Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе
статья на тему

Степанищева Любовь Федоровна

Статья на тему : Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_samostoyatelnoy_raboty_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе

Степанищева Л.Ф.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94 имени Героя Советского Союза генерала Лизюкова А.И. городской округ г.Воронеж

                 «Рискните думать самостоятельно. В ответ вы получите гораздо больше счастья, мудрости, правды и красоты»            Кристоферс Хитченс

В современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.

Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их   осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете,  приводит школьника либо к получению совершенного, нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

В настоящее время существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие – характеру учебных задач, выполняемые обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу характер учебной деятельности в процессе решения различных задач.

Виды самостоятельных работ (по Ю.К.Бабанскому):

  1. Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи.

Она содержит задания, направленные на формирование общего способа действий, позволяет актуализировать предшествующий материал.

Пример 1. Выпиши слова, которые не нужно проверять.

Су[п],  хле[п], па[р], де[н'], шар[ф], ле[с], ле[н'], со[л'], до[м], ду[п], бо[р], со[н], зу[п], руб[л'], шка[ф], да[р], ма[й']

- А теперь выпиши остальные слова, записывая рядом проверочные слова.

2.     Самостоятельная работа на этапе решения поставленной задачи.

Она содержит задания, в которых новые правила, определения, законы становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика.

Пример 2. Спиши. Найди слова с чередованием согласных в корне. Обозначь корень, подчеркни чередование. Есть ли отличия между корнями?

Правое ухо – шапка – ушанка, ловить рыбу – ловлю мячик, шапка из пуха – пушистый воротник.

- Сережа сказал, что в паре слов жучок – сучок есть чередование согласных [ж\\с]. Прав ли Серёжа? (для сильных учеников)

3.   Самостоятельная работа на этапе решения  практических задач.

Задания формируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее.

Ученикам дается текстовая установка «Наблюдай изменение пройденного пути в зависимости от скорости», которая акцентирует внимание ученика именно на зависимости величин. На экране видны строчка таблицы, рисунок текст задания: «Введи значение скорости (от 40 до 100 см/сек) и наблюдай изменение пройденного пути (при одинаковом времени)».  Скорость (см/с) Время ( с) Пройденный путь (см)

http://www.bestreferat.ru/images/paper/52/46/4444652.png

  1. Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля.

Пример 4. Запиши слова в два столбика.

дк                                                                  тк

Поса[тк]а, бесе[тк]а, ни[тк]а,отга[тк]а, поме[тк]а, ло[тк]а, салфе[тк]а, тетра[тк]а, селё[тк]а, закла[тк]а, сосе[тк]а, се[тк]а, незабу[тк]а, площа[тк]а.

Не забывай о родственных словах, ласково называющих маленький предмет.

Для разнообразия привычных заданий используются:

  •  непривычные формулировки задания;
  •  традиционные формулировки с материалом повышенной сложности;
  •  задания, требующие сделать обобщение, вывод и т.п.

Наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация Белкина Е.А. Основанием её являются познавательные задачи и специфика учебно-познавательной деятельности учащихся. В этой классификации выделены 4 типа самостоятельной работы.

1. Самостоятельные работы на основе предложенного алгоритма действий.

К первому типу относятся работы на основе данного учащимися алгоритма действия. Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов при повторном восприятии информации о них. (1 уровень).

2 класс   Тема: Суффикс.

- Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы. Подчеркни корни с чередованием.

Медведь – медведица – медвежонок. Волк - …-…. … - зайчиха - ….  … - лосиха - …

- Слова с каким значением образуют суффиксы – иц- ; - их -; - онок - ; - ёнок - ?.

2. Самостоятельные работы с частичным  реконструированием.

Цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную ранее информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность в этом случае заключается в чётком воспроизведении или частичном реконструировании содержания материала (2 уровень).

  1. Самостоятельные работы, заключающиеся в решении нетиповых задач.

Самостоятельная работа третьего типа способствует формированию у обучаемых знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач, когда осуществляется перенос знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формированию и реализации способа решения (3 уровень).

2 класс   Тема: Омонимы.

- Найди «спрятанную» шутку.

Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости?

- На чём основана шутка?

4. Творческие самостоятельные работы.

Дидактическая цель самостоятельных работ  четвёртого типа – создание предпосылок для творческой деятельности (4 уровень)

Пример. 2 класс   Тема: Значение слова.

- Слова иней, роса называют явления природы. Назови и запиши известные тебе явления природы.

Важным аспектом при самостоятельной работе является контроль. В практике используются виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, контроль со стороны родителей. Конечный этап контроля – внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы,  и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала. Движение к внутреннему самоконтролю снимает постепенно необходимость подготовки средств обратной связи и позволяет перейти к овладению творческими, эвристическими видами деятельности.

Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:

  • наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы;
  • разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию;
  • соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
  • соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15 – 20 минут) при проектировании урока;
  • последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся;
  • чёткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;
  • разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.

Результатом работы по проблеме использования на уроках самостоятельных работ, считаю следующее:

  • высокая активность учащихся в течение урока;
  • повышение познавательного интереса школьников к предмету;
  • создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи;
  • более успешное усвоение учебного материала.

Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряются темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера; при сочетании самостоятельной работы с различными видами домашней работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности. Это позволяет постепенно наращивать темп изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Литература.

  1. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.
  2. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.
  3. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1999 г.
  4. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках в начальных классах

Выступление на педагогическом совете...

ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность...

Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.

Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....

РОЛЬ И МЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Организация групповой деятельности занимает важное место в системе обучения. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. в то же время эффективность групповой работы проявила себя и в...

Презентация на тему "Самостоятельная работа на уроках в начальной школе"

В презентации представлен материал по самостоятельной работе учащихся начальных классов....

Использование технологий диалогового взаимодействия при самостоятельной работе с текстом в начальной школе.

   Материал включает в себя пример использования технологии диалогового взаимодействия на примере урока литературного чтения в первом классе....