых технологий во время самоподготовки позволило оптимизировать данный процесс и повысить его эффективность. Стоит отметить, что чем больше учащиеся работали по заданному алгоритму, тем меньше они использовали визуальные подсказки. То есть, алгоритмы перешли во внутренний план действия ребенка и закрепились в виде привычки. Это позволило сэкономить время и увеличить объем выполненных домашних заданий на самоподготовке. Данная система дает возможность разработать эффективный алгоритм деятельности каждого ребенка во время самоподготовки с учетом психофизиологических особенностей и интеллектуальных способностей.
Положительные результаты, полученные в ходе внедрения системы алгоритмов, доказывают, что алгоритмизация деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий является эффективным методом организации процесса самоподготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"
В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...
Использование СОТ в процессе обучения в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников.
педагогический проект...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ГОЛОСОВАНИЯ MIMIO VOTE В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье освещается возможность и особенности использования на уроках в начальной школе интерактивных систем голосования, которые используются для проверки домашнего задания, блиц-опросов...
Использование игровых технологий в процессе обучения в начальной школе
Разновидности игровых технологий...
Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.
Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....
"Организация и проведение самоподготовки в начальной школе" Калинина О.А., учитель начальных классов МАОУ "СОШ №40", город Старый Оскол
Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда...
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...