Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.
статья по чтению

Нечаева Анна Александровна

В статье рассматриваются возможности применения игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нечаева А.А., учитель начальных классов

ЧОУ «Школа экономики и права» Красносельского района

Санкт-Петербурга

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

(В.А. Сухомлинский)

Игровая технология является перспективной формой обучения, т.к. она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса, усиливает мотивацию и помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.

Применение игровых технологий предупреждает утомление. Они позволяют заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Использование игровых технологий в начальной школе позволяет:

–        проводить уроки в нетрадиционной форме;

–        раскрывать креативные способности учащихся;

–        дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

–        развивать коммуникативные навыки учащихся;

–        обеспечивать свободный обмен мнениями;

–        учитывать возрастные психологические особенности школьников;

–        организовывать процесс обучения в форме состязания;

–        облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

–        ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

–        практически закреплять полученные знания;

–        формировать мотивационную сферу учащихся;

–        расширять кругозор детей;

–        формировать навык совместной деятельности.

          Уроки литературного чтения в начальной школе являются неотъемлемым элементом воспитания культуры человека, средством воспитания и развития личности. Приобщать ребенка к чтению необходимо именно в младшем школьном возрасте на уроках литературного чтения.

         

 

         

Игровые технологии на уроках чтения могут внедряться в различных формах.

-  игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины);

-  игры-загадки («Кто играет в прятки?»);

-  игры-беседы («Интервью с писателем.»);

-  игры-инсценировки, реконструкции;

-  игры-обсуждения («Без кого? Без чего?»);

-  игры-соревнования (Кто больше придумает рифм к слову?);

-  игры-поручения («Не повтори меня»);

-  игры-предположения («Если бы…»).

        

Дидактические игры могут использоваться на всех этапах урока.

  1. При введении темы урока

Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока на основе игрового задания. Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи.

  1. Изучение нового материала.

На базе ранее изученного с помощью игры можно построить изучение нового. Учебная деятельность подчиняется правилам  игры.

  1. Закрепление изученного материала.

Применение игр позволяет экономить время выполнения заданий, охватить большой объём материала, использовать межпредметные связи, задействовать всех учащихся.

  1. Подведение итогов урока.

Итоги урока с помощью игры можно провести кратко и содержательно. Успешное выполнение дидактического материала связывается с игровым результатом.

  1. Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока.

   

 Требования к отбору игр:

-  игра должна давать новые понятия;

-  в игре должны развиваться способности правильно оценивать отношения, быстро                    реагировать на часто меняющуюся обстановку;

-  дидактическое содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

-  степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам

   

Принципы проведения игры:

При выборе игры необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей.

Игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием ярких наглядных пособий и внешних атрибутов

Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы. Дети не должны уставать.

Необходимо обязательно подводить итоги игры, выявлять победителей.

При проведении урока литературного чтения в игровой форме важно помнить, что игра не может быть самоцелью, а должна стать органичным продолжением художественного текста, авторской позиции. Использование различных способов и приёмов делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий и видов деятельности привлекает и удерживает внимание детей и развивает у них интерес к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных ...

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников

Игра как уникальное явление жизни человека и как педагогическая технология с давних пор привлекает внимание учёных и практиков....

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

В статье освещаются методические приёмы, помогающие учителю начальных классов пробудить интерес обучающихся к процессу чтения....

Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Учебно-методическая разработка Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

Данная разработка дает понятие игры - как важной технологии в обучении младших школьников.Примеры игровых моментов на уроке будут полезными  в работе учителям начальных классов....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только рабо...