01. Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология развития критического мышления.
статья

Ефремова Ирина Михайловна

 Методические рекомендации "Технология  развития критического мышления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии в реализации ФГОС:

технология развития критического мышления

Главной задачей, стоящей перед образованием, на современном этапе является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. В ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта необходим переход к такой стратегии обучения, при которой обучающийся превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся педагогом, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Реализации данной цели способствует использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации как интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение и развитие критического мышления.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

В основе технологии критического мышления лежит трёхфазовая структура учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая фаза – вызов

1. Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Высказывания фиксируются. Нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3. Сочетание индивидуальной и групповой работы.

Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксирует и систематизирует информацию от школьников - «Любое мнение учащегося ценно».

 Эффективны следующие приёмы:

  1. составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;
  2. систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
  3. верные и неверные утверждения;
  4. перепутанные логические цепочки и т.д.

Вторая фаза – осмысление (реализация смысла)

Деятельность обучающихся на фазе осмысления:

  1. осуществление контакта с новой информацией;
  2. попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
  3. акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
  4. обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы.

Эффективны следующие приёмы:

  • маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
  • ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Третья фаза – рефлексия (размышление)

Эффективны следующие приёмы:

  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • организация устных и письменных круглых столов;
  • организация различных видов дискуссий;
  • написание творческих работ (синквейн, эссе).

Приемы технологии  развития критического мышления

Приём «верные или неверные утверждения»

В начале урока могут быть предложены высказывания, затем учащимся предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

«Инсерт»

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки («v», «+», «-», «?»), а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Кластер («Гроздь») 

Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.

Приём «Плюс – минус - интересно»

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот приём можно использовать и на стадии рефлексии.

 Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую: в графу «плюс» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «минус» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «интересно».

«Бортовые журналы» 

«Бортовой журнал» применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

 Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. В ходе прочтения текста учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.

«Зигзаг»

Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации.

Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке:

1) Текст изначально делится учителем на несколько частей.

2) Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

3) Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

4) Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

5) Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

6) После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

7) Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.

8) На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления

Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)...

"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...

Использование приемов технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.  ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 2...

Реализация технологии развития критического мышления средствами чтения и письма в образовательной деятельности младших школьников

Используя тот или иной метод, приём ТРКМЧП педагогу следует учитывать возрастные особенности обучающихся, так, например,  прием «Ромашка Блума» будет сложноват для детей младшего школ...

«Технология шестиугольного обучения как способ развития критического мышления»

Презентация для учителей начальных классов. Содержит информацию о технологии шестиугольного обучения, знакомит с практическими приемами применения данной технологии, практические рекомендации применен...