Использование ИКТ в работе учителя начальных классов
статья

Ильенко Анжелика Евгеньевна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx205.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нaчaльнaя школa - это фундaмент, основа от его кaчествa зависит дaльнейшее обучение ребёнка, и это соответственно нaлaгает особую ответственность нa учителей нaчaльной школы.  

Нaчaльнaя школa выступает в роли первого опыта ребёнкa в обрaзовaтельной системе - места пробы своих обрaзовaтельных сил. Именно нa данном этaпе вaжно рaзвить сaмостоятельность, aктивность, суметь сохрaнить познaвaтельную aктивность и помочь гaрмоничному вхождению ребёнка в обрaзовaтельный мир, поддержaть его эмоционaльное блaгополучие и здоровье. Все эти качества учaщихся и рaзвивaются благодаря внедрению информaционно-коммуниационных технологий (ИКТ) в обрaзовaтельный процесс.

Все технологии, в которых используются специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео), в практике называют информационными технологиями обучения. С использованием компьютеров в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). При использовании в процессе образования телекоммуникаций, данный процесс получил термин «информационно – коммуникационные технологии» - ИКТ.

Использование ИКТ – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

ИКТ технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.    Исходя  из  того,  что «информационные  и  коммуникационные технологии –  это  совокупность  методов,  устройств  и  производственных процессов,  используемых  обществом  для  сбора,  хранения,  обработки  и распространения  информации»,  главным  в  практической  деятельности учителя  становится  понимание  роли  применения  ИКТ  в  учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

Формы использования информационно-коммуникационных  технологий в начальной школе очень разнообразны. Каждый учитель может использовать практически все сразу или выбрать для себя наиболее интересные и удобные. Можно сделать очень интересные и познавательные уроки с использование ИКТ, уроки в виде игры, викторины, КВН и так далее. Необходимо только затратить своё время на подготовку материала, но каждый учитель может создать свою собственную библиотеку разработок уроков и занятий и использовать уже готовый материал в дальнейшем.

Самыми распространенными формами использования ИКТ в образовании являются, следующие:

- Работа на интерактивной доске;

- Создание презентаций к урокам;

- Использование готовых обучающих программ;

- Работа с ресурсами Интернет.

Работа на интерактивной доске.

Интерактивные технологии уверенно входят в российское образование. Практически в каждой школе, в том числе и в сельских школах, имеется интерактивное оборудование, так называемые интерактивные доски.

Интерактивные доски очень удобны, как для учителя, так и для учащихся. Учитель с легкостью выводит на экран презентации, обучающие мультфильмы, пишет на доске разными цветами, с легкостью изображает геометрические фигуры, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия, и многое – многое другое. Интерактивная доска даёт очень много возможностей для учителя. Многие дети, особенно это свойственно младшим школьникам, боятся или стесняются выйти к доске, эту проблему тоже легко решить, используя интерактивную доску, так как детям очень нравится всё, что связано с компьютерами, они с удовольствием вовлекаются в учебный процесс, в классе не остаётся равнодушных.

Все, что имеется на компьютере учителя можно продемонстрировать на интерактивной доске. С легкость можно передвинуть объекты и надписи, добавить комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделить ключевые области и добавить цвета. С использованием интерактивной доски очень легко моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрируя учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображений на экране, записывая идеи учащихся и таким образом создавая вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. И всё, что написано на интерактивной доске можно легко передать учащимся, сохранить на магнитных носителях, распечатать, послать по электронной почте. Всё это очень облегчает работу учителю и экономит его время. А так же позволяет учителям делиться своими наработками друг с другом.

В работе с младшими школьниками всегда стоит вопрос о концентрации внимания учеников во время урока. С использованием интерактивной доски легко сохранить концентрацию внимания учащихся во время урока, за счет наглядности и более быстрого темпа урока. Таким образом, учащиеся быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого ученика, что качественно повышает уровень современного образования.

Создание презентаций к урокам.

Одна из наиболее удобных и удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе, является мультимедийная презентация.

"Презентация‖ в переводе с английского языка - "представление». Презентация состоит из последовательно сменяющих друг друга слайдов,  или иными словами электронных страничек, которые занимают весь экран монитора. К примеру, если демонстрация документа идет на экране, то учащиеся видят чередование своеобразных плакатов, на которых могут присутствовать текст, фотографии, рисунки, диаграммы, графики, видео-фрагменты, и всё это сопровождается звуком, музыкой или речевым комментарием учителя.

На уроках можно удобно и эффективно представить необходимую информацию с помощью мультимедийных презентаций. В мультимедийных презентациях сочетается динамика, звук и изображение, т.е. все факторы, которые помогают наиболее долго удерживать внимание ребенка.

Ученые доказали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Основываясь на этом в основе любой современной презентации должны лежать яркие образы, которые облегчают процесс восприятия и запоминания информации. Благодаря широкому выбору программ для создания презентаций, каждый учитель может выбрать себе наиболее удобную, и создавать свои презентации с учетом особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет всегда добиваться максимального учебного эффекта.

Наиболее популярной программой для создания презентаций является программа Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint). PowerPoint переводится с английского языка, как убедительный доклад. Данная программа является частью Microsoft Office.

Для учителя программа Microsoft PowerPoint открывает широкие возможности, она проста в использовании, для работы в ней почти не требуется специальных навыков, но вместе с тем программа позволяет создавать в ней не только разнообразный иллюстративный ряд, но и интерактивные игры, тесты, диаграммы, таблицы и даже мультфильмы. Учащиеся могут делать в данной программе доклады, различные виртуальные экскурсии, использовать для защиты своих проектов, ведь младшим школьникам необходимы навыки проектной деятельности. Таким образом, я считаю, что для системы образования использование этой программы имеет множество преимуществ.

Презентации целесообразно использовать не только на уроках, но и во время классного часа, других мероприятий, даже на школьных праздниках можно использовать презентации. К примеру, на 8 марта в начальной школе можно подготовить презентацию про мам и т.д. Можно предложить детям самим создать презентации на определенные темы или дать задание для совместной работы с родителями. Ведь особенно в начальной школе детям очень нравится делать что-то вместе со своими родителями, а учитель должен стараться привлечь родителей в учебный и воспитательный процесс. Ведь значение совместной работы учителя и родителей при воспитании и обучении ребенка сложно переоценить. Такая работа всегда даёт хорошие результаты.

Имеются некоторые рекомендации к оформлению презентаций:

1. Не размещайте на отдельном слайде большое количество информации.

2. Не нужно размещать на каждом слайде более двух картинок.

3. Не желательно делать размер шрифта на слайде менее 24-28 пунктов.

4. Для учащихся начальной школы анимацию можно использовать в презентации не более одного раза в течение 5 минут.

5. Создавайте всю презентацию в едином стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для закрепления знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся можно предложить следующие виды творческих заданий:

- составление кроссворда, ребуса по теме,

- подготовка различных творческих сообщений;

- изготовление презентаций и др.

Использование различных обучающих программ

Каждый учитель при подготовке к уроку сталкивается с проблемой подборки материала. Но с каждым днем эту проблему становится всё легче решить, ведь на современном рынке имеется огромное множество готовых демонстрационных материалов, таких как мультимедийные диски. Их ассортимент с каждым днем растет и для любого предмета можно выбрать наиболее подходящий для учителя и ученика вариант. Данные диски в основном подходят для работы учителя, т.е. для демонстрации их на уроках. Они существенно облегчают труд учителю, и очень нравятся учащимся. Так как с использованием на уроках данных пособий, урок становится нагляднее, ярче, насыщеннее, особенно это интересно ученикам начальной школы. Для них в данных дисках материал даётся в игровой форме или в виде мультфильмов. Среди мультимедийных дисков, я считаю, обязательным отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Данный диск очень удобен в использовании как для учащихся, так и для учителей на уроках. Благодаря данной энциклопедии учащиеся отправляются в увлекательное путешествие в мир знаний. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» (ДКЭМ) очень ярко и оформлена, очень доступна в использовании – все это делает ДЭКМ незаменимым помощником родителям и учителям. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме помогает пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объясняет и знакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, помогает освоить школьные предметы. В практике же в основном данную энциклопедию используют учителя во время уроков.

Но есть ещё множество различных компьютерных программ для занятий учащихся дома, сидя за своим компьютером. Ведь пройденный на уроке материал всегда требует закрепления. Детям не всегда хочется сидеть за тетрадками, а вот на работу за компьютером они всегда с радостью откликаются. Этим необходимо разумно пользоваться родителям и учителям.

Далее мы рассмотрим программы как раз для занятия детей дома, а их сейчас тоже огромное множество. Рассмотрим некоторые из них.

Компьютерная программа "Сложение и вычитание столбиком".

С помощью данной компьютерной программой можно закрепить умение детей заполнять поля при записи примеров сложения и вычитания столбиком. Ориентирована программа на учащихся 3 класса.

Ссылка на бесплатное скачивание программы http://obuchonok.ru/matematika 20

Компьютерный тренажер для начальной школы "Математический Тетрис"

Использование компьютерного тренажера для начальных классов "Математический Тетрис" может помочь в закреплении таблицы умножения. Данный тренажер ориентирован на учащихся 2 класса.

Ссылка на бесплатное скачивание программы http://www.uchportal.ru/load/51-1-0-52497

Компьютерная программа по математике TimeMove - движение во времени. 21

Данная демонстрационная, учебная программа по математике для учащихся 4-х классов по теме "Скорость движения" имеет возможность демонстрации процесса движения одного или двух объектов в зависимости от таких параметров как время, скорость и путь. Программа облегчает понимание и решение множества различных математических задач на скорость движения.

Ссылка на бесплатное скачивание программы http://www.uchportal.ru/load/51-1-0-34651

Далее хотелось бы уделить особое внимание следующей программе под названием тренажер решения заданий по математике - Программа «Отличник». Данная программа сочетает в себе три основных блока, это:

- примеры;

- уравнения;

- задачи.

Они составляют 95% всего объёма изучаемого материала начального общего образования.

И два дополнительных:

- таблица умножения;

- игра (решение примеров, уравнений, задач, табличного умножения, где соперником может выступать другой ученик или компьютер)

Использование ресурсов Интернет

Интернет – это новое и самое широкое информационное явление. Учителя при появлении интернета сначала настороженно относились к его использованию, не понимали что это и зачем оно нужно. Но с течением времени, все осознали истину, что глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса, является мощным инструментом, который обязательно органично впишется и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Зачастую именно картинки из сети Интернет становятся единственным источником материала для учителя, например такого рода как, портреты некоторых писателя, исторические фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства и многое другое. Множество яркого наглядного пособия можно найти в сети интернет для уроков изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.

          Практика использования ИКТ даёт мне возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Я считаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Урок по окружающему миру с использованием ИКТ. 1 класс.

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ. " Кто такие звери?" УМК " Школа России" . 1 класс...

Урок окружающего мира с использованием ЭОР 2 класс "Комнатные растения"

Урок проводился с использованием электронных микроскопов и технологии кейс-стади. Была организована групповая форма работы. Упор делался на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность учащ...

"Танцевальные шаги с использованием фитбола" (4 класс)

Конспект урока по физической культуре для детей 4-го класса, который включает нетрадиционный вид гимнастики - фитбол-гимнастики (гимнастика на мячах).Урок  проходит очень интересно. Дети нетолько...

План- конспект урока с использованием ЭОР. 2 класс программа "Школа2100". Приставка.

План- конспект урока с использованием ЭОР. 2 класс, программа "Школа 2100".Тема: "Приставка", 1 урок....

Урок с использованием ТДМ (2 класс)

Данный урок - один из уроков по изучению нового материала. В процессе урока учащиеся выработают алгоритм, помогающий отличить приставку от предлога; научатся работать в группе, проведут самоконт...