Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " В мире информации"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " В мире информации" разработана для 1 класса. Основной целью курса является формирование функциональной грамотности школьников в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_informatsii_vneurochka_1_klass.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире информации» разработана для 1 класса на основе авторской программы Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной М. «Планета» 2019.
Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Адресность
На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в 1 классе осуществляется обучение детей с ОВЗ посредством организации инклюзивного образования.
Данная программа составлена для учащихся общеобразовательного 1 класса ГБОУ школы №401 Санкт-Петербурга.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 33 учебных часа (из расчёта 1 час в неделю, 33 учебные недели) в соответствии с годовым учебным планом ГБОУ школы № 401.
Планируемые результаты
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации» ученики первого класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы её поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные:
умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
определять и формулировать цель деятельности;
работать по предложенному плану;
уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» первоклассники приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
Содержание тем учебного курса
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа.
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«В мире информации» 1 класс.
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Дата | |
План | Факт | ||||
Вот и осень пришла. | озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать текстовую информацию в табличную. | ФО | 01.09 – 03.09 | ||
В саду | озаглавливать текст; располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | ФО | 06.09 – 10.09 | ||
Мы играем | анализировать графическую информацию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить ошибки в табличных данных и исправлять их; соотносить числовые данные. | ФО | 13.09 – 17.09 | ||
В роще и в саду. | озаглавливать текст; текст; располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; чертить таблицу по заданным параметрам; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и преобразовывать ее в диаграмму. | ФО | 20.09 – 24.09 | ||
Собираем урожай | анализировать графическую информацию; строить простейшую столбчатую диаграмму; анализировать табличную информацию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выполнять задание по инструкции. | ФО | 27.09 – 01.10 | ||
Про грибы | находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с табличной информацией; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; правильно ориентироваться в таблице. | ФО | 04.10 – 08.10 | ||
Осень ,непогодушка. | озаглавливать текст; анализировать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выполнять анализ и обобщение представленной информации. | ФО | 11.10 – 15.10 | ||
Знаки вокруг нас. |
| ФО | 18.10 – 22.10 | ||
На уроке. |
| ФО | 08.11 – 12.11 | ||
На перемене. | находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; строить столбчатую диаграмму; анализировать информацию, представленную в виде рисунка; самостоятельно создавать информационный объект. | ФО | 15.11 – 19.11 | ||
Грамоте учиться-всегда пригодиться. | составлять кластер, используя полученную информацию; анализировать информацию, представленную в виде диаграммы; вносить данные в таблицу, используя информацию с диаграммы | ФО | 22.11 – 26.11 | ||
Домашние питомцы | строить грамотное речевое высказывание в устной форме; соотносить графические объекты и их названия; сопоставлять табличную информацию и данные круговой диаграммы; самостоятельно строить столбчатую диаграмму. | ФО | 29.11 – 03.12 | ||
Вот и зима пришла | работать с линейной диаграммой; заполнять таблицу; строить грамотное речевое высказывание в устной форме, отвечая на поставленные вопросы; анализировать табличные данные; | ФО | 06.12 – 10.12 | ||
Первоклассники | озаглавливать текст; анализировать круговую и столбчатую диаграмму; используя данные круговой диаграммы, восстанавливать деформированный текст; используя данные столбчатой диаграммы, заполнять пропуски в тексте; самостоятельно строить столбчатую диаграмму. | ФО | 13.12 – 17.12 | ||
У природы нет плохой погоды. | аргументировать свою точку зрения; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; преобразовывать информацию из одного вида в другой; по табличным данным строить столбчатые диаграммы. | ФО | 20.12 – 24.12 | ||
Знай минутам цену, а секундам счет. | озаглавливать текст; составлять кластер на основе прочитанной текстовой информации; анализировать информацию, представленную в виде нестандартной диаграммы. | ФО | 10.01 – 14.01 | ||
Скоро новый год. | строить грамотное, связное речевое высказывание в устной форме на заданную тему; работать в парах и группах; анализировать информацию, представленную в виде линейной и круговой диаграммы. | ФО | 17.01 – 21.01 | ||
Зимние забавы. | анализировать графическую информацию; используя текстовую информацию, вносить необходимые данные в таблицу; выполнять простейшие логические умозаключения; обобщать и представлять собранную информацию | ФО | 24.01 – 28.01 | ||
Зимняя сказка. | совершенствовать навыки смыслового чтения; называть столбцы таблицы в соответствии с имеющейся в них информацией; анализировать информацию, представленную инфографикой; сопоставлять и представлять собранную информацию. | ФО | 31.01 – 04.02 | ||
Зимние виды спорта | анализировать данные столбчатой диаграммы; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать с круговой диаграммой (дополнять легенду, достраивать диаграмму) | ФО | 07.02 – 11.02 | ||
На катке | работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; отвечать на поставленные вопросы и аргументировать свои ответы. | ФО | 21.02 – 25.02 | ||
На уроке математике | строить логические умозаключения, используя графическую информацию; работать по алгоритму; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы | ФО | 28.02 – 04.03 | ||
Мы-туристы. | анализировать табличную информацию; делать на основе полученной информации правильные умозаключения, применяя знания, полученные на уроках; работать с текстом; используя текстовую информацию, заполнять кластер. | ФО | 07.03 – 11.03 | ||
В мире животных | озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы | ФО | 14.03 – 18.03 | ||
Сказка ложь, да в ней намек. | совершенствовать навыки смыслового чтения находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы; | ФО | 21.03 – 23.03 | ||
На уроке математике | работать со столбчатой диаграммой; работать по инструкции; работать с круговой диаграммой; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать данные диаграммы в табличную информацию. | ФО | 04.04 – 08.04 | ||
Ну и Африка. | находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; составлять кластер; сопоставлять разного вида информацию; работать по инструкции. | ФО | 11.04 – 15.04 | ||
На лугу. | находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; преобразовывать текстовую информацию в табличную; анализировать табличные данные; строить столбчатые диаграммы; работать по инструкции. | ФО | 18.04 – 22.04 | ||
На даче. | анализировать табличную информацию; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить логические умозаключения. | ФО | 25.04 – 29.04 | ||
Знакомые незнакомцы. | анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с нестандартной линейной диаграммой; строить грамотное речевое высказывание в устной форме. | ФО | 02.05 – 06.05 | ||
Одна умная голова ста голов стоит. | анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; работать с табличной информацией; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать по алгоритму. | ФО | 09.05 – 13.05 | ||
В зоопарке. | находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с текстом; находить в тексте информацию, необходимую для заполнения кластера; использовать для заполнения таблицы дополнительные источники информации и знания. | ФО | 16.05 – 20.05 | ||
Приключения в цветочном городе. | совершенствовать навыки смыслового чтения; восстанавливать деформированный текст; анализировать столбчатую диаграмму; работать с нестандартной линейной диаграммой; применять полученные знания для решения учебных задач. | ФО | 23.05 – 25.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска
- Документ-камера
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
- Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной Рабочая тетрадь «В мире информации». 1 класс
- Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной Методические рекомендации к рабочей тетради «В мире информации». – М.: Планета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности В мире книг 1 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий".
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий"....
Из опыта работы "Обучение смысловому чтению учащихся начальных классов через образовательный курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»."
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире сказок»
Внеурочная деятельность "В мире сказок"...
Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 3 класс
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начал...