Современные способы и приёмы активизации обучающихся на занятиях
консультация
Методическая разработка групповой консультации «Современные способы и приёмы активизации обучающихся на занятиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_sposoby_i_priyomy_aktivizatsii_obuchayushchihsya_na_zanyatiyah.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
групповой консультации
«Современные способы и приёмы активизации обучающихся на занятиях»
Составитель: Шишканова Е.Н.
педагог-психолог, методист
МБУ ДО ЦВР «Гармония»
г. Тихорецк
Цель: информирование педагогов о современных способах и приёмах активизации обучающихся на занятиях.
Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к механической «передаче» знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.
Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
Готовность выполнять учебные задания;
Стремление к самостоятельной деятельности;
Сознательность при выполнении заданий;
Систематичность обучения;
Стремление повысить свой личный уровень.
С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся, это самостоятельность.
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Эффективными считаются созданные ситуации, в которых учащиеся сами:
- Отстаивают своё мнение;
- Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
- Задают вопросы друг другу и учителю;
- Анализируют ответы друг друга;
- Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
- Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
- Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
- Находят несколько вариантов решения проблемы;
- Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
- Нахождение «ошибкоопасных мест».
Выделяются уровни познавательной активности:
Уровень I. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.
Уровень II. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.
Уровень III. Творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Приёмы активизации познавательной деятельности, например:
1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.
2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.
3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).
4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.
Все эти методы действуют в органическом единстве.
Активными методами обучения считаются те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:
Словесные методы
Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Наглядные методы
Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).
Практические методы
Частично-поисковый лабораторный метод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности младших школьников. Дидактическая игра - приём активизации обучающихся.
В помощь учителю начальных классов....
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках
Содержание:Введение1. Методы активизации познавательной деятельности2. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности3. Приемы активизации познавательной деятельности обучаю...
Задание №2 Выступление на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»
Выступление на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»...
Задание №3 Презентация на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»
Презентация на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»...
Способы и методы активизации обучающихся на уроках ОРКСЭ
Способы и методы активизации обучающихся на уроках ОРКСЭ...
презентация и технологическая карта внеурочного занятия «Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийским проверочным работам по русскому языку»(4 класс)
материалы отражают работу педагога по подготовке учащихся для выполнения ВПР по русскому языку...
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся
В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времен...