статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.31(045)
ББК 74.2
Ю.82
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЮРТАЙКИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, ol.yurtajkina@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: универсальные учебные действия, задержка психического развития, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются основные подходы к диагностической работе с детьми с задержкой психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследованию познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Основное внимание уделяется организации и методике проведения исследования познавательных универсальных учебных действий учащихся с задержкой психического развития в начальной школе.
THE METHOD FOR UNIVERSAL EDUCATIONAL COGNITIVE RESEARCH ACTION AT PRIMARY SCHOOL CHILDREN school.
Yurtaikin Olga Aleksandrovna
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
KEYWORDS: universalnyn curricular activities , mental retardation, disabilities, psychological and pedagogical diagnostics, correctional and developing work .
ABSTRACT: This article rassmatriayutsya main approaches to the diagnostic work with children with mental retardation in the regular school , and describes the results of diagnostic work on the study of universal cognitive learning activities among students . Focuses on the organization and methodology of the study of cognitive Uud students with mental retardation in elementary school.
Проблема развития познавательных универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития недостаточно разработана в настоящее время. Трудности обусловлены тем, что категория детей с задержкой психического развития полиморфна и разнородна по своему составу. Дети с задержкой психического развития различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков различных видах деятельности.
Диагностическая работа в массовой школе строится с опорой на основные психолого-педагогические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л. С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.[ 11, с. 124]
При диагностическом обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения познавательных процессов детей школьного возраста (начальные классы), в том числе – детей с отклонениями в развитии. Это хорошо известные методики и диагностические комплексы Ю.З. Гильбуха, Э. Ф. Замбацявичене и др.[ 7, с. 78]
При всем многообразии пособий и материалов по психолого-педагогической диагностике младших школьников. В них не достаточно полно рассматривается технология диагностической работы. Ее методическое оснащение и формы отражения результатов исследования детей с задержкой психического развития.
При диагностическом обследовании в условиях массовой школы на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенной познавательной деятельности, а также исследования сферы знаний, умений и навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса средством оптимизации этого процесса. Углубленное обследование познавательной сферы ребенка позволяет определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками психического развития «возрастной нормы». Это поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.
Раскроем методику исследования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте приняли участие 1-4 классов. В количестве 67 человек, из них 27 учащихся с задержкой психического развития — экспериментальная группа и 40 учащихся возрастная норма с сохранным интеллектом — контрольная группа. Целью эксперимента было изучение познавательных универсальных учебных действий у указанной категории учащихся.
Нами были использованы следующие методики:
Методика «Исключение понятий».
Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене.
Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;
2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;
3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
4 субтест - выявление умения обобщать.
Методика «Парные аналогии» Ю.З. Гильбуха.
Методика направлена на определение понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач. Для 1 класса предлагается вариант с картинками, для 3-4 класса -вербальный вариант
Методика «Выделение существенных признаков».
Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, второстепенных по характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Методика «Сюжетные картинки».
Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных связей и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.
Методика «Числовые ряды».
Методика предназначена для определения способностей учащихся к устному счету, к решению задач, к математическим вычислениям.
Методика «Толкование пословиц».
Методика предназначена для исследования уровня и целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровня развития речевых процессов.
Методика «Обобщение».
Методика предназначена для выявления способности испытуемого обобщать, уровня его понятийного мышления, умения находить общее в предметах и разного рода явлениях, умение выражать найденное общее в виде конкретного понятия.
Методика «Общая осведомленность».
Методика направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.
Нами были получены следующие результаты. Данные представлены в таблице.
Таблица 1.
Название методики | Дети с задержкой психического развития | Дети с нормой интеллекта | ||||
Тест Замбацявичене | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
1 субтест | 0% | 14% | 86% | 40% | 60% | 0% |
2 субтест | 0% | 28% | 72% | 70% | 30% | 0% |
3 субтест | 0% | 0% | 100% | 40% | 60% | 0% |
4 субтест | 0% | 0% | 100% | 80% | 20% | 0% |
Методика «Исключение лишнего» | 0% | 42% | 58% | 50% | 50% | 0% |
Методика «толкование пословиц» | 0% | 14% | 86% | 40% | 60% | 0% |
Методика «Парные аналогии» | 0% | 28% | 72% | 80% | 20% | 0% |
Методика «Числовые ряды» | 0% | 28% | 72% | 60% | 40% | 0% |
Методика «Выделение существенных признаков» | 0% | 42% | 58% | 50% | 50% | 0% |
Методика «Обобщение» | 0% | 28% | 72% | 80% | 20% | 0% |
Методика «Сюжетные картинки» | 0% | 28% | 72% | 70% | 30% | 0% |
Методика «Общая осведоменность» | 0% | 42% | 58% | 80% | 20% | 0% |
Из таблицы видно, что процентное соотношение в контрольной и экспериментальной группе резко отличается. Вероятно это связано с тем, что у детей с задержкой психического развития формирование познавательных универсальных учебных действий происходит более длительно и это достаточно затруднительный процесс, т.к. дети данной категории обладают ярко выраженными особенностями, присущими всем детям с задержкой психического развития, такими, как низкая концентрация и устойчивость внимания, частая отвлекаемость во время выполнения задания, недостаточный объем зрительной и слуховой памяти, сложности с обобщением материала, нарушение анализа и синтеза мыслительной деятельности, сложности с установлением причинно-следственных связей, трудности с обобщением материала и т.д.
Нам бы хотелось обратить внимание на то, что различие в контрольной и экспериментальной группе резко варьирует. Полученные результаты показали, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются низкий уровень обобщения, классификации и анализа, общей осведомленности, неумение делать выводы, умозаключения, неумение мыслить логически и обобщать, неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, их мышление носит конкретный характер, низкий уровень понимания логических связей и отношений между понятиями, дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи и пространственно-временные связи, не понимают скрытый и переносный смысл пословиц, снижена способность детей к устному счету и математическим вычислениям.
Все это говорит о том, что назрела необходимость в создании специальной программы. В связи с полученными результатами, мы считаем, необходимым разработку специальной программы для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития, направленной на коррекцию и преодоление данных недостатков, описанных выше, которая будет полезна как учителям начальных классов, так и психологам образовательных учреждений и будет направлена на развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации, логического мышления.
Список использованных источников:
- Акимова, М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Спб.: Питер, 2006. — 2006. —240 с.
- Вильшанская, А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР. /А.Д. Вильшанская //Дефектология. — 2005. — № 2, с. 57 — 65
- Винник, М.О Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. — Ростов на Дону: Феникс 2007.— 2007— 154с.
- Гордеюк, Т.Н. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах / под ред. проф. Ю. В. Егошкина. — Волгоград: Учитель, 2009— 2009 — 182с.
- Левченко, И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. — М.:Сфера, 2007 — 2007.— 126с.
- Локалова, Е.В. 120 уроков развития младшего школьника. — М.: Ось-89, 2008.— 2008 — 160с.
- Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст Изд. 1-е/ 2-е. — М.:Айрис-Пресс,2007.— 2007 — 194с.
- Ускова, П.А. Психолого - педагогическая диагностика младших школьников. — М.: Академический проект, 2004. — 2004— 144с.
- Шмидт, В.В,.Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ Сфера, 2005.— 2005— 128с.
- Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР:организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения.— М.: ГНОМ и Д Объем, 2007.— 2007— 80с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные труды. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.— 1997— 414с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений
данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических предст...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»
Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Выпускная квалификационная работа на тему Влияние тревожности на формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
ВКР на тему влияние тревожности на формирование ууд...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста Выпускная квалификационная работа
Выпускная кваликафиционная работа по специальности: "Учитель начальных классов". Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста....
Программа Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
Данная программа ориентирована на помощь учителю начальных классов, школьному психологу в исследовании уровня сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста....

Статья на тему "Методика развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством рабочих листов на уроках окружающего мира"
Статья на тему "Методика развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством рабочих листов на уроках окружающего мира"...