Методические рекомендации к дипломным исследованиям студентов по педагогике.
статья

Томилина Мария Александровна

Методические рекомендации

к дипломным исследованиям студентов

 по педагогике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_napisaniyu_kursovoj_diploma_ot_sid.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Требования к объему и структуре

Объем курсовой работы должен составлять 35 страниц, дипломной работы - 50-60 страниц печатного текста. В общий объем работы входят титульный лист, содержание (оглавление), номера страниц на них не проставляются. Приложения в общий объем работы не входят.

Основными структурными элементами курсовой и выпускной квалификационной $работ$являются: титульный лист, содержание, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, выводы, библиографический список, приложения. Теоретическая и практическая части работы оформляются в виде глав (с делением на параграфы). Рекомендуемый объем указанных структурных элементов представлен в табл. 2.

Таблица 2

Примерный объем структурных элементов курсовой и выпускной квалификационной работы 

Структурный элемент

Примерный объем (страницы)

 

Курсовая работа

Дипломная работа

Титульный лист

1

1

Содержание

1

1

Введение

2

3

Теоретическая часть

10

15-18

Практическая часть

16

25-30

Заключение

2

3

Выводы

1

1-1,5

Библиографический список

2

2-3

Итого

35

50-60

2.1. Введение

Введение представляет собой краткое, сжатое представление курсовой или дипломной работы. Оно не только привлекает внимание к предлагаемому труду, но и освещает его значимость, подчеркивает имеющиеся достоинства, указывает на объем проделанной работы, обосновывает достоверность полученных результатов. Рекомендуемый план и содержание основных пунктов введения представлены в табл. 3.

Таблица 3

Рекомендации по написанию введения курсовой и дипломной работ 

План введения

Содержание

1. Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики

Вопрос или комплекс вопросов, отражающих противоречие между известным и неизвестным в объекте и предмете исследования, решение которых имеет практический или теоретический интерес, заключение о необходимости и важности исследования

2. Цель работы

То, что в результате намерен выяснить (получить), автор исследования; определяется, прежде всего, познавательными, а не практическими интересами

3. Объект и предмет исследования

Объект исследования: целостное явление или процесс. Предмет исследования: часть, сторона или отдельный аспект явления, отдельный этап процесса, факторы и условия их проявления и протекания.

4. Гипотеза

Гипотеза - это предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть в ходе исследования

5. Задачи работы

Последовательные шаги на пути достижения цели работы, отражающие план исследования и помогающие дать наименования главам и параграфам работы

6. Описание методов исследования

Выполняется простым перечислением использованных организационных, эмпирических, аналитических методов

7. Новизна результатов работы

Какие результаты, выводы впервые получены именно в представляемой работе, что впервые было предпринято автором для их получения

8. Значимость результатов работы

Указания на конкретные недостатки или реально имеющиеся сложности практики, которые могут быть исправлены (предотвращены) с помощью полученных результатов

9. Достоверность результатов

Достоверными считаются результаты, основанные на научных, доказанных выводах, полученные с помощью стандартизированных, проверенных практикой методов, подвергнутые многократным проверкам, соответствующие результатам других научных исследований, прошедшие статистическую проверку

10. Краткое описание структуры представляемой работы

Последовательное перечисление всех элементов работы, указание объема библиографического списка, количество иллюстраций и таблиц в основном тексте

Определяя проблему исследования, во введении следует представить краткий анализ ситуации в теории и практике, поскольку подобному анализу посвящается первая глава работы. Цели и задачи исследования формулируются глаголами в неопределенной форме.

2.2. Теоретическая часть

Теоретическая глава содержит обзор основных этапов развития научной мысли и практического опыта по решаемой проблеме на основе изучения научной литературы зарубежных и отечественных авторов по близким темам. Как правило, теоретическая часть курсовой или дипломной работы представлена одной главой, разделенной на параграфы.

Главы и параграфы должны иметь названия, указывающие на их содержание, в соответствии с темой и логикой работы. В наименовании не может звучать и словосочетание ``теоретическая часть''.

В теоретической главе исследования излагается история и основные подходы к исследованию проблемы, анализируются работы отечественны и зарубежных авторов по теме исследования, раскрывается сущность и особенности объекта и предмета исследования, факторы, условия и основные закономерности развития и проявления, групповые и индивидуальные особенности, типологии и классификации. Основное внимание в теоретической главе уделяется анализу научных теорий.

Не следует стоить теоретический анализ проблемы только на основе научно-популярной литературы или журнальных и газетных статей, поскольку эти источники могут дать лишь обобщенную, поверхностную, не всегда объективную информацию.

Недопустим компилятивный характер работы, не следует злоупотреблять цитатами. Рекомендуется основную часть теоретического обзора уделить самостоятельному сопоставлению источников.

Каждая глава и каждый параграф обязательно должны завершаться обобщением представленного материала и проведенного анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов. Первая, теоретическая глава также завершается формулировкой гипотезы исследования. При этом следует особое внимание уделить описанию и обоснованию критериев, наличие или отсутствие которых после завершения экспериментальной работы позволит утверждать о подтверждении или опровержении гипотезы.

2.3. Практическая часть

Вторая глава работы (практическая) также имеет свое название, делится на параграфы и включает следующие разделы: ``организация и методы исследования'', ``результаты исследования'', ``анализ результатов''. В практической части приводятся результаты собственно эмпирического исследования, их анализ, который позволяет решить поставленные задачи, проверить гипотезу, достигнуть намеченной цели.

В первом параграфе ``организация и методы исследования'' приводится описание этапов и методик исследования, дается характеристика выборки исследования (количество человек, состав по полу, возрасту, стажу и т. д.), указывается место и время проведения исследования.

Особое внимание следует уделить обоснованию выбора и описанию методов и методик эмпирического исследования с точки зрения их значения, возможностей, апробированности, адресования по возрасту, удобства применения. Неверно выбранные методы исследования, использование нестандартизированных, неапробированных методик препятствует получению объективных надежных данных.

Если в работе предполагается сравнение двух и более выборок, то обязательно до начала работы необходимо удостовериться в отсутствии значимых различий между ними, и доказать это с помощью методов математической статистики.

Информация, полученная об объекте и предмете исследования, называется данными исследования.

Отдельный параграф ``результаты исследования'' посвящают представлению и описанию данных. Основными формами представления данных являются: текст, таблицы, рисунки (графики, диаграммы).

Таблицы, с первичными, ``сырыми'' данными, характеризующими отдельных испытуемых, размещают в приложениях. В тексте основной работы помещают лишь таблицы, содержащие обобщенные, прошедшие хотя бы первичный анализ данные. Представление материала в виде таблицы в тексте курсовой или дипломной работы должно быть оправдано. Иногда текстовое представление того же материала может оказаться более простым и доступным для восприятия.

Данные исследования могут быть представлены и в графической (иллюстрации) и символической (формулы, знаки) форме, чтобы облегчить понимание полученных и представленных данных.

Третий параграф посвящают обсуждению результатов исследования, их интерпретации. На основе анализа теоретических положений и эмпирических данных производится раскрытие существенных признаков объекта и предмета исследования, причин их существования, особенностей или закономерностей изменения. Описывается их внутренняя структура, существенные связи с другими объектами. Это - самая ответственная часть работы. В ней должны присутствовать попытки объяснения полученных результатов и сопоставление с известными, содержащимися в научной литературе данными.

Вторая (практическая) глава завершается обобщениями и выводами по результатам эмпирического исследования.

4.4. Заключение

Заключение необходимо для общей характеристики и подведения итогов выполненной работы. В краткой форме отмечаются проблема исследования, цель работы, последовательно предпринятые действия от теоретических до экспериментальных.

Обязательно обсуждается гипотеза исследования. Недостаточно просто констатировать ее подтверждение или опровержение. Следует рассмотреть определенные ранее критерии для доказательства своего мнения. Можно отметить новые вопросы, возникшие в ходе данного исследования, решение которых не только подтвердит полученные результаты, но и уточнит и разовьет их. Можно указать на сферы применения полученных результатов, или, если возможно, отметить опыт их внедрения на практике.

Выводы формулируются по результатам как теоретического, так и практического исследования. Пронумерованные выводы должны быть краткими, доказательными, убедительными. Объяснения приводимых итогов работы в этой части работы излишни, не допускаются и ссылки на литературные источники, работы других авторов.

Последовательность представления выводов работы определяется общей логикой проведенной и представляемой работы, а также последовательностью постановки задач исследования. Каждая поставленная задача обязательно должна иметь заключение о результате ее решения.

4.5. Библиографический список

Библиографический список дает представление о глубине и содержательности подходов к рассмотрению темы исследования. Данный список должен включать библиографическое описание действительно использованных при написании курсовой или дипломной работы источников.

Не следует включать в этот список учебники, учебные пособия, справочную литературу (словари, энциклопедии), научно-популярные издания, газеты. Если указания на справочную литературу необходимо или существенно, его оформляют в виде подстрочных ссылок в тексте работы. Если в работе использовались материалы из Интернета, то необходимо ссылаться не только на автора, названия его статьи, но и на сайт, где размещена эта информация.

Библиографический список курсовой работы должен содержать не менее 20-25, выпускной квалификационной работы - 50 источников.

4.6. Приложения

В приложениях к курсовой или дипломной работе помещаются материалы дополнительного характера. Они облегчают понимание текста работы, подтверждают достоверность приводимых данных и формулируемых выводов.

Приложения могут содержать тексты как разработанных студентом, так и заимствованных, но нестандартизированных или малоизвестных опросников, использованных для сбора данных. Не следует помещать в приложения объемные текстовые материалы, пытаясь сократить объем курсовой или дипломной работы. Обязательно приводятся ``сырые данные'' диагностических обследований испытуемых. Бланки с ответами каждого испытуемого, сводные таблицы результатов исследования и протоколы. Одно приложение может содержать как одну, так и несколько таблиц (протоколов, графиков и пр.).

5. Общие требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы

Правила оформления курсовых и дипломных работ аналогичны и соответствуют требованиям государственных стандартов по оформлению научно-исследовательских работ.

Текст курсовой или дипломной работы выполняется на компьютере с использованием современного текстового редактора (Microsoft Word). Сама работа должна быть сброшюрована.

Текст размещается на одной стороне листа формата А4, имеющем следующие границы полей: верхнее - 20 мм, нижнее - 20-25 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм. Таким образом, используя шрифт Times New Roman обычный, размером 14 пунктов, на одной строке размещаются 60-65 знаков, а на одном листе в 37-38 строк с межстрочным интервалом полуторным - 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания. Выравнивание текста ведется ``по ширине''. Отступ абзаца должен быть равен 12,5 мм. Допускается использование функции переноса слов.

Все страницы работы, за исключением титульного листа и листа с содержанием, а также приложений, должны содержать номер страницы. Нумерация страниц сквозная, выполняется арабскими цифрами. Порядковый номер страницы проставляется в центре нижнего поля без каких-либо дополнительных знаков (тире, точки, звездочки, круга).

Каждый новый структурный элемент работы: содержание, введение, главы, заключение, библиографический список, приложения, должен начинаться с новой страницы.

Выполненная работа передается руководителю в сброшюрованном виде. На последней странице заключения, перед библиографическим списком, студент подписывает свою работу.

6. Требования к языку и стилю работы

Текст курсовой и дипломной работ должен быть написан научным стилем с соблюдением всех правил орфографии, синтаксиса, пунктуации. Для него должны быть присущи: логика, объективность, точность, ясность, и вместе с тем, краткость изложения: ``Словам должно быть тесно, а мысли просторно''.

Для научного стиля типично употребление безличных предложений, поэтому недопустимы употребления местоимения ``я''. Допускается формулировка идей от первого лица множественного числа (например, ``мы полагаем'', ``в нашем исследовании'', ``нами выявлено'' и пр.). Этим подчеркивается совместный характер работы студента и его научного руководителя.

Нежелательно использовать слова, выражающие экспрессию, имеющие ярко выраженную художественную, образную направленность. Поэтому в тексте следует ограничить количество прилагательных.

6.1. Оформление титульного листа

Титульный лист является первой страницей курсовой или дипломной работы. Для него действуют те же границы полей, что и для основного текста. Переносы в словах не допускаются, точки в конце любого атрибута титульного листа не ставятся. Необходимо следить за единообразием оформления: не допускается использование различных шрифтов.

На титульном листе научным руководителем проставляется допуск к защите курсовой или дипломной работы. Без этой отметки работа к защите не допускается.

6.2. Оформление содержания

Содержание отражает все структурные элементы работы: заголовки глав, параграфов, пунктов и подпунктов. При этом, заголовки, выносимые в содержание, должны в точности повторять заголовки аналогичных элементов в основном тексте работы.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации располагаются друг под другом. Заголовки каждого последующего элемента рубрикации смещают вправо на 3-5 знаков.

Все заголовки выполняются с заглавной буквы, точки в конце заголовков не ставятся, последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с указателем соответствующего ему номера страницы, выполненным с выравниванием по правому краю в столбик с соблюдением разрядности чисел.

6.3. Оформление заголовков

Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание представленного в них материала. Не рекомендуется использовать в заголовках аббревиатуры, сокращенные слова, узкоспециальные термины, поскольку текст заголовка должен быть четким, простым и доступным для понимания. Основные рекомендации по оформлению заголовков отражены в табл. 4.

Таблица 4

Оформление заголовков в курсовой и выпускной квалификационной работах 

Элементы

Нумерация

Допустимое выделение

Основные структурные: содержание, введение, заключение, выводы, библиографический список, приложения

нет

ПРОПИСНЫМИ буквами и полужирным шрифтом

Заголовки глав

римскими цифрами

полужирным шрифтом

Заголовки параграфов

сквозная в пределах одной главы, арабскими цифрами

полужирным шрифтом

Заголовок таблицы

сквозная в пределах текста, см. ``Оформление таблиц''& полужирным шрифтом и курсивом

 

Все заголовки выполняются тем же шрифтом и тем же размеров, что и основной текст с выравниванием ``по центру''. Переносы в словах и заголовках не производятся. Точки в конце заголовков не ставятся.

6.4. Оформление таблиц

Все таблицы, помещенные в основной текст работы, имеют сквозную нумерацию. Если в работе только одна таблица, то она не нумеруется.

Указания на порядковый номер таблицы с выравниванием по центру содержит:

- слово ``Таблица'', выполненное с заглавной буквы,

- число, выполненное арабскими цифрами, соответствующие порядковому номеру в работе. Знак № и точка после числа не ставятся.

Обязательно следует установить связь таблицы с текстом в виде ссылок на нее с указанием порядкового номера.

Если таблица занимает более чем одну страницу, то при переносе таблицы ее заголовок (часть таблицы, определяющая содержание вертикальных граф) повторяют.

При заполнении граф таблиц при отсутствии данных в соответствующей графе ставится прочерк или пишется ``нет сведений''. Все имеющиеся числовые данные располагают единообразно, с учетом их классов и разрядов.

6.5. Оформление иллюстраций

Иллюстрации - форма наглядного представления результатов исследовательской работы. Они повышают оперативность знакомства и понимания представляемой информации, позволяют провести более глубокий её анализ, проконтролировать точность и существенность выводов. В курсовых и дипломных работах по психологии и конфликтологии все иллюстрации именуются рисунками, среди которых чаще всего используются: диаграмма, представленная в виде гистограммы, ленточной или круговой диаграммы, и график.

Все рисунки, помещенные в основной текст работы, имеют сквозную нумерацию. Если в работе только один рисунок, то он не нумеруется.

Указание на порядковый номер рисунка содержит:

- сокращенное слово ``Рис.'', выполненное с прописной буквы с абзацным отступом;

- число, выполненное арабскими цифрами, соответствующее порядковому номеру в работе.

Знак ``№'' не ставится.

Рисунок обязательно имеет наименование. Нумерация и наименование иллюстраций помещаются под изображением с выравниванием ``по центру'' и выполняются теми же шрифтом и размером, что и основной текст. Допускается его выделение курсивом. Точка в конце наименования рисунка не ставится. Связь рисунка с текстом оформляется в виде ссылок с указанием порядкового номера, аналогично ссылке на таблицу.

График представляет собой условное изображение величин и их соотношений, выполняется в системе координат, оси которой представляют собой шкалы с выбранными и обозначенными единичными отрезками. Как правило, горизонтальная ось отражает время или независимые качественные и независимые переменные. Вертикальная ось представляет количественные характеристики рассматриваемых объектов или показателей на определенный период времени. Эти характеристики наглядно изображаются точками, которые соединяются отрезками или сглаженными кривыми.

Если график содержит информацию о нескольких группах однородных данных, то для изображения применяют линии разных цветов, конфигураций, толщины. Расшифровка использованных условных обозначений носит название легенды и размещается справа от рисунка в примечании (рис. 1А). Слово ``примечание'' выполняется с новой строки с абзацным отступом вразрядку, после него ставится точка.

Диаграмма отражает зависимость между величинами, позволяет сравнивать и анализировать массовые данные.

Гистограмма (столбиковая диаграмма) позволяет представить изменение данных на протяжении отрезка времени или наглядно сравнить различные величины. Одинаково часто применяются плоскостные и объемные гистограммы, отличия между ними несущественны. Пример объемной гистограммы приведен на рис. 1В.

Гистограмма, как и график, выполняется в системе координат. По горизонтали в гистограмме располагается ось категорий, по вертикали - ось значений. Изображение осей, подписей к ним аналогичны правилам оформления графиков, рассмотренным выше.

В связи с тем, что основной задачей гистограммы является наглядное сопоставление данных, то на одном рисунке подобного типа могут быть размещены данные о двух и более распределениях.

Ленточная (линейчатая) диаграмма позволяет сравнивать отдельные значения, обращая большее внимание на сравниваемые значения, чем на временные промежутки (рис. 1Г).

Этот тип диаграмм тоже выполняется в системе координат, оси которой представляют собой шкалы с выбранными и обозначенными единичными отрезками. В отличие от гистограммы, по горизонтали в линейчатой диаграмме располагается ось значений, по вертикали - ось категорий. В остальном правила их оформления аналогичны.

Круговая диаграмма (рис. 1Д) показывает отношение размеров элементов, образующих ряд данных, к сумме элементов. Этот тип диаграмм представляет собой круг, разделенный на секторы, размеры которых пропорциональны величинам изображаемых объектов. В круговой диаграмме всегда отображается только один ряд данных. Важно, что сумма элементов, представляемых круговой диаграммой всегда должна быть равна 100% или одной целой. Поэтому результаты анкетирования с допущением множества ответов на каждый вопрос не могут быть представлены в подобном виде.

Для облегчения работы с маленькими секторами в основной круговой диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем разбить в отдельную диаграмму рядом с основной.

\includegraphics[width=7.19in,height=9.59in]{D:/html/work/link1/metod/met125/met1251.eps}

Рис.1. Примеры наглядного представления результатов: 1А, 1Б - график; 1В - объемная гистограмма; 1Г - линейчатая диаграмма; 1Д - круговая диаграмма

6.6. Оформление библиографического списка

Библиографический список в курсовых и дипломных работах выполняется в виде нумерованного списка использованных литературных источников, расположенных в алфавитном порядке. Нумерация всех источников - сплошная, не зависимо от вида описываемых источников. Традиционно сначала в алфавитном порядке размещают описание всех источников, опубликованных на русском языке, затем - на иностранных языках также в алфавитном порядке с продолжением общей нумерации.

Описание каждого источника выполняется с абзацного отступа. Нумерация и библиографическое описание выполняются тем же шрифтом и тем же размером, что и основной текст. Допускается выделение автора (авторов) курсивом.

Обязательными атрибутами библиографического описания являются:

- имя индивидуального автора (имена индивидуальных авторов);

- заглавие источника, по необходимости сведения о его назначении (учебное пособие, словарь, словарь-справочник и пр.), приводится без кавычек.

- выходные данные: место издания, издательство, год издания. Наименование места издания указывают полностью, допускаются лишь общеупотребительные сокращения: Москва - ``М.'', Санкт-Петербург - ``СПб.''. Название издательства дается без кавычек, после него через запятую указывается год издания без пометок ``год'', ``г.'';

Объем издания - количество страниц, указывают арабскими или римскими цифрами в зависимости от используемой в издании нумерации, и строчной буквой ``с'' с точкой.

Последовательность указанных атрибутов строго регламентирована специальными нормативными документами и не может быть изменена.

Примеры выполнения библиографического описания см. в приложении 4. 

6.7. Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений об использованном литературном источнике. Поскольку выполнение курсовой и дипломной работы неминуемо связано со знакомством и изучением документов, научных статей, книг, то указание на них, их авторов, на идеи, содержащиеся в них, является проявлением общечеловеческой и исследовательской культуры и корректности. Поэтому библиографические ссылки являются обязательными элементами курсовой и дипломной работы. В зависимости от расположения используют внутритекстовые или подстрочные ссылки.

Внутритекстовые ссылки органично вписываются в основной текст курсовой или дипломной работы, не затрудняя его восприятие. Наиболее употребительными способами выполнения внутритекстовых ссылок являются:

- указания в квадратных скобках порядкового номера цитируемого или обсуждаемого источника в библиографическом списке курсовой или дипломной работы, а также конкретных страниц источника, на которых размещен рассматриваемый фрагмент. Подробная же информация содержится в библиографическом списке.

Пример выполнения внутритекстовой ссылки первым способом см. в приложении 4.

- в круглых скобках указывают только место и год издания, если значительная часть библиографического описания литературного источника уже содержится во фразе основного текста работы и одинаково не желательно (нецелесообразно) ни изъять эту часть описания, ни повторять ее в полном библиографическом описании. Если необходимость в подобной ссылке на одной странице возникает еще раз, то в круглых скобках указывают только номер страницы источника, на которой помещен упоминаемый текст.

Пример выполнения внутритекстовой ссылки вторым способом см. в приложении 4. 

Подстрочные библиографические ссылки, иначе именуемые сносками, используют в тех случаях, когда необходимо уточнить источник, но размещение этой информации в тексте нецелесообразно, или если источник не включен в библиографический список.

Подстрочную ссылку приводят в низу страницы, на которой содержится или начинается упоминание издания. При ее оформлении от левого поля одинарной сплошной прямой линией производится отчеркивание (длина ее примерно составляет 15 знаков). Текст подстрочной ссылки начинается с абзацного отступа и повторения того условного знака, который был выбран в основном тексте. Выполняется с одинарным межстрочным интервалом, размер шрифта соответствует размеру шрифта основного текста или чуть меньше его (но не меньше 12 пунктов).

Связь подстрочной ссылки с текстом осуществляется по средствам условных знаков (арабских цифр, звездочек) которые проставляются в конце цитаты или упоминания другого рода в тексте без пробела. На следующей странице текста нумерация сносок начинается заново.

6.8. Оформление приложений

Каждое приложение имеет самостоятельное значение, может использоваться независимо от основного текста, а потому, начинается с нового листа. Нумерация страниц приложений сквозная и продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы. При этом, несмотря на книжное или альбомное расположение материалов приложения, ориентация и расположение указателя номера страницы должны строго совпадать с традицией, принятой в основном тексте работы.

Приложения имеют сквозную нумерацию. Если в работе только одно приложение, его нумеровать не следует. Указание на порядковый номер приложения содержит слово ``Приложение'', выполненное с заглавной буквы и числа, соответствующего его порядковому номеру в работе, выполненного арабскими цифрами. Знак ``№'' и точка после числа не ставятся. Выравнивание нумерации приложений ведется ``по правому краю''.

Приложение обязательно сопровождается заголовком, указывающим на его содержание. Точка в конце заголовка приложения не ставится. Выравнивание заголовка приложения ведется ``по центру''.

Нумерация и наименование приложений выполняются тем же шрифтом и тем же размером, что и основной текст. Допускается их выделение курсивом и полужирным шрифтом. Выполнение их ПРОПИСНЫМИ буквами или выделение подчеркиванием не допускается.

Расстояние между указанием на нумерацию и заголовком приложения, между заголовком и последующим текстом должно составлять три интервала.

Перед первым приложением вверху листа с выравниванием ``по центру'' размещают наименование последнего структурного элемента курсовой или дипломной работы (приложения), выполняя его ПРОПИСНЫМИ буквами и выделяя полужирным шрифтом. Расстояние между наименованием структурного элемента и указанием на нумерацию приложения составляет три интервала.

Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, аналогичные ссылкам на таблицы и рисунки.

\includegraphics{D:/html/work/link1/metod/met125/r40.eps}

\includegraphics{D:/html/work/link1/metod/met125/r41.eps}

Примеры выполнения отдельных компонентов курсовой и выпускной квалификационной работ

Тема работы: ``Особенности зрительного восприятия у младших подростков'' 

Объект исследования - зрительное восприятие. Предмет исследования - особенности зрительного восприятия у детей младшего подросткового возраста.

Цель исследования: изучить особенности зрительного восприятия младших подростков на уроке.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что основным способом произвольного зрительного восприятия на уроке у младших подростков является способ неупорядоченного сканирования. Способы упорядоченного сканирования, перекодирования используются в минимальной степени.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

провести теоретический анализ проблемы зрительного восприятия, выявить критерии его продуктивности;

выбрать методы экспериментального изучения зрительного восприятия в младшем подростковом возрасте;

выявить и изучить особенности зрительного восприятия младших подростков на уроке.

Методы исследования: в качестве организационного был применен метод поперечных срезов. Использовались эмпирические (наблюдение, тестирование) и аналитические (анализ научной литературы, количественный математико-статистический и качественный анализ данных) методы. Среди методов количественного анализа использовались: измерение, ранжирование, корреляционный анализ, анализ достоверности различий посредствам t-критерия Стьюдента.

Структура работы

Работа состоит из трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 30 наименований, приложений. В текст работы включены 7 таблиц, 10 рисунков.

Примеры выполнения библиографического описания 

- книги одного, двух и более авторов 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. 248 с.

- сборник материалов 

3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов - СПб.: Изд-во Питер, 2000. 480 с.

- статья из журнала, газеты 

4. Ясюкова Л.А.Особенности интеллектуального развития детей в зависимости от программ обучения. // Психологическая газета. - 1997. № 11 (24). С. 5-7.

-автореферат диссертации 

5. КазаковаЛ.П. Сравнительная характеристика развития познавательных способностей школьников в различных системах обучения: Автореф. дисс...канд. психол. наук. Москва, 2004. 23 с.

- издания на иностранном языке 

6. MacPhail W.D. Family Therapy in the Community. - London: Heinemann Professional Publishing, 1988. - 192p.

Примеры выполнения внутритекстовых ссылок на литературные источники 

- выполнение внутритекстовой ссылки первым способом 

Согласно Ж. Пиаже, ``мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет'' [32, С. 227].

- выполнение внутритекстовой ссылки вторым способом 

В работе И.С. Юсупова ``Психология взаимопонимания'' (Казань, 1991) в качестве основного ядра коммуникации определяется Эмпатия. Автор убежден, что ``Развитая Эмпатия является одним из важнейших факторов успеха тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, в том числе в педагогике'' (С. 300).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.

Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического...

Методическая разработка урока-исследования по окружающему миру в 3 классе «Национальное наследие ЮНЕСКО. Нева – далекая и близкая»

Методическая разработка урока-исследования по окружающему миру в 3 классеучителя начальных классов Марининой Ирины Владимировны,Тема: «Национальное наследие ЮНЕСКО. Нева – далекая и ...

Методическая разработка "Уроки -исследования в начальной школе"

Материал содержит  методические рекомендации по разработке уроков-исследования индуктивного и дедуктивного типа в начальной школе....

Методические материалы по исследованию детей

Методики для тестирования детей...

Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока:  «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать звере...