Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " В мире информации"
рабочая программа (1 класс)

Кузина Екатерина Васильевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " В мире информации" разработана для 1 класса. Основной целью курса является формирование функциональной грамотности школьников в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_informatsii_vneurochka_1_klass.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире информации» разработана для 1 класса на основе авторской программы Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной М. «Планета» 2019.

Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.

Программа определяет ряд задач:

содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;

формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;

создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

Адресность

На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в 1 классе осуществляется обучение детей с ОВЗ посредством организации инклюзивного образования.

Данная программа составлена для учащихся общеобразовательного 1 класса ГБОУ школы №401 Санкт-Петербурга.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 33  учебных часа (из расчёта 1 час в неделю, 33 учебные недели) в соответствии с годовым  учебным планом ГБОУ школы № 401.

Планируемые результаты

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации» ученики первого  класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

оценивать потребность в дополнительной информации;

определять возможные источники информации и способы её поиска;

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;

получать информацию из наблюдений, при обобщении;

анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;

наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);

использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.

Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации»  являются следующие личностные и метапредметные результаты.

Личностные:

умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметные:

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

определять и формулировать цель деятельности;

работать по предложенному плану;

уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» первоклассники приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);

научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;

научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;

приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;

овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);

- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.

Содержание тем учебного курса

Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

Таблицы

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Графики

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.

Инфографика

Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Исследовательская (групповая) работа.

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

                                               «В мире информации» 1 класс.

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Дата

План

Факт

Вот и осень пришла.

озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать текстовую информацию в табличную.

ФО

01.09 – 03.09

В саду

озаглавливать текст; располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

ФО

06.09 – 10.09

Мы играем

анализировать графическую информацию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить ошибки в табличных данных и исправлять их; соотносить числовые данные.

ФО

13.09 – 17.09

В роще и в саду.

озаглавливать текст; текст; располагать информацию в таблице в соответствии с заданием; чертить таблицу по заданным параметрам; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и преобразовывать ее в диаграмму.

ФО

20.09 – 24.09

Собираем урожай

анализировать графическую информацию; строить простейшую столбчатую диаграмму; анализировать табличную информацию; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выполнять задание по инструкции.

ФО

27.09 – 01.10

Про грибы

находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с табличной информацией; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; правильно ориентироваться в таблице.

ФО

04.10 – 08.10

Осень ,непогодушка.

озаглавливать текст; анализировать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; выполнять анализ и обобщение представленной информации.

ФО

11.10 – 15.10

Знаки вокруг нас.


анализировать информацию, представленную
в виде знака-рисунка; сопоставлять свои умозаключения с жизненным опытом и обобщать их; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

ФО

18.10 – 22.10

На уроке.


анализировать полученную информацию; принимать и сохранять учебную задачу; работать по инструкции; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать с табличными данными; строить столбчатую диаграмму; выполнять задание по инструкции

ФО

08.11 – 12.11

На перемене.

находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить речевое высказывание на основе анализа прочитанного текста; строить столбчатую диаграмму; анализировать информацию, представленную в виде рисунка; самостоятельно создавать информационный объект.

ФО

15.11 – 19.11

Грамоте учиться-всегда пригодиться.

составлять кластер, используя полученную информацию; анализировать информацию, представленную в виде диаграммы; вносить данные в таблицу, используя информацию с диаграммы

ФО

22.11 – 26.11

Домашние питомцы

строить грамотное речевое высказывание в устной форме; соотносить графические объекты и их названия; сопоставлять табличную информацию и данные круговой диаграммы; самостоятельно строить столбчатую диаграмму.

ФО

29.11 – 03.12

Вот и зима пришла

работать с линейной диаграммой; заполнять таблицу; строить грамотное речевое высказывание в устной форме, отвечая на поставленные вопросы; анализировать табличные данные;

ФО

06.12 – 10.12

Первоклассники

озаглавливать текст; анализировать круговую и столбчатую диаграмму; используя данные круговой диаграммы, восстанавливать деформированный текст; используя данные столбчатой диаграммы, заполнять пропуски в тексте; самостоятельно строить столбчатую диаграмму.

ФО

13.12 – 17.12

У природы нет плохой погоды.

аргументировать свою точку зрения; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; преобразовывать информацию из одного вида в другой; по табличным данным строить столбчатые диаграммы.

ФО

20.12 – 24.12

Знай минутам цену, а секундам счет.

озаглавливать текст; составлять кластер на основе прочитанной текстовой информации; анализировать информацию, представленную в виде нестандартной диаграммы.

ФО

10.01 – 14.01

Скоро новый год.

строить грамотное, связное речевое высказывание в устной форме на заданную тему; работать в парах и группах; анализировать информацию, представленную в виде линейной и круговой диаграммы.

ФО

17.01 – 21.01

Зимние забавы.

анализировать графическую информацию; используя текстовую информацию, вносить необходимые данные в таблицу; выполнять простейшие логические умозаключения; обобщать и представлять собранную информацию

ФО

24.01 – 28.01

Зимняя сказка.

совершенствовать навыки смыслового чтения; называть столбцы таблицы в соответствии с имеющейся в них информацией; анализировать информацию, представленную инфографикой; сопоставлять и представлять собранную информацию.

ФО

31.01 – 04.02

Зимние виды спорта

анализировать данные столбчатой диаграммы; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать с круговой диаграммой (дополнять легенду, достраивать диаграмму)

ФО

07.02 – 11.02

На катке

работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; отвечать на поставленные вопросы и аргументировать свои ответы.

ФО

21.02 – 25.02

На уроке математике

строить логические умозаключения, используя графическую информацию; работать по алгоритму; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы

ФО

28.02 – 04.03

Мы-туристы.

анализировать табличную информацию; делать на основе полученной информации правильные умозаключения, применяя знания, полученные на уроках; работать с текстом; используя текстовую информацию, заполнять кластер.

ФО

07.03 – 11.03

В мире животных

озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы

ФО

14.03 – 18.03

Сказка ложь, да в ней намек.

совершенствовать навыки смыслового чтения находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; анализировать полученную информацию и давать правильные ответы;

ФО

21.03 – 23.03

На уроке математике

работать со столбчатой диаграммой; работать по инструкции; работать с круговой диаграммой; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать данные диаграммы в табличную информацию.

ФО

04.04 – 08.04

Ну и Африка.

находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; составлять кластер; сопоставлять разного вида информацию; работать по инструкции.

ФО

11.04 – 15.04

На лугу.

находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебного задания; преобразовывать текстовую информацию в табличную; анализировать табличные данные; строить столбчатые диаграммы; работать по инструкции.

ФО

18.04 – 22.04

На даче.

анализировать табличную информацию; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить логические умозаключения.

ФО

25.04 – 29.04

Знакомые незнакомцы.

анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с нестандартной линейной диаграммой; строить грамотное речевое высказывание в устной форме.

ФО

02.05 – 06.05

Одна умная голова ста голов стоит.

анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; работать с табличной информацией; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать по алгоритму.

ФО

09.05 – 13.05

В зоопарке.

находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с текстом; находить в тексте информацию, необходимую для заполнения кластера; использовать для заполнения таблицы дополнительные источники информации и знания.

ФО

16.05 – 20.05

Приключения в цветочном городе.

совершенствовать навыки смыслового чтения; восстанавливать деформированный текст; анализировать столбчатую диаграмму; работать с нестандартной линейной диаграммой; применять полученные знания для решения учебных задач.

ФО

23.05 – 25.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства обучения:

  1. Интерактивная доска
  2. Документ-камера

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:  

  1. Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной  Рабочая тетрадь «В мире информации». 1 класс
  2. Л.А. Пономаревой, Е.С.Галанжиной   Методические рекомендации к рабочей тетради «В мире информации». – М.: Планета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности В мире книг 1 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий".

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 классов "В мире профессий"....

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 3 класс

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начал...