Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Дудкина Александра Романовна

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.

Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.

Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_informatsii.docx53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности

«В мире информации.

Работаем с информационными источниками»

3 класс

(срок реализации программы 2023 – 2024 учебный год)

Составлена на основе авторской программы:В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.

Программу составила: учитель начальных классов Дудкина А.Р.

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобразования России (от 6 октября 2009 г. № 373).
  2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ на 2023 - 2024 учебный год.
  3. Программы курса В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.

Общие цели начального общего образования с учетом специфики курса

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.

Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.

Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации. Работаем с информационными источниками» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.

Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.

Программа определяет ряд задач:

•        содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

•        способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;

•        формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;

•        создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

•создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

Особенностью построения программы «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.

Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.

Общая характеристика учебного курса с указанием особенностей организации учебной деятельности и видов контроля

В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности учащихся третьего класса.

1.        Работа с источниками информации:

•        знание того, какие источники информации существуют;

•        умение использовать различные источники информации;

•        умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

2.        Обработка и представление результатов:

•        умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;

•        умение находить альтернативную и дополнительную информацию;

•        умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;

•        умение описать и представить результаты своей работы.

Принципы проведения занятий

1.        Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

2.        Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

3.        Сочетание статичного и динамичного положения детей.

4.        Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

Программа курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям: «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»

В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:

•        в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;

•        в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;

•        в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;

•        в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используются учебные средства:

1.        Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс: Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.

2.        Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.

Содержание курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Раздел

Содержание

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

  • определяет возможные источники информации и способы её поиска;
  • осуществляет поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
  • получает информацию из наблюдений, при обобщении;
  • анализирует полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  • организовывает информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
  • создает свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
  • использует информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.
  • имеет навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
  • использует различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • составляет на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
  • самостоятельно организовывает поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
  • владеет элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
  • работает с несколькими источниками информации, сопоставляет, преобразовывает и интерпретирует информацию, полученную из нескольких источников.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • работать по предложенному плану;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

Таблицы

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Графики

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.

Инфографика

Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Исследовательская (групповая) работа.

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

        В результате изучения всех без исключения учебных предметов и курсов при получении начального общего образования обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Третьеклассники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

        У третьеклассников будут развиты такие читательские действия, какпоискинформации,выделениенужнойдлярешенияпрактическойилиучебнойзадачиинформации,систематизация,сопоставление,анализиобобщениеимеющихсявтексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Третьеклассник научится:        

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • сравнивать между  собой  объекты,  описанные  в  тексте,  выделяя2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде(например,находитьвтекстенесколькопримеров,доказывающихприведённоеутверждение;характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • пересказывать текст подробно и сжато;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте на прямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценкаинформациитретьеклассникнаучится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения опрочитанномтексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • впроцессеработысоднимилинесколькимиисточникамивыявлятьдостоверную (противоречивую)информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

        В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

        Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

        Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения.

Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

        Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практическихситуациях.ВрезультатеиспользованиясредствиинструментовИКТиИКТ-ресурсовдля решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Создание, представление и передача сообщений третьеклассник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

Планирование деятельности, управление и организация третьеклассник научится:

  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.

Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и описанием основных видов деятельности

№ раздела

Наименование раздела

Основные виды учебной деятельности

Всего часов

Виды контроля

Сплошные тексты.

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

  • работает с текстом;
  • правильно отвечает на вопросы, используя текстовую информацию;
  • озаглавливает текст
  • находит сходство и различие объектов;
  • составляет речевое высказывание в устной форме, в соответствии с поставленной задачей;
  • преобразовывает информацию из одного вида в другой;

6 часов

текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления

Кластеры.

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

  • составляет грамотное высказывание в письменной форме;
  • осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • составляет кластер;
  • определяет, достаточно ли представленной информации для решения учебной задачи;
  • использует информацию для построения умозаключений;
  • составляет кластер на основе прочитанного текста.

3 часа

текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления

Таблицы.

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

  • пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;
  • анализировать свои навыки и сопоставлять их со способами выполнения учебных задач.
  • работает с табличными данными;
  • осуществляет анализ табличных данных; строит логические умозаключения, используя полученную информацию.
  • заполняет таблицу, основываясь на содержании прочитанного текста;
  • определяет, по какому правилу закрашены ячейки в строке таблицы;

6 часов

текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления

Диаграммы.

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

  • интерпретирует данные столбчатых и круговых диаграмм;
  • на основе полученной информации находит истинные и ложные высказывания;
  • правильно отвечает на поставленные вопросы, используя информацию, представленную в неявном виде;
  • проводит мини-исследование и оформляет результаты проведенной работы в виде диаграмм;
  • создает легенду диаграммы;

  • строит линейную диаграмму.

4 часа

текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления

Графики.

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.

  • строит простейшие графики.
  • собирает и представляет информацию, связанную со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование.
  • анализирует полученную информацию.
  • преобразует информацию из одной формы в другую.
  • Осознает практическое применение графиков в жизни.

6 часов

текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления

Инфографика.

Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

  • работает с инфографикой;
  • анализирует информацию, представленную на инфографике;
  • находит информацию, представленную в явном и неявном виде, и на ее основе заполнять таблицу;
  • составляет речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • используя полученную информацию, правильно отвечает на вопросы;
  • создает собственный информационный объект.

4 часа

текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выставка работ

Исследовательская (групповая) работа.

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

  • Владеет умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.
  • Владеет устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей.
  • Выражаете собственное мнения, аргументирует его.
  • Доказывает собственную точку зрения с опорой на текст или собственный опыт.
  • Участвует в коллективном обсуждении: умеет  отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
  • Привлекает справочные и иллюстративно- изобразительные материалы.

5 часов

текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, презентация работы группы

Календарно-тематическое планирование, составленное с учетом календарного графика на текущий учебный год

№ п/п

Тема занятия

Объект изучения

Дата

План

Факт

Информация.

Рисунок, таблица, инфографика.

01.09.2023

На прогулке.

Текст, таблица, линейная диаграмма, план, дорожные знаки, модели часов.

08.09.2023

Расписание.

Инфографика, таблица, круговая диаграмма, расписание.

15.09.2023

На пасеке.

Текст, кластер, таблица, пиктограмма, рекламный плакат.

22.09.2023

На пасеке.

Текст, кластер, таблица, пиктограмма, рекламный плакат.

29.09.2023

На огороде.

Инфографика, прогноз погоды, пиктограмма, таблица, столбчатая диаграмма.

06.10.2023

На огороде.

Нестандартная таблица, инфографика, круговая диаграмма, таблица, схема.

13.10.2023

В лесу.

Кластер, круговая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма, график, пиктограммы, ребус.

20.10.2023

В лесу.

Текст, инфографика, столбчатая диаграмма, таблица, круговая диаграмма.

27.10.2023

Эти удивительные насекомые.

Текст, кластер, линейная диаграмма, таблица, инфографика - пригласительный билет.

10.11.2023

Порхающие красавицы.

Текст, таблица, дополнительные источники информации, рисунок, столбчатая диаграмма.

17.11.2023

На почте.

Текст, таблицы, почтовый конверт, индекс, столбчатая диаграмма, таблица, нестандартная столбчатая диаграмма.

24.11.2023

Почтовые марки.

Таблица, стоимость, круговая диаграмма, линейная диаграмма, почтовые марки, инфографика.

01.12.2023

Аквариум и его обитатели.

Текст, нестандартная линейная диаграмма, таблица, кластер, графические объекты, линейная диаграмма.

08.12.2023

Аквариум и его обитатели.

График температур, нестандартная таблица, текст, инфографика, таблица.

15.12.2023

Скоро Новый год!

Таблица, линейная диаграмма, инфографика, пригласительный билет.

22.12.2023

В книжном магазине.

Таблица, инфографика, нестандартная круговая диаграмма, стандартная круговая диаграмма, кассовый чек.

29.12.2023

Наши увлечения.

Нестандартная диаграмма (пирамида), таблица, столбчатая диаграмма, линейная диаграмма.

12.01.2024

Поход в кино.

Инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, пиктограммы.

19.01.2024

На спортивной площадке.

Таблица, линейная диаграмма.

26.01.2024

Наши пернатые друзья.

Сплошной текст, инфографика, таблица, карта.

02.02.2024

На ферме.

Круговая диаграмма, таблица, нестандартная линейная диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма, инфографика (пригласительный билет).

09.02.2024

В цирке.

Сплошной текст, столбчатая диаграмма, таблица, линейная диаграмма, инфографика - билет в цирк.

16.02.2024

В детском парке отдыха.

Столбчатая диаграмма, таблица, инфографика, расписание.

01.03.2024

Необычная азбука.

Текст, семафорная азбука, кодировка.

15.03.2024

Необычная азбука.

Таблица, азбука Морзе, флажковая азбука.

22.03.2024

На остановке и на транспорте.

Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, расписание, пиктограммы, правила поведения в общественном транспорте, инфографика.

05.04.2024

Осторожно, ДТП!

Инфографика, линейная диаграмма, таблица, информационный объект.

12.04.2024

Интернет.

Таблица, инфографика, нестандартная диаграмма, пиктограмма.

19.04.2024

Берегите воду!

Инфографика, нестандартная линейная диаграмма, круговая диаграмма, таблица, информационный объект.

26.04.2024

Экономьте электроэнергию.

Рисунки, столбчатая диаграмма, информационный объект.

03.05.2024

Вторая жизнь бумаги.

Инфографика, таблица, нестандартная линейная диаграмма, листовка.

17.05.2024

Едем в лагерь.

Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, инфографика, пиктограммы.

24.05.2024

Итоговое занятие. Проверь себя.

Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией

28.04.2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

  Программа курса внеурочной деятельности в начальных классах "В мире прекрасного" создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личнос...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для обучающихся 2 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг".

Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "В мире книг". (1 - 4 класс)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса.

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире информатики"

Актуальность настоящей программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. З...