Занятия по сенсомоторному развитию для учащихся с умственной отсталостью
методическая разработка (1 класс)
методическая разработка по развитию сенсомоторики учащихся с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сенсорное развитие | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия по сенсомоторному развитию для учащихся с умственной отсталостью
У детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно
неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики
затрудняют их знакомство с окружающим миром. Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Цель занятий, проводимых в рамках данной программы – коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов и психомоторных умений и навыков школьников с нарушением интеллекта.
Основные задачи программы:
- систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
- развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;
- формирование общей моторной координации ребёнка;
- обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;
- развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Знакомство
Цель: формирование у ребёнка интереса к окружающим людям, коррекция эмоционального состояния.
1. Приветствие «Улыбка» и вступительная беседа.
2. Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки
губ, улыбнуться, наморщить нос и т. д.).
3.Игра «Пиктограммы» (модифицированный вариант игры, предложенной Н. В. Клюевой и О. В. Касаткиной).
4. Подведение итогов занятия.
Тема 2. Диагностика на входе
Цель: выявление сенсорных эталонов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Тема 3. Вводное занятие
Цель: снятие враждебности, снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки, развитие творческого воображения, психомышечная тренировка.
1. Приветствие «Улыбка».
2. Упражнения на релаксацию.
3. Рисование «Злой и добрый волшебник».
4. Обсуждение рисунков.
Тема 4. Хоровод у ёлочки
Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонко дифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнение для развития мелкой моторики «Фонарики».
2. Разминка. Упражнения «Путаница» и «Сложи узор».
3. Пальчиковая игра «Помощники». Изобразительное творчество: тычок жесткой полусухой кисточкой «Наша ёлка в Новый год». Игра малой подвижности «Весёлые снежинки».
4. Упражнение на релаксацию «Отдых».
Тема 5. Я слепил снеговика
Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики».
2. Разминка. Упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».
3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: аппликация из скомканной бумаги «Снеговик». Игра малой подвижности
«Вокруг снеговика».
4. Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».
Тема 6. Сказочные деревья
Цель: тренировка манипуляционных движений на базе сенсомоторных интеграций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной) и произвольной регуляции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики», «Дом — ёжик — замок».
2. Разминка. Упражнение «Чайник с крышечкой», игра «Тени».
3. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Изобразительное творчество: оттиск печатями «Деревья в волшебном лесу». Игра малой подвижности «Ель, берёза, дуб».
4. Упражнение на релаксацию «Плывём в облаках».
Тема 7. В гости к сказке
Цель: отработка глазо-ручной координации, развитие произвольной регуляции, концентрации внимания, усидчивости.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики», «Дом — ёжик —
замок» «Гусь — курица — петух».
2. Разминка. Игра «Колпак мой треугольный», упражнение по дорисовыванию симметричной половины изображения.
3. Пальчиковая игра «Мои весёлые пальчики».
Изобразительное творчество: монотипия «Сказочные картинки». Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?».
4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».
Тема 8. Цветные автомобили
Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики», «Дом — ёжик — замок», «Гусь — курица — пе-
тух», «Зайчик — колечко — цепочка».2. Разминка. Упражнение «Собери фигуру» и игра «Ночной поезд».
3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: оригами «Автомобиль», конкурс на самый быстро сделанный автомобиль «Авторалли». Игра малой подвижности «Светофор».
4. Упражнение на релаксацию «Радуга».
Тема 9. Весенний пейзаж
Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитие визуально-моторно-кинестетической интеграции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом —ёжик — замок», «Гусь — курица — петух»,
«Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — лошадка».
2. Разминка. Упражнения «Костёр», «Графиче-ский диктант».
3. Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Весенний лес». Игра малой подвижности «Па-
лочки».
4. Упражнение на релаксацию «Радуга».
Тема 10. Необычная вышивка
Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонко дифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Гусь — кури-ца — петух», «Зайчик — колечко — цепочка»,
«Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка».
2. Разминка. Игра «Поставь пальчик», упражнение «Копировщики узоров».
3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: вышивка на картоне «Волшебные клубки». Игра малой подвижности
«Конспиратор».
4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».
Тема 11. От домика к домику
Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — ло-
шадка», «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка».
2. Разминка. Упражнения «Дорожки» и «От дома к дому».
3. Пальчиковая игра «Строим дом». Изобразительное творчество: работа в технике «рваной» аппликации «Домик для гномика». Игра малой
подвижности «Рисуем вместе».
4. Упражнение на релаксацию «Отдых».
Тема 12. Винни-Пух и все-все-все Цель: развитие кинетико-кинестетического и пространственного восприятия, сенсомоторной интеграции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка»,
«Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».
2. Разминка. Игра «Кто быстрее и ровнее?». Упражнение в перебирании и сортировке крупы.
3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: аппликация с использованием крупы «Наш весёлый Винни-Пух». Игра
малой подвижности «Ничего не видно».
4. Упражнение на релаксацию «Отдых».
Тема 13. Кораблики в море
Цель: отработка манипуляционных движений на базе сенсомоторных координаций и произвольной регуляции.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка»,
«Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».
2. Разминка. Игра «Чего не стало?», упражнение «Сделай как я».
3. Пальчиковая игра «Лодочка». Изобразительное творчество: аппликация из спичек «Кораблик». Игра малой подвижности «Море волнуется».
4. Упражнение на релаксацию «Отдых на море».
Тема 14. Звёздное небо
Цель: развитие интеграции кинестетической и визуальной системы с моторной системой.
1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка»,
«Сарай — дом с трубой — пароход».
2. Разминка. Упражнение «Сколько треугольников?», игра «Звёздочки».
3. Пальчиковая игра «Мы играем». Изобразительное творчество: набрызг, печать поролоном по трафарету «Звёздное небо». Игра малой подвижности «Угадай, где монетка».
4. Упражнение на релаксацию «Полёт высоко в небе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.
Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью....
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АООП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материал представляет практический опыт работы в условиях инклюзивного образования...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся с умственной отсталостью посредством игровой деятельности
Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей зат...
Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся имеющих умеренную и тяжёлую умственную отсталость по курсу "Развитие речи".
Логопедические занятия для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.Цель: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых сре...
Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "
В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)
Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)...
Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью".
Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью."...