Занятия по сенсомоторному развитию для учащихся с умственной отсталостью
методическая разработка (1 класс)

Бобрикова Алёна Вячеславовна

методическая разработка по развитию сенсомоторики учащихся с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сенсорное развитие19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по сенсомоторному развитию для учащихся с умственной отсталостью

У детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно

неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики

затрудняют их знакомство с окружающим миром. Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Цель занятий, проводимых в рамках данной программы – коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов и психомоторных умений и навыков  школьников с нарушением интеллекта.

Основные задачи программы:

- систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов  величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
- развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;
- формирование общей моторной координации ребёнка;
- обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;
- развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Знакомство

Цель: формирование у ребёнка интереса к окружающим людям, коррекция эмоционального состояния.

1. Приветствие «Улыбка» и вступительная беседа.

2. Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки

губ, улыбнуться, наморщить нос и т. д.).

3.Игра «Пиктограммы» (модифицированный вариант игры, предложенной Н. В. Клюевой и О. В. Касаткиной).

4. Подведение итогов занятия.

Тема 2. Диагностика на входе

Цель: выявление сенсорных эталонов у  младших школьников с  интеллектуальной недостаточностью.

Тема 3. Вводное занятие

Цель: снятие враждебности, снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки, развитие творческого воображения, психомышечная тренировка.

1. Приветствие «Улыбка».

2. Упражнения на релаксацию.

3. Рисование «Злой и добрый волшебник».

4. Обсуждение рисунков.

Тема 4. Хоровод у ёлочки

Цель:  развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонко дифференцированных движений пальцев и  кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнение для развития мелкой моторики «Фонарики».

2. Разминка. Упражнения «Путаница» и «Сложи узор».

3. Пальчиковая игра «Помощники». Изобразительное творчество: тычок жесткой полусухой кисточкой «Наша ёлка в Новый год». Игра малой подвижности «Весёлые снежинки».

4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 5. Я слепил снеговика

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики».

2. Разминка. Упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».

3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: аппликация из скомканной бумаги «Снеговик». Игра малой подвижности

«Вокруг снеговика».

4. Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».

Тема 6. Сказочные деревья

Цель: тренировка манипуляционных движений на базе сенсомоторных интеграций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной) и  произвольной регуляции.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики», «Дом — ёжик — замок».

2. Разминка. Упражнение «Чайник с крышечкой», игра «Тени».

3. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Изобразительное творчество: оттиск печатями «Деревья в волшебном лесу». Игра малой подвижности «Ель, берёза, дуб».

4. Упражнение на релаксацию «Плывём в облаках».

Тема 7. В гости к сказке

Цель: отработка глазо-ручной координации, развитие произвольной регуляции, концентрации внимания, усидчивости.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики», «Дом — ёжик —

замок» «Гусь — курица — петух».

2. Разминка. Игра «Колпак мой треугольный», упражнение по дорисовыванию симметричной половины изображения.

3. Пальчиковая игра «Мои весёлые пальчики».

Изобразительное творчество: монотипия «Сказочные картинки». Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?».

4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».

Тема 8. Цветные автомобили

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики», «Дом — ёжик — замок», «Гусь — курица — пе-

тух», «Зайчик — колечко — цепочка».2. Разминка. Упражнение «Собери фигуру» и игра «Ночной поезд».

3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: оригами «Автомобиль», конкурс на самый быстро сделанный автомобиль «Авторалли». Игра малой подвижности «Светофор».

4. Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 9. Весенний пейзаж

Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитие визуально-моторно-кинестетической интеграции.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом —ёжик — замок», «Гусь — курица — петух»,

«Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — лошадка».

2. Разминка. Упражнения «Костёр», «Графиче-ский диктант».

3. Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Весенний лес». Игра малой подвижности «Па-

лочки».

4. Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 10. Необычная вышивка

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонко дифференцированных движений пальцев и  кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Гусь — кури-ца — петух», «Зайчик — колечко — цепочка»,

«Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка».

2. Разминка. Игра «Поставь пальчик», упражнение «Копировщики узоров».

3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: вышивка на картоне «Волшебные клубки». Игра малой подвижности

«Конспиратор».

4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».

Тема 11. От домика к домику

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — ло-

шадка», «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка».

2. Разминка. Упражнения «Дорожки» и «От дома к дому».

3. Пальчиковая игра «Строим дом». Изобразительное творчество: работа в технике «рваной» аппликации «Домик для гномика». Игра малой

подвижности «Рисуем вместе».

4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 12. Винни-Пух и все-все-все Цель: развитие кинетико-кинестетического и  пространственного восприятия, сенсомоторной интеграции.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка»,

«Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».

2. Разминка. Игра «Кто быстрее и ровнее?». Упражнение в перебирании и сортировке крупы.

3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: аппликация с использованием крупы «Наш весёлый Винни-Пух». Игра

малой подвижности «Ничего не видно».

4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 13. Кораблики в море

Цель: отработка манипуляционных движений на базе сенсомоторных координаций и произвольной регуляции.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка»,

«Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».

2. Разминка. Игра «Чего не стало?», упражнение «Сделай как я».

3. Пальчиковая игра «Лодочка». Изобразительное творчество: аппликация из спичек «Кораблик». Игра малой подвижности «Море волнуется».

4. Упражнение на релаксацию «Отдых на море».

Тема 14. Звёздное небо

Цель: развитие интеграции кинестетической и  визуальной системы с  моторной системой.

1. Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка»,

«Сарай — дом с трубой — пароход».

2. Разминка. Упражнение «Сколько треугольников?», игра «Звёздочки».

3. Пальчиковая игра «Мы играем». Изобразительное творчество: набрызг, печать поролоном по трафарету «Звёздное небо». Игра малой подвижности «Угадай, где монетка».

4. Упражнение на релаксацию «Полёт высоко в небе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной    компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью....

Развитие коммуникативной компетенции учащихся с умственной отсталостью посредством игровой деятельности

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей зат...

Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся имеющих умеренную и тяжёлую умственную отсталость по курсу "Развитие речи".

Логопедические занятия для детей с умеренной  и тяжёлой умственной отсталостью.Цель: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых сре...

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "

В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)...

Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью".

Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью."...