Использование технологий диалогового взаимодействия при самостоятельной работе с текстом в начальной школе.
методическая разработка (1 класс)
Материал включает в себя пример использования технологии диалогового взаимодействия на примере урока литературного чтения в первом классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологий диалогового взаимодействия при самостоятельной работе с текстом в начальной школе.
Наступление 21 века изменило не только современную жизнь со всем её разнообразием, но и различные стороны жизнедеятельности человека. Конечно, это коснулось и образования.
В педагогических сообществах стали появляться новые тенденции и направления деятельности. Ориентация на механическое освоение готовых знаний сменилась вектором, направленным на развитие личности через сохранение индивидуальной природы ученика. Для этого в педагогике всё чаще используют инновации, в том числе новые педагогические технологии.
Интерактивные формы и методы обучения сегодня очень популярны, так как показывают новые возможности, связанные прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе учёбы.
Урок сегодня – это не заведомо знаковая схема, он у каждого учителя свой. Ведь сколько детей, столько мнений, столько представлений, столько различных фантазий, столько неповторимых образов. В каждом уроке есть поиск нового, встречи со старыми знаниями, совместное и индивидуальное осмысление, парная и групповая работа по освоению новой информации.
Когда ребёнок активен, он учится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, а может принимать точку зрения товарища. Учитель же, становится соучастником важного процесса познания. Вместе с детьми он слушает, удивляется, пишет, рисует, творит.
Современному учителю важны не только собственные разработки, но и находки коллег. Тем ценнее постоянно искать новые формы в совместной творческой деятельности.
В результате получаются интегрированные уроки. Чтобы их сконструировать, часто объединяются учитель – предметник и воспитатель класса.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму» - , эта китайская притча взята в основу нашей деятельности.
Итак, например, перед нами в разработке урока литературного чтения, стояли следующие задачи:
- Изучение многообразия умений для самостоятельной деятельности учеников.
- Конструирование текстов для порционного их прочтения.
- 3.Создание системы приёмов чтения текстов, развивающих самостоятельное понимание содержание ребёнком.
- Акцент на эмоциональное понимание текстов в процессе урока.
Для осуществления этих задач должна активно применяться технология диалогового взаимо-
действия (при проверке домашних заданий, при введении новой темы, при закреплении знаний, а также при самостоятельной работы с текстом.
Примером может служить урок литературного чтения в 1-ом классе. Тема урока: К.И.Чуковский «Путаница». Цели урока:
- эффективная работа с литературным текстом;
- развитие навыков выразительного чтения;
- приобретение умений структуировать содержание;
- воспитание любви к братьям меньшим.
Исходя из целей, определились и задачи:
- проструктуировать текст для порционного чтения;
- использовать приёмы ритмического хорового чтения;
- организовать диалоговое взаимодействие для совместного чтения всего текста;
- акцентировать внимание детей в процессе урока на эмоциональное восприятие текста.
К уроку было подготовлено необходимое оборудование, в том числе мягкие игрушки и цветные карточки со строками из стихотворения.
На этапе проверки домашнего задания, использовалась технология- чтение по ролям. При появлении игрушек, дети очень живо отреагировали и тут же вспомнили героев прочитанного дома произведения.
Чтобы плавно перейти к чтению нового произведения, использовалось чтение скороговорки в парах и хором, изменяя темп чтения (тихо, быстро, громче). После этого этапа использовалась следующая технология – чтение под ритм слов и словосочетаний хором. Чтение громко, тихо, с чувством страха, шёпотом, с чувством жалости, с любовью.
Затем переходим к чтению стихов по частям. Учащиеся получают карточки со стихами, с целью отработки выразительности чтения в парах друг другу и в парах сменного состава. Учителю необходимом чётко дать установку: прочитав в паре постоянного состава свою карточку, поменяться со своим соседом, каждый теперь читает карточку своего соседа. Затем дети, взяв своё стихотворение, садятся на свободное место в классе. Работа повторяется, и в конечном итоге – круговое чтение всего стихотворения.
В качестве подведения итога и выявление понимания текста проводится игра «Восстанови текст». Идёт работа в группах. Детям раздаются карточки со строчкой из стихотворения (разных цветов: красный, жёлтый, синий и т.д.). Задание – разбиться по цветам в группы. Прикрепить полоски к доске, чтобы получился отрывок из стихотворения. Одна группа читает – другие проверяют по учебнику.
В конце урока проводится рефлексия. Передаются по кругу игрушки, после высказывания своего отношения к данному герою.
При чтении стихов по частям каждый ребёнок прочитал и отработал всё стихотворение. И как итог – хоровое чтение, где каждый является участником действа – прочитать всему классу и учителю всё произведение и услышать его полностью!
На этапе рефлексии дети рассказывали за каких героев они переживали, какие им полюбились, кто вызвал антипатию… Рассказывали о некоторых трудностях, возникших во время восстановления текста, и как они выходили из сложившейся ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.
Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...
ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе
Статья на тему : Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе....
Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.
Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....
Семинар по теме Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии
Выступление на городском семинаре метод.объединений....
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...