Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления
статья на тему

Сергеева Екатерина Николаевна

Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_shkola.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Е.Н.Сергеева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 г.Щигры Курской области»

Реализация компетентностного подхода

 в образовательном процессе через

 технологию развития  критического мышления.

  Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. К компетентностно-ориентированным технологиям относятся: метод проектов; технология развития критического мышления; ролевые игры; сюжетные игры и др.

    В последнее время широкое распространение получила технология развития критического мышления.

    Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Оно означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Происходит развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

    Критическое мышление помогает в развитии следующих качеств обучающегося:

  • Готовности к планированию: кто ясно мыслит, тот ясно излагает;
  • гибкости: восприятие идей других;
  • настойчивости: достижение цели;
  • готовности исправлять свои ошибки: воспользоваться ошибкой для продолжения обучения;
  • осознанности: отслеживания хода рассуждений;
  • поиска компромиссных решений: важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми.

Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми, необходимо знать особенности организации данной технологии, её структуру, приёмы.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

    Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трех этапов ( стадий) : стадия вызова, осмысления и сади рефлексии.

Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Данная стадия позволяет:

*актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

*побудить ученика к активной работе на уроке и дома;

Вторая стадия – осмысление. Данная стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить её;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Данная стадия позволяет обучающемуся:

  • целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
  • присвоить новое знание;
  • сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.

Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя.

    Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Приёмы развития критического мышления, которыми пользуюсь я.

«Кластеры»

  Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

   Ведущим приёмом могут стать грозди (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом. Компонуем по категориям. Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

    Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

    Этот прием может быть применён на стадии вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

   Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками( работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам)

    Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями.

«Дерево предсказаний»

   Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, сказке. Правила работы таковы: «ствол» дерева – тема, «ветви» - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно», и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Толстые» и «тонкие» вопросы

    Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Толстые

Тонкие

Дайте 3 объяснения, почему …?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

А что, если…?

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

    В правой колонке вопросы, требующие простого, односложного ответа, в левой – вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

«Чтение с остановками»

   Работа с художественными текстами. Прием технологии используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

    Общий алгоритм работы с данным приемом:

1.Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия и прогноз его содержания.

2.Осмысление.Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогноз развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

«Совместный поиск»

   Обязательным этапом работы над текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный , и эмоциональный. Реакция на текст будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

*На что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

* Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

* Какие чувства испытали?

Приемы проведения рефлексии

   Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом важно, что в процесс рефлексии включены и обучающиеся , и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии весь механизм рефлексии оказывается неэффективным. Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. Устная форма имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Наиболее важной для развития личности является письменная форма рефлексии.

Эссе – произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему.

«Бортовой журнал» -форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений, вопросов

«Синквейн» (пятистишье) - стихотворные формы – это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное.

   Используемые приемы и стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов:

*сотрудничества;

*совместного планирования;

*осмысления.

Действия учителя при традиционном уроке и уроке,

построенном в технологии критического мышления

Действия учителя

Традиционный урок

Урок, построенный в технологии

критического мышления

  • Информирует, рассказывает

  • Контролирует, заставляет выучить
  • Оценивает
  • Направляет усилия обучающихся в определенное русло
  • * Сталкивает различные суждения
  • Создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
  • Дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
  • Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

   Для составления сценария урока в данной технологии предлагаю следующие практические рекомендации учителю:

1.Актуализация. В традиционном уроке учитель формулирует цель урока и актуализирует тему. В уроке, построенном в технологии критического мышления, и цель, и практическую значимость темы должны открыть дети. Учителю нужно создать ситуацию, в которой обучающиеся смогут самостоятельно сформулировать интересующие их вопросы и определить: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

2.Осмысление. Учитель должен продумать вопросы ( последовательные и, возможно, неожиданные), которые стоит задать учащимся, чтоб они самостоятельно приходили к ответам и открывали для себя истину.

3.Рефлексия .Проводится для того, чтобы обучающиеся сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Ученики обязательно должны проговорить или записать возникшие мысли, т.к. только в этом случае к ним придёт осознание того, что они научились.

4.Связь с жизнью. Изучая новую тему, учитель должен мотивировать обучающихся на определение тех конкретных жизненных задач, для решения которых им могут пригодиться приобретенные знания и умения.

5.Эффективное сочетание приёмов. Планируя урок, учитель не должен стараться включить в него все знакомые приемы и стратегии. Он должен подобрать наиболее эффективное сочетание, подходящее для конкретного урока.

6.Завершение одного – начало другого. Завершая занятие, следует настроить обучающихся на тему следующих занятий. Хорошо, если учитель оставит учеников заинтригованными, чтобы разрешить интригу на следующем уроке.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение,2010.

2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// Интернет-журнал «Эйдос».2005.

3. Зачесова Е. Ручка от сундука. Компетентностный подход в образовании// Учительская газета от 24 апреля 2007г.

4. Калмыкова Е.В. Технология критического мышления //http://ipk.68edu/ru/2010

Приложение

Пример построения

урока в  технологии критического мышления

Русский язык. 2 класс .УМК «Начальная школа 21 века».

Тема урока:  Приставка как часть слова. Изучение нового материала.

   Урок составлен в технологии критического мышления. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приёмы: «Верные и неверные утверждения», «Таблица тонких и толстых вопросов», «Кластер».

Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о приставке как о части слова.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания детей о частях слова;
  2. Уточнить место приставки в слове, ее роль и значение;
  3. Способствовать развитию аналитического мышления;
  4.  Работать над развитием речи обучающихся;
  5. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  6. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Оборудование:

1.Учебник «Русский язык», 2 класс, автор С.В. Иванов.

2. Листы с таблицами для приёма «Верные и неверные утверждения».

Ход урока

I.Организация класса.

Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок!

- Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательны и внимательны.

А сейчас я предлагаю поработать в парах.

II. Стадия вызова.

1.Прием «Верные и неверные утверждения».

  У вас на столах лежат листы, на которых начерчены таблицы, Цифрами указаны номера вопросов. Я задаю вопрос, а вы обсуждаете его в парах. Если согласны – ставите»+», если не согласны – «- «, если у вас возникли сомнения, то обведите этот номер вопроса в кружок.

1

2

3

4

5

6

7

- Верите ли вы, что слово можно разобрать на части?

- Верите ли вы, что у слова может не быть корня?

- Верите ли вы, что за корнем стоит суффикс?

-Верите ли вы, что суффикс образует новые слова?

-Верите ли вы, что в словах бывают приставки?

-Верите ли вы, что не только суффиксы могут образовывать новые слова?

-Верите ли вы, что не все слова с одинаковым корнем могут являться однокоренными?

- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор?-   Это значит, что мы ещё не всё знаем о составе слова.

-Значение какого слова из предложенных  вопросах вам не совсем понятно? (Приставка)

- Что же оно обозначает? (Предположения детей)

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Приставка – часть слова.)

2.Постановка проблемы.

- Ребята, прочитайте слова на доске: сад. Садовый, садик.

- Что вы можете о них сказать? (Эти слова – однокоренные, корень –сад-.)

- Разберите эти слова по составу.(Дети работают самостоятельно.)

- Проверим, что у вас получилось.

- Слово сад: окончание – нулевое, корень – сад-.

- Слово садовый: окончание –ый, корень –сад-, суффикс –ов-.

- Слово садик: окончание нулевое, корень –сад-, суффикс – ик-.

- Сделайте вывод, какие части слова вам встретились?

- Эти слова состоят из корня, суффикса, окончания.

- Тогда какой вопрос напрашивается? (А где же приставка?)

- Верно. Цель нашего сегодняшнего урока – знакомство с приставкой и её местом в слове.

III. Стадия осмысления.

  1. Приём «Таблица тонких и толстых вопросов» (работа в парах).

- Ребята, попробуйте сформулировать по нашей новой теме вопросы: «тонкие» и «толстые».

- Начнем с «тонких» вопросов. Каждая группа формулирует по 3 вопроса.

- Проверим, что у вас получилось:

- Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

-Много ли приставок в русском языке?

- Как обозначают приставки?

- Молодцы. Попробуйте теперь составить по одному «толстому» вопросу:

- Почему приставка называется «приставкой»?

- Чем отличается приставка от суффикса?

- Могут ли приставки образовывать новые слова?

- В чем разница между приставкой и корнем?

- Могут ли в слове быть две приставки?

- Молодцы, у вас получились интересные вопросы. Пришло время на них ответить.

2.Получение новых знаний.

- Итак, давайте начнем работу.

- Прочитайте на доске новое слово: посадка.

- Разберите и его по составу.

- Окончание –а, корень –сад-, суффикс к-.

- В слове   осталась часть по.(Это и есть приставка?)

- Да, ребята, по – это приставка.

- Скажите, где стоит приставка? (В начале слова, перед корнем.)

- Зачем в этом слове приставка? (Она помогла образовать новое слово. )

- Так почему же приставку назвали приставкой? (Её приставили впереди слова.)

3.Знакомство с правилом ( учебник, с. 840.

- Посмотрим, что о приставке говорится в учебнике.

- Прочитайте правило самостоятельно.

- Прочитайте третье предложение. (Приставки со словами пишутся слитно!)

- Почему оно с восклицательным знаком? (Это важно и надо запомнить!)

- Почему про суффиксы мы не говорили, что они пишутся со словами слитно, а про приставки говорим? (Приставку можно спутать с предлогом.)

- сравните вывод, который мы сделали с вами. С правилом. Что заметили? ( Мы были правы.)

- Что ещё вы узнали о приставке? (Её обозначают значком ¬.)

4. Первичное закрепление ( учебник . с.84, упр. 133)

- Спиши слова, обозначь приставки.

- Что интересного заметили? ( Дети работают самостоятельно)

Обсудите свою работу с ребятами в группе.

- Какой вывод вы можете сделать? (Приставка помогает образовывать однокоренные слова )

IV. Рефлексия:

  1. Прием «Таблица тонких и толстых вопросов» ( работа в парах0.

- давайте вернемся к «Таблице тонких и толстых вопросов».

- Отметьте вопросы, на которые мы сумели ответить на уроке:

- Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- Много ли приставок в русском языке?

- Как обозначают приставки?

- Почему приставка называется «приставкой»?

- Чем отличается приставка от суффикса?

- Могут ли приставки образовывать новые слова?

- В чем разница между приставкой и корнем?

- Могут ли в слове быть две или три приставки?

- Остались ли вопросы, на которые мы не смогли пока дать ответ?

( Да, остались.)

2.Итог урока: Прием «Кластер»

- А сейчас давайте обобщим все, что мы узнали о приставках.

- Назовите тему нашего урока. ( Приставка – часть слова.)

- Расскажите все, что вы запомнили о приставках. (По ходу ответов заполняем кластер.)

- Все ли у вас получилось на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

V. Домашнее задание:

- Составьте и запишите как можно больше однокоренных слов к слову лететь, используя различные приставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе

Статья  "Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе"...

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»

       Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...

Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....

Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.

Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить...