Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе
статья на тему
Статья на тему : Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_samostoyatelnoy_raboty_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 69.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе
Степанищева Л.Ф.
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94 имени Героя Советского Союза генерала Лизюкова А.И. городской округ г.Воронеж
«Рискните думать самостоятельно. В ответ вы получите гораздо больше счастья, мудрости, правды и красоты» Кристоферс Хитченс
В современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.
Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенного, нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
В настоящее время существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие – характеру учебных задач, выполняемые обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу характер учебной деятельности в процессе решения различных задач.
Виды самостоятельных работ (по Ю.К.Бабанскому):
- Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи.
Она содержит задания, направленные на формирование общего способа действий, позволяет актуализировать предшествующий материал.
Пример 1. Выпиши слова, которые не нужно проверять.
Су[п], хле[п], па[р], де[н'], шар[ф], ле[с], ле[н'], со[л'], до[м], ду[п], бо[р], со[н], зу[п], руб[л'], шка[ф], да[р], ма[й']
- А теперь выпиши остальные слова, записывая рядом проверочные слова.
2. Самостоятельная работа на этапе решения поставленной задачи.
Она содержит задания, в которых новые правила, определения, законы становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика.
Пример 2. Спиши. Найди слова с чередованием согласных в корне. Обозначь корень, подчеркни чередование. Есть ли отличия между корнями?
Правое ухо – шапка – ушанка, ловить рыбу – ловлю мячик, шапка из пуха – пушистый воротник.
- Сережа сказал, что в паре слов жучок – сучок есть чередование согласных [ж\\с]. Прав ли Серёжа? (для сильных учеников)
3. Самостоятельная работа на этапе решения практических задач.
Задания формируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее.
Ученикам дается текстовая установка «Наблюдай изменение пройденного пути в зависимости от скорости», которая акцентирует внимание ученика именно на зависимости величин. На экране видны строчка таблицы, рисунок текст задания: «Введи значение скорости (от 40 до 100 см/сек) и наблюдай изменение пройденного пути (при одинаковом времени)». Скорость (см/с) Время ( с) Пройденный путь (см)
- Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля.
Пример 4. Запиши слова в два столбика.
дк тк
Поса[тк]а, бесе[тк]а, ни[тк]а,отга[тк]а, поме[тк]а, ло[тк]а, салфе[тк]а, тетра[тк]а, селё[тк]а, закла[тк]а, сосе[тк]а, се[тк]а, незабу[тк]а, площа[тк]а.
Не забывай о родственных словах, ласково называющих маленький предмет.
Для разнообразия привычных заданий используются:
- непривычные формулировки задания;
- традиционные формулировки с материалом повышенной сложности;
- задания, требующие сделать обобщение, вывод и т.п.
Наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация Белкина Е.А. Основанием её являются познавательные задачи и специфика учебно-познавательной деятельности учащихся. В этой классификации выделены 4 типа самостоятельной работы.
1. Самостоятельные работы на основе предложенного алгоритма действий.
К первому типу относятся работы на основе данного учащимися алгоритма действия. Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов при повторном восприятии информации о них. (1 уровень).
2 класс Тема: Суффикс.
- Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы. Подчеркни корни с чередованием.
Медведь – медведица – медвежонок. Волк - …-…. … - зайчиха - …. … - лосиха - …
- Слова с каким значением образуют суффиксы – иц- ; - их -; - онок - ; - ёнок - ?.
2. Самостоятельные работы с частичным реконструированием.
Цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную ранее информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность в этом случае заключается в чётком воспроизведении или частичном реконструировании содержания материала (2 уровень).
- Самостоятельные работы, заключающиеся в решении нетиповых задач.
Самостоятельная работа третьего типа способствует формированию у обучаемых знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач, когда осуществляется перенос знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формированию и реализации способа решения (3 уровень).
2 класс Тема: Омонимы.
- Найди «спрятанную» шутку.
Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости?
- На чём основана шутка?
4. Творческие самостоятельные работы.
Дидактическая цель самостоятельных работ четвёртого типа – создание предпосылок для творческой деятельности (4 уровень)
Пример. 2 класс Тема: Значение слова.
- Слова иней, роса называют явления природы. Назови и запиши известные тебе явления природы.
Важным аспектом при самостоятельной работе является контроль. В практике используются виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, контроль со стороны родителей. Конечный этап контроля – внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы, и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала. Движение к внутреннему самоконтролю снимает постепенно необходимость подготовки средств обратной связи и позволяет перейти к овладению творческими, эвристическими видами деятельности.
Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:
- наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы;
- разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию;
- соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
- соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15 – 20 минут) при проектировании урока;
- последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся;
- чёткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;
- разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
Результатом работы по проблеме использования на уроках самостоятельных работ, считаю следующее:
- высокая активность учащихся в течение урока;
- повышение познавательного интереса школьников к предмету;
- создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи;
- более успешное усвоение учебного материала.
Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряются темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера; при сочетании самостоятельной работы с различными видами домашней работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности. Это позволяет постепенно наращивать темп изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Литература.
- Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.
- Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.
- Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1999 г.
- Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа на уроках в начальных классах
Выступление на педагогическом совете...
ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность...
Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.
Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....
РОЛЬ И МЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Организация групповой деятельности занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. в то же время эффективность групповой работы проявила себя и в...
Презентация на тему "Самостоятельная работа на уроках в начальной школе"
В презентации представлен материал по самостоятельной работе учащихся начальных классов....
Методическая разработка "Самостоятельная работа на уроках в начальной школе"
Самостоятеная работа уроках в начальной школе...
Использование технологий диалогового взаимодействия при самостоятельной работе с текстом в начальной школе.
Материал включает в себя пример использования технологии диалогового взаимодействия на примере урока литературного чтения в первом классе....