Статья на тему «Методики рефлексии, используемые в учебном процессе в начальной школе»
статья
Вданной статье описываются две основные методики рефлексии, а также основные приемы рефлексии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_metodikah_refleksii.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Методики рефлексии, используемые в учебном процессе в начальной школе»
Подготовил: учитель начальных классов
Российской гимназии при Государственном Русском музее,
Мерзуева Елена Борисовна
ФГОС направлены на модернизацию подхода к организации учебной деятельности таким образом, чтобы присутствовала включенность обучающегося в планирование, осознание результатов своей учебы, превращение его из объекта обучения в его субъект, полноправного организатора своей учебной деятельности
Рефлексия от лат. reflexio― обращение назад.
Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.
На уроках и классных часах я часто использую разные рефлексивные приемы: модель Г.Гиббса, таксономию Блума, «Лесенки успеха», «Радужное настроение», «Ассоциации». Выбор любой методики заключается в обязательном проговаривании и объяснении ребёнком своего ответа.
Модель рефлексии Г.Гиббса (очень подходит для проведения классных часов и уроков литературного чтения) состоит из шести шагов:
1. Описание.
Когда и где это произошло?
Почему вы там были?
Кто еще там был?
Что случилось?
Что вы сделали?
Что сделали другие люди?
Каков был ваш результат?
Каков был результат других людей?
2. Ощущения.
Что вы чувствовали перед самой ситуацией?
Что вы чувствовали во время ситуации?
Как вы думаете, что другие люди чувствовали до и во время ситуации?
Что вы чувствовали после окончания ситуации?
Что вы думаете об этой ситуации сейчас?
Как вы думаете, что другие люди думают об этой ситуации сейчас?
3. Оценка.
Каков позитив от этой ситуации?
Каков негатив этой ситуации?
Что прошло хорошо?
Что прошло не очень хорошо?
Какой вклад сделали вы и другие люди для того, чтобы ситуация оказалась хорошей или плохой?
4. Анализ.
Что можно сделать так, чтобы в следующий раз ситуация была позитивной как для вас, так и для других людей?
Если бы вы могли оказаться в этой ситуации еще раз, что бы вы изменили в своем поведении и мыслях?
Какие навыки вам необходимо развить для того, чтобы в следующий раз справиться с ситуацией лучше?
5. Вывод.
Вы тщательно и со всех сторон проанализировали ситуацию и теперь многое вам стало ясно. Отныне, если такая ситуация повторится, вы будете подходить к ней более осознанно.
6. Действие.
Вы должны составить подробный план действий и приготовиться к изменениям.
Таксономия Блума:
1. Воспоминания по Блуму: Что я сделал?
2. Понимание по Блуму: Что было важным в том, что я сделал? Достиг ли я своих целей?
3. Применение по Блуму: Когда я делал это раньше? Где я смогу это снова использовать?
4. Оценивание по Блуму: Насколько хорошо я проделал работу? Что сработало? Что мне необходимо улучшить?
5. Творчество по Блуму: Что мне нужно делать дальше? Каков мой дальнейший план/намерение?
Таким образом, данные методики хорошо подходят для работы в начальной школе на уроках литературного чтения при анализе произведений, а также при проведении внеурочной деятельности и классных часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.
Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя с детьми с особыми о...
Информатизация учебного процесса в начальной школе
Статья раскрывает основные правила и требования к применению ИКТ в начальной школе...
Информатизация учебного процесса в начальной школе
Презентация раскрывает основные аспекты использования ИКТ в начальной школе...
статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - КОНСТРУКТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья поможет учителю начальных классов использовать конструктор ЛЕГО на уроке...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)
Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье. Здоровый ребёнок успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в кото...
Статья Мотивационное обеспечение учебного процесса в начальной школе
Материал содержит рекомендации о том,как создать мотивацию на уроках для эффективности усвоения учебного материала учениками.Данный материал подходит для учителей начальных классов....