ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал по чтению на тему
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.М.БОНДАРЕНКО
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
ПЛАН
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!
ПЕРЕСКАЗ
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно - много раз.
Это нудно – много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нем:
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз –
И запомнится рассказ.
ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
- Работайте с заголовком!
Прочитав заголовок, остановитесь!
- Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
- Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
- Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.
- Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
- После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
2. Работайте с текстом!
Обращайте внимание на непонятное в тексте.
- Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.
- Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретно примеры.
3. Ведите диалог с автором!
- По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.
- Проверяйте свои предположения в процессе чтения.
Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
4. Выделяйте главное!
- Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.
- По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
- Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
- В случае необходимости делайте выписки.
- Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.
5. На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!
6. Запоминайте материал!
- Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.
- Перескажите текст по плану.
- Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
7. Проверяйте себя!
- Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
- После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.
(Из книги Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой «Как учить работать с книгой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.
Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе
Статья на тему : Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе....
Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.
Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....
Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».
В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....
Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)
Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники...
Использование технологий диалогового взаимодействия при самостоятельной работе с текстом в начальной школе.
Материал включает в себя пример использования технологии диалогового взаимодействия на примере урока литературного чтения в первом классе....