статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья

Юртайкина Ольга Александровна

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.31(045)

ББК 74.2

Ю.82

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЮРТАЙКИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, ol.yurtajkina@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: универсальные учебные действия, задержка психического развития, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются основные подходы к диагностической работе с детьми с задержкой психического развития  в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследованию познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Основное внимание уделяется организации и методике проведения исследования познавательных универсальных учебных действий  учащихся с задержкой психического развития в начальной школе.

THE METHOD FOR  UNIVERSAL EDUCATIONAL COGNITIVE RESEARCH ACTION AT PRIMARY SCHOOL CHILDREN school.
Yurtaikin Olga Aleksandrovna
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

KEYWORDS: universalnyn curricular activities , mental retardation, disabilities, psychological and pedagogical diagnostics, correctional and developing work .
ABSTRACT: This article rassmatriayutsya main approaches to the diagnostic work with children with mental retardation in the regular school , and describes the results of diagnostic work on the study of universal cognitive learning activities among students . Focuses on the organization and methodology of the study of cognitive Uud students with mental retardation in elementary school.

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий у  детей с задержкой психического развития недостаточно разработана в настоящее время. Трудности обусловлены тем, что категория детей с задержкой психического развития полиморфна и разнородна по своему составу. Дети с задержкой психического развития различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков  различных видах деятельности.

Диагностическая работа в массовой школе строится с опорой на основные психолого-педагогические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л. С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.[ 11, с.   124]

При диагностическом обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения познавательных процессов детей школьного возраста (начальные классы), в том числе – детей с отклонениями в развитии. Это хорошо известные методики и диагностические комплексы Ю.З. Гильбуха, Э. Ф. Замбацявичене и др.[ 7, с. 78]

При всем многообразии пособий и материалов по психолого-педагогической диагностике младших школьников. В них не достаточно полно рассматривается технология диагностической работы. Ее методическое оснащение и формы отражения результатов исследования детей с задержкой психического развития.

При диагностическом обследовании в условиях массовой школы на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенной познавательной деятельности, а также исследования сферы знаний, умений и навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса  средством оптимизации этого процесса. Углубленное обследование познавательной сферы ребенка позволяет определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

       Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками психического  развития «возрастной нормы». Это поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.  

Раскроем методику исследования познавательных универсальных учебных действий  у детей младшего школьного возраста.

В эксперименте приняли участие 1-4 классов. В количестве 67  человек, из них 27 учащихся с задержкой психического развития — экспериментальная группа и 40 учащихся возрастная норма с сохранным интеллектом — контрольная группа. Целью эксперимента было изучение познавательных универсальных учебных действий у указанной категории учащихся.

Нами были использованы следующие методики:

Методика «Исключение понятий».

Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4 субтест - выявление умения обобщать.

Методика «Парные аналогии» Ю.З. Гильбуха.

Методика направлена на определение понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач. Для 1 класса предлагается вариант с картинками, для 3-4 класса -вербальный вариант

Методика «Выделение существенных признаков».

Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, второстепенных по характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Методика «Сюжетные картинки».

Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных связей и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.

Методика «Числовые ряды».

Методика предназначена для определения способностей учащихся к устному счету, к решению задач, к математическим вычислениям.

Методика «Толкование пословиц».

Методика предназначена для исследования уровня и целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровня развития речевых процессов.

Методика «Обобщение».

Методика предназначена для выявления способности испытуемого обобщать, уровня его понятийного мышления, умения находить общее в предметах и разного рода явлениях, умение выражать найденное общее в виде конкретного понятия.

Методика «Общая осведомленность».

Методика направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.

Нами были получены следующие результаты. Данные представлены в таблице.

Таблица 1.

Название методики

Дети с задержкой психического развития

Дети с нормой интеллекта

Тест Замбацявичене

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1 субтест

0%

14%

86%

40%

60%

0%

2 субтест

0%

28%

72%

70%

30%

0%

3 субтест

0%

0%

100%

40%

60%

0%

4 субтест

0%

0%

100%

80%

20%

0%

Методика «Исключение лишнего»

0%

42%

58%

50%

50%

0%

Методика «толкование пословиц»

0%

14%

86%

40%

60%

0%

Методика «Парные аналогии»

0%

28%

72%

80%

20%

0%

Методика «Числовые ряды»

0%

28%

72%

60%

40%

0%

Методика «Выделение существенных признаков»

0%

42%

58%

50%

50%

0%

Методика «Обобщение»

0%

28%

72%

80%

20%

0%

Методика «Сюжетные картинки»

0%

28%

72%

70%

30%

0%

Методика «Общая осведоменность»

0%

42%

58%

80%

20%

0%

Из таблицы видно, что процентное соотношение в контрольной и экспериментальной группе резко отличается. Вероятно это связано с тем, что у детей с задержкой психического развития формирование познавательных универсальных учебных действий происходит более длительно и это достаточно затруднительный процесс, т.к. дети данной категории обладают ярко выраженными особенностями, присущими всем детям с задержкой психического развития, такими, как низкая концентрация и устойчивость внимания, частая отвлекаемость во время выполнения задания, недостаточный объем зрительной и слуховой памяти, сложности с обобщением материала, нарушение анализа и синтеза мыслительной деятельности, сложности с установлением причинно-следственных связей, трудности с обобщением материала и т.д.

Нам бы хотелось обратить внимание на то, что различие в контрольной и экспериментальной группе резко варьирует. Полученные результаты показали, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются низкий уровень обобщения, классификации и анализа, общей осведомленности, неумение делать выводы, умозаключения, неумение мыслить логически и обобщать, неумение  дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, их мышление носит конкретный характер, низкий уровень  понимания логических связей и отношений между понятиями, дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи и пространственно-временные связи, не понимают скрытый и переносный смысл пословиц, снижена способность детей к устному счету и математическим вычислениям.

Все это говорит о том, что назрела необходимость в создании специальной программы. В связи с полученными результатами, мы считаем, необходимым разработку специальной программы для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития, направленной на коррекцию и преодоление данных недостатков, описанных выше, которая будет полезна как учителям начальных классов, так и психологам образовательных учреждений и будет направлена на развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации, логического мышления.

Список использованных источников:

  1. Акимова, М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.  — Спб.: Питер, 2006. —  2006. —240 с.
  2. Вильшанская, А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР. /А.Д. Вильшанская //Дефектология. — 2005. — № 2, с. 57 — 65
  3. Винник, М.О Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов на Дону: Феникс 2007. 2007— 154с.
  4. Гордеюк, Т.Н. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах / под ред. проф. Ю. В. Егошкина. Волгоград: Учитель, 2009— 2009 — 182с.
  5. Левченко, И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. М.:Сфера, 2007 — 2007.— 126с.
  6. Локалова, Е.В. 120 уроков развития младшего школьника. М.: Ось-89, 2008.— 2008 — 160с.
  7. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст Изд. 1-е/ 2-е. М.:Айрис-Пресс,2007.— 2007 — 194с.
  8. Ускова, П.А. Психолого - педагогическая диагностика младших школьников. М.: Академический проект, 2004. — 2004— 144с.
  9. Шмидт, В.В,.Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. М.: ТЦ Сфера, 2005.— 2005— 128с.
  10. Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР:организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. М.: ГНОМ и Д Объем, 2007.— 2007— 80с.
  11. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные труды. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.1997— 414с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Статья.   Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Он...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»

Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста

Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста Выпускная квалификационная работа

Выпускная кваликафиционная работа по специальности: "Учитель начальных классов". Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста....