Особенности проектирования учебной деятельности младших школьников
учебно-методический материал

Чайка (Шешукова) Лариса Александровна

Рассматривается вопрос организации учебной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл os-ti_proektirovaniya_uch_deyat.pptx1.36 МБ
Файл os-ti_proektirovaniya_uch_deyat.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности проектирования учебной деятельности младших школьников Шешукова Лариса Александровна, учитель начальных классов КОГОБУ Лицея № 9 г. Слободского 2021 год

Слайд 3

Что такое учебная деятельность? Особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как объекта обучения Содержание УД составляют научные понятия и обусловленные ими обобщенные способы решения задач Основная цель и главный результат – усвоение научных знаний и соответствующих им умений

Слайд 5

Основные характеристики учебной деятельности Специальная направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач Освоение общих способов действий и научных понятий Изменения психики и поведения обучающегося в зависимости от результатов собственных действий Мотивация Целеполагание Планирование Контроль/самоконтроль Оценка / самооценка

Слайд 6

Мотивационный модуль Со стороны учителя

Слайд 7

Мотивационный модуль Со стороны учителя

Слайд 8

Мотивационный модуль Со стороны ученика

Слайд 9

Мотивационный модуль Словесные (беседа, лекции, рассказы) Наглядные и практические методы (позволяют снизить утомляемость, повысить интерес) Поисковые методы (позволяют ребёнку самостоятельно разрешить проблемную ситуацию) Методы самостоятельной учебной работы (стимулируют сделать лучше, чем у соседа)

Слайд 10

Мотивационный модуль Эмоциональные методы (поощрение, наказание) Познавательные методы (опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий) Волевые методы (предъявление требований, информирование об обязательных результатах) Социальные методы (желание быть полезным Родине)

Слайд 11

Ориентировочный модуль Умение предвидеть возможные трудности в процессе обучения Задача учителя: помочь ученику найти выход из проблемной ситуации

Слайд 12

Содержательный модуль Система научных понятий Решение учебных задач

Слайд 13

Операционно-деятельностный модуль выявление затруднения (проблемы) в предложенном задании формулировка проблемы определение причины затруднения выбор способа выхода из проблемной ситуации обоснование данного способа фиксация нового способа в знаковой форме (буквенной, схематической, графической), составление алгоритма применения нового способа решение частных задач с применением нового способа действий контроль и оценка способа и результата деятельности

Слайд 14

Результативный модуль

Слайд 15

Контрольно-оценочный и коррекционный модуль контроль оценка самокоррекция рефлексия

Слайд 16

Показатели успешности



Предварительный просмотр:

Особенности проектирования учебной деятельности младших школьников

Слайд 1

Вопрос к аудитории: Что же такое учебная деятельность?

Зачем она нужна?

Слайд 2

Еще со студенческих времен нам известна возрастная периодизация Эльконина. Мы видим, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность.

При ее развернутом и систематическом осуществлении младший школьник усваивает теоретические знания - вместе с тем у него возникают и развиваются такие основные психические новообразования, как произвольность поведения и отвлеченное рассуждающее мышление, делающее восприятие думающим, а память мыслящей.

7-11 лет – это возраст интенсивного интеллектуального развития.

Будучи начальным, этот возраст, пожалуй, самый главный в школьном периоде жизни человека. Даже простые пробелы в знаниях, образовавшиеся в это время, как правило, приводят к серьезным проблемам на последующих этапах. Все, что происходит с ребенком в школе, на уроке, в общении с учителем, приобретает для него глубокий психологический смысл, проникает в его подсознание и сказывается на дальнейшем личностном развитии.

По результатам проведенных исследований выяснилось, что правонарушителями в молодые годы являются те, кто уже ко второму классу разуверился в себе как ученике, потерял надежду на получение хороших отметок, доброжелательность учителя, справедливость родителей. У таких детей происходит потеря учебной мотивации, развивается школьная дезадаптация, стойкая педагогическая запущенность.

Младшему школьнику необходимо в определённые сроки овладеть некоторой суммой знаний, умений и навыков в форме учебной деятельности, научиться пользоваться ими, усвоить приёмы рассуждений. Ему приходится рассматривать и заучивать такой материал, который в данный момент сам по себе может быть ему неинтересен, но нужен и важен для всей последующей учебной работы. Отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу не складывается само собой

Роль учителя тут сложно переоценить

Слайд 3

Итак, учебная деятельность – это…

Учебная деятельность осуществляется на двух различных уровнях: учитель организует (создает условия), а ученик осуществляет учебную деятельность, в связи с чем возникает необходимость в определении целей, содержания, методов организации, результатов деятельности. Наиболее оптимально взаимосвязь данных аспектов можно учесть на уровне педагогического проектирования, что позволяет сформировать у детей умение учиться.

Необходимо помнить, что учебная деятельность ребёнка всегда является совместной (с педагогом, со сверстниками). Индивидуально протекающая учебная деятельность есть нонсенс. Ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему старшим наставником (учителем, родителями) выработанные способы учебных действий, соотносит свои действия и оценки с оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ребёнка с другими людьми.

Слайд 4

Уметь учиться — это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность, а значит, уметь выбирать виды и формы своей учёбы; рассчитывать свои силы, использовать современные средства и способы получения информации.

Слайд 5

К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности: познавательные мотивы, учебные задачи (целеполагание), учебные действия (планирование), контроль и самоконтроль, оценка и самооценка

Говоря о проектировании учебной деятельности младших школьников, остановимся на интегративной модели, включающую в себя модульные компоненты УД.

Слайд 6

Мотивировать учащихся к учебной деятельности – значит, затронуть их важные личные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе обучения.

Низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин

со стороны учителя

  1. Бедность сообщаемого учебного материала
  2. Некомпетентность учителя
  3. Незаинтересованность его в работе
  4. Однообразие занятий, повторяемость
  5. Недоброжелательный настрой учителя к классу и к отдельному ученику

Слайд 7

Что можно сделать в этой ситуации?

Слайд 8

Низкая мотивация

со стороны учеников

  1. Непринятие новых условий, отсутствие адаптации
  2. Трудности с восприятием нового материала в силу индивидуальных особенностей
  3. Неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры
  4. Проблемы в общении со сверстниками, учителями
  5. Нежелание следовать нормам и правилам
  6. Нервно-психические расстройства
  7. Отсутствие интереса к предмету
  8. Эмоционально-некомфортная обстановка

Мотивацию ребёнка также снижает:

  • Недостаток родительского внимания и любви
  • Сомнения в способностях ребёнка, упрёки, принижающая критика
  • Высокие нагрузки (не по возрасту)

Какой выход?

Разговаривать с ребёнком, пытаться его услышать, обязательно выяснить все причины нежелания учиться и причины агрессии в адрес школы. Узнали причину – предложите решение (а лучше всего находите их совместно с ребёнком). Если учителю удаётся понять причины поведения ребёнка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только его действиями, но и мотивами.

Слайд 9

Использовать полный арсенал методов и приёмов организации познавательной деятельности …

Слайд 10

Как еще можно мотивировать…

Для повышения мотивации есть ещё один вариант — это использование детских, шуточных «контрактов»  (своеобразные договора), заключаемые между учителем и учащимися. В таком соглашении (после совместного обсуждения) чётко фиксируется объём работы и требования к ее выполнению. Такие «контракты» создают в процессе обучения психологическую атмосферу безопасности, ответственности и свободы.

Мотивированные на достижение успеха учащиеся активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя внутренние ресурсы.

Слайд 11

Учебная деятельность в силу своей новизны и неопределенности изначально является проблемной для ребенка. По сути, ребенок осуществляет ориентировочную деятельность в новой для него ситуации. При этом он вынужден при сформированном уровне мотивации определить свою готовность к общению с учителем и сверстниками в рамках осуществления учебной деятельности, принятию или непринятию цели деятельности, отношение к содержанию учебных задач, имеющихся в его опыте способов и определению достаточных средств для их решения.

Учителю необходимо проявить умение…

И …

Слайд 12

Содержанием учебной деятельности является система теоретических понятий, которая осваивается ребенком посредством решения учебных задач. При этом для формирования ребенка как субъекта учебной деятельности необходимо, чтобы предлагаемое содержание было принято учащимся, то есть являлось для него личностно значимым и носило проблемный характер, не предполагая репродуктивных способов деятельности.

Слайд 13

При условии принятия учебной задачи и ее проблемного содержания учащемуся необходимо открыть способ решения предложенной задачи. Исходя из субъектной позиции, определенной предыдущими этапами деятельности, необходимо осуществить следующие действия:…

По сути – это организация процесса обучения в системно-деятельностном подходе, который является основополагающим в ФГОС НОО

Слайд 14

Внешним результатом учебной деятельности является открытие нового способа деятельности и способность к его применению при решении учебных задач.

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащегося (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности

Слайд 15

Контроль заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Он помогает ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий задачи и получаемого результата.

Действие оценки позволяют определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Именно оценка сообщает школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача.

Т.к. учебная деятельность ребенка направлена на усвоения общих способов решения учебных задач, то самокоррекция, прежде всего, должна быть направлена на устранение недостатков, выявленных в системе действий на рефлексивном уровне, что предполагает:

-определить учебную задачу, в которой была допущена ошибка;

-выявить причину ошибки,

-сравнить свои действия пошагово с алгоритмом, образцом;

-определить для себя как избежать ошибки;

-решить похожую задачу.

Слайд 16

Что будет показателем успешности проделанной работы?

(сформированность всех вышеперечисленных компонентов УД, успешность учеников, их достижения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников

Представлены материалы о возрастных особенностях младших школьников: психологических новообразованиях возраста, развитии личности и познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения,...

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированное достаточно высокого уровня произвольного внимания. К...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Особенности личности и учебной деятельности младших школьников

Статья о личности и учебной деятельности младших школьников...

«Особенности учебной деятельности младшего школьника»

презентация к семинару для учителей начальной школы....

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Данная статья раскрывает особенности учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта. Зная их, педагогический и воспитательный коллектив специального коррекционного учреждения может п...