Эссе "Я - учитель"
материал
Предварительный просмотр:
Я – учитель
Сохрани в себе душу ребёнка,
А себя – в душах детей.
Учитель… Кто он? Насколько значимую роль играет в жизни ребёнка?
Профессия «учитель» необычна, особа, уникальна. Её нельзя сравнивать ни с какими другими профессиями. Подгорит хлеб у пекаря – можно выпечь другой. Неправильно положит кирпичи строитель – можно вымерять уровнем и всё исправить. И только у учителя результат виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет.
Быть учителем очень ответственно, особенно, являться первым учителем. Оказаться первым – значит стать особо значимым человеком для ребёнка. Ведь во многом именно первый учитель моделирует судьбу каждого своего ученика: заметит искорку в его глазах, поможет, подтолкнёт – и ученик в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидит, пройдёт мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни.
Несмотря на всю ответственность данной профессии, учителем хотела стать с детства. Причём, именно первым учителем – учителем начальных классов. Мечта эта ярким пламенем загорелась тогда, когда я осознанно стала наблюдать за кропотливой работой своих родителей. Моя мама, Куулар Кара-кыс Танововна, – учитель биологии, почётный работник общего образования Российской Федерации. Мой отец, Куулар Эрес-оол Шуулеевич, – учитель географии, ветеран труда. Они настолько самоотверженно посвящали себя любимому делу, что я твёрдо решила: буду учителем. Именно родители стали моими первыми наставниками на пути профессионального роста.
Учитель начальных классов… «Почему собственно эта ступень образования стала определяющей?» – спросит уважаемый читатель. Ответ прост: первая моя учительница, Гули Кок-ооловна, была поистине волшебницей: на всю жизнь я запомнила её добрый взгляд и ласковую улыбку. Красива, умна, строга, требовательна, справедлива… – она напоминала мне Мэри Поппинс – героиню сказочных повестей английской писательницы Памелы Трэверс. Гули Кок-ооловна умела создавать тёплую, душевную атмосферу в классе, отчего посещать школу было сплошным удовольствием.
Однако быть учителем на деле оказалось не так-то просто, как представлялось. Сколько труда и терпения нужно приложить, чтобы из маленьких мальчиков и девочек выросли успешные, стремящиеся к определённой цели взрослые люди!
Учитель – образец для подражания. Он должен быть воспитанным, культурным, тактичным, профессионально грамотным, одним словом – идеальным. Учителем не может быть случайный человек. Дети любят подражать. А учитель был и остаётся одним из главных объектов для подражания и неустанного внимания.
На педагога возложена ответственная миссия: обучать и воспитывать. Поэтому важной составляющей системы ценностей учителя является его духовно-нравственная культура и этика. И, прежде всего, это умение сдерживать свои чувства и не терять самообладания в любой ситуации, а также быть самокритичным в оценке своего труда.
Ученики оказываются самыми разными, у каждого своя жизненная ситуация. Одним родители дарят много любви и тепла, иные же бывают лишены этого. Некоторые уверены в себе, а другие замкнуты, застенчивы, ранимы. Есть старательные, внимательные учащиеся, а встречаются и «трудные», независимые, озорные, непоседливые, непредсказуемые. И каждому необходимо уделить особе внимание, к каждому подобрать индивидуальный подход. Моё педагогическое стремление заключается в том, чтобы раскрыть талант каждого ученика, вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Стараюсь с каждым учащимся найти общий язык, достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему, как к педагогу.
Продумывая уроки, каждый раз преследую значимую для меня цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником ставлю только посильные для него задачи. Он должен постоянно, как говорил замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Дифференцированный подход в обучении считаю одним из важнейших аспектов в своей работе. Учебный процесс выстраиваю с учётом реальных возможностей учащихся, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мыслительному процессу. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, включая организацию усвоения, то есть умение учиться.
Для эффективности образовательного процесса использую все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в парах, группах. Чаще использую работу в парах, реализуя принцип взаимопомощи, когда более сильный ученик курирует более слабого. Ребятам очень нравится, когда на уроках создаю проблемные, поисково-исследовательские ситуации. Они с удовольствием включаются в творческий поиск решения поставленных перед ними учебных задач.
Учитель должен идти в ногу со временем, поэтому я нахожусь в постоянном поиске инновационных методов обучения. В 2017 году познакомилась с обучающими структурами сингапурской методики и успешно применяю их во время уроков. Они позволяют повысить интерес учеников к изучаемому материалу, мотивируют их на активную работу, способствуют развитию у ребят критического мышления.
«Не мыслям надобно учить, а – мыслить», – сказал в своё время немецкий философ Иммануил Кант. И эта фраза является одной из определяющих в моей педагогической деятельности, моим девизом.
Я – первый учитель маленького человека, который урок за уроком открывает для себя наш загадочный, интересный и огромный мир. Самая большая награда для меня – это горящие, понимающие глаза учеников на уроке!
Каждое утро говорю себе: «На работу как на праздник!» Только так и никак иначе. Моими верными спутниками и помощниками в педагогической деятельности всегда были и будут неизменное чувство юмора, проницательность, доброта и строгость в равной мере, а также отношение к ученику как к личности многогранной и неповторимой.
Я – счастливый человек, потому что у меня есть любимая работа – дело моей жизни, и эта работа – часть меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...