19. Программа факультатива "Эрудит" - "Занимательная математика".
рабочая программа по математике (4 класс)
Программа кружка «Эрудит - Занимательная математика» направлена на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Целью данной программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение занимательных задач по математике. Возраст детей участвующих в реализации программы кружка «Эрудит - Занимательная математика» - 9 лет (4 класс). Сроки реализации образовательной программы 1 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультатива «Эрудит»
«Занимательная математика»
Возраст обучающихся: 9 лет
Срок реализации программы – 1 год
Пояснительная записка
Программа кружка «Эрудит - Занимательная математика» направлена на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
Говоря об актуальности и целесообразности данной программы, можно отметить, что математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач – шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач – сказок, загадок и т.п.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта. Нестандартные и занимательные задачи по математике предоставляют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах.
Целью данной программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение занимательных задач по математике.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- привитие интереса учащимися к математике;
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и их творческих способностей;
- воспитание настойчивости, инициативы.
- развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Возраст детей участвующих в реализации программы кружка «Эрудит - Занимательная математика» - 9 лет (4 класс).
Сроки реализации образовательной программы – 1 учебный год.
Формы и режим занятий - кружка по математике – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Кружок по математике является основной формой внеклассной работы с учащимися начальной школы.
Кружок организован для учеников одного класса. Работа начинается с первой недели сентября, а заканчивается в конце мая. В течение года занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают все учащиеся.
Занятия кружка обычно проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 35 минут.
Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Ожидаемый результат– успешное участие учащихся в олимпиадах по предмету, конкурах «Кенгуру».
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 класса.
Учащиеся должны уметь:
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий;
- читать информацию, записанную в таблицу и заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
- уметь устанавливать закономерности;
- заполнять магические квадраты;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое – трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
Формами проверки результативности занятий являются:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в
своём классе;
- участие в интеллектуальных играх и марафонах.
Формами подведения итогов реализации программы могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.
Содержание программы
(1 час в неделю, всего – 34 часа)
4 класс
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание, составление фигур. Задачи с палочками. Упорядоченный перебор вариантов. Поиск закономерностей. Таблицы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Вводное занятие. Математическая викторина. | 1 | Вопросы математического характера, направленные на формирование интереса к занимательным заданиям (групповая работа). |
2 | Логические таблицы с несколькими изменяющимися признаками. | 1 | Задания на закономерность изменения фигур в таблицах. |
3 | Последовательности и закономерности. | 1 | Система упражнений, направленная на поиск правил расположения предметов и фигур. Творческая работа «Последовательность для друга». |
4 | Комбинаторные задачи. | 1 | Задания на усвоение принципа построения перестановок. |
5 | Игра «Математическая карусель» (таблицы, закономерности, перестановки) | 1 | Групповая работа. |
6 | Арифметические ребусы. | 2 | Знакомство с ребусами на определение арифметических знаков, зашифрованных чисел в выражениях. Творческая работа «Ребус для друга» |
7 | Геометрические фигуры. | 1 | Знакомство с шаром, конусом, цилиндром, параллелепипедом, кубом, пирамидой. Изображение фигур на клетчатой и нелинованной бумаге. Узнавание в составе более сложных фигур. |
8 | Задачи с геометрическим содержанием. Конструирование фигур из палочек. Перекладывание палочек для получения новой фигуры. | 2 | Задания на сообразительность с использованием палочек, спичек. |
9 | Решение ребусов. | 1 | Обучение решению и составлению рисуночных ребусов, содержащих числа. Творческая работа «Числовой ребус». |
10 | Логические таблицы. | 1 | Задания на закономерность изменения фигур в таблицах. |
11 | Задачи с геометрическим содержанием. Нахождение необходимого количества фигур на чертеже. | 1 | Решение задач на узнавание знакомых геометрических фигур в составе более сложных. |
12 | Нумерация чисел в пределах 1000000 . | 1 | Решение текстовых логических задач на восстановление числовых последовательностей и на определение нужного номера, считая в прямом и обратном порядке. |
13 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000. | 1 | Решение текстовых логических задач на сложение и вычитание. Задачи на внимание с лишними данными. |
14 | Задачи с геометрическим содержанием. Разрезаем, перекладываем, составляем. | 1 | Разбиение фигур на заданные части. Составление фигур из её частей. |
15 | Числовые головоломки. Числовые лабиринты. | 1 | Поиск правила составления числовой головоломки. Творческая работа «Числовая головоломка» |
16 | Шифровки. | 1 | Задания на расшифровку и зашифровку. Творческая работа «Зашифруй имя сказочного героя». |
17 | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 | Решение текстовых задач, в которых широко используется схематический рисунок, таблицы, доказательство от противного. |
18 | Игра «Математическая карусель» (ребусы, задачи с геометрическим содержанием, числовые головоломки). | 1 | Групповая работа. |
19 | Логические задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. | 1 | Обучение решению задач данного вида путём составления таблицы. |
20 | Задачи, связанные с величинами. | 1 | Система разнообразных упражнений, связанных с решением задач на взвешивание, переливание, измерения. |
21 | Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств. | 1 | Обучение решению задач данного вида путём составления схем. |
22-23 | Магические квадраты. | 2 | Знакомство с правилами заполнения магических квадратов. |
24 | Решение логических задач изученного вида. | 1 | Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами, на упорядочивание множеств, на взвешивания, переливания, измерения. |
25 | Расстановки. Задачи на промежутки, движение. | 1 | Упражнения, направленные на развитие умения решать логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. |
26 | Задачи-шутки. | 1 | Система упражнений, направленных на выработку смекалки. |
27 | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 | Решение текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы и предусматривает вариативность способов решения. |
28 | Старинные задачи. Арифметические игры и фокусы. | 1 | Познакомить учащихся со сборниками старинных задач. Решение задачи про волка, козу и капусту. Фокусы «Задумайте число». |
29 | Нумерация чисел в пределах 1000000. | 1 | Решение текстовых логических задач на восстановление числовых последовательностей и на определение нужного номера, считая в прямом и обратном порядке, задачи о ступеньках. |
30 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000. | 1 | Решение текстовых логических задач. Логические цепочки, перестановки чисел, расстановка знаков действий. |
31 | Игра «Танграм» | 1 | Обучение игре (составление фигур из набора заданных) |
32 | Разные логические задачи. | 1 | Задания на повторение и систематизацию знаний. Подготовка к математической олимпиаде. |
31 | Математическая олимпиада | 1 | Систематизация знаний. Контроль и учет приобретенных знаний. Задания для самостоятельного решения. |
33 | Математический КВН | 1 | Математические игры, задания для детей и их родителей. |
34 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов работы факультатива за год. |
Методическое обеспечение программы
- Дидактический материал «Занимательные задачи по математике».
- Олимпиады по математике в 4 классе.
- Игры «Математическая карусель».
Список использованной литературы
- Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике. 4 класс», М.,: Просвещение, 1986. – 47с.: ил.
- «Занимательные задачи для маленьких», М., Омега, 1994. – 256с.: с ил.
- Г.В. Керова «Нестандартные задачи по математике», М.: ВАКО, 2008. - 240с.
- Л.В. Лазуренко «Занимательные материалы к урокам математики», Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 96с.
- Г.Г. Левитас «Нестандартные задачи на уроках математики», - М.: Илекса, 2008, - 56с.
- Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон: 1-4 классы», М.: ВАКО, 2009. – 208с.
- В.Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников: Кн. Для учителя: Из опыта работы (в сел. р-нах). – М.: Просвещение, 1990. – 77с.: ил.
- Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов А.В. «Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. илл.
- В.М.Туркина «400 развивающих заданий по математике: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-684890-1444504318.jpg)
Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г
Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-74288-1362128155.jpg)
План-программа проведения недели математики «Математика – гимнастика для ума» в начальной школе
Материал содержит план проведения недели математики в начальной школе. В плане приведены этапы недели, формы проведения мероприятий в рамках недели, деятельность обучающихся, родителей, учителей, форм...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-833971-1476988558.jpg)
Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования , Примерной программы на...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-851701-1602175817.jpg)
Рабочая программа кружка по математике "Лучший математик"
Рабочая программа кружка по математике"Лучший математик"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-187596-1359207315.png)
Конспект урока математики по теме: «Что узнали. Чему научились». 1 класс. Программа «Школа России» «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова
ТЕМА: ЧТО УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ.ТИП УРОКА: закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: повторить и систематизировать изученный материал.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (предметные): знать название и последо...