Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"
статья

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных особенностей. Решение этой проблемы связано с выбором методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых идеях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра — одна из древнейших и тем не менее актуальных технологий обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potapova_m.a._seminar.shkola.igra_.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Потапова Мария Алексеевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 342

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных особенностей. Решение этой проблемы связано с выбором методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых идеях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра  — одна из древнейших и тем не менее актуальных технологий обучения. Несмотря на то что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него все еще актуальна ведущая деятельность дошкольного периода — игра.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению литературного чтения. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции. Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней «доминируют эмоции», что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.

Применение игровых технологий повышает  прочность и качество усвоения знаний учащихся, если: игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при закреплении изученного материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся; уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Как же добиться того чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать . Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.

Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций: развивает познавательные интересы, толерантность, творческие способности, коммуникативные, способствует повышению самооценки. Названные функции имеют первостепенное значение именно на уроке литературы, который можно представить в различных игровых формах: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, литературные гостиные, салоны и т.д. Не всегда целесообразно проводить весь урок в форме игры, часто учитель использует отдельные игровые моменты, ситуации, которые способствуют развитию у учащихся интереса к предмету.

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный. А так же не забывать о том, что есть несколько советов по использованию игры на уроке, и это, прежде всего: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока, доступность игры для учащихся данного возраста, умеренность в использовании игр на уроках.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, закрепление пройденного материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение литературного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

В статье рассматриваются возможности применения игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников

Игра как уникальное явление жизни человека и как педагогическая технология с давних пор привлекает внимание учёных и практиков....

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

В статье освещаются методические приёмы, помогающие учителю начальных классов пробудить интерес обучающихся к процессу чтения....

Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Учебно-методическая разработка Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

Данная разработка дает понятие игры - как важной технологии в обучении младших школьников.Примеры игровых моментов на уроке будут полезными  в работе учителям начальных классов....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только рабо...