Технология деятельностного метода
методическая разработка
Требования к этапам урока,основанных на деятельностном методе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_deyat._podhoda.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема анализа урока
Технология деятельностного метода
№ | Этапы урока | Требования к этапам | Обратите внимание на… |
1 | Орг. Момент | 1. Включение детей в деятельность. 2. Выделение содержательной области. | Наблюдается ли готовность к учебной деятельности? |
2 | Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности | 1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. | 1. Соответствует ли задания содержательной установке урока? 2. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием? 3. Выявляются ли причины ошибок? 4. Является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации? 5. Зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение? |
3 | Постановка учебной задачи | Фиксирование в громкой речи: 1) где и почему возникло затруднение 2) темы и цели урока | 1. Дети указали самостоятельно причину затруднения? 2. Выявлен ли существенный признак алгоритма (понятия)? 3. Не нарушена ли учителем роль организатора (а не участника) коммуникации? 4. Зафиксирована ли тема и цель урока? |
4 | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания ) | 1. Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода. 2. Фиксирование выбранного алгоритма(понятия) в языке и знаково. | 1. Выбран ли метод решения проблемы детьми самостоятельно? 2. Предложено ли решение проблемы самими детьми? 3. Не нарушена ли учителем роль организатора ( а не участника) коммуникации? 4. Достаточно ли чётко зафиксирован новый способ действий? |
5 | Первичное закрепление во внешней речи | 1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий. 2. Проговаривание способа решения в громкой речи. | 1. Успешно ли дети справились с предложенными заданиями? 2. Согласованны ли процесс решения задания и его комментирования? 3. Грамотная ли математическая речь ? |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | 1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий. 2. Создание мотивации на успех для каждого ребёнка. | 1. Самостоятельно ли дети проверяли свою работу? 2. Какая часть детей её правильно выполнила? 3.Организована ли корректировка знаний для детей, не справившихся с работой? 4. Создана ли мотивация на успех для каждого ребёнка? |
7 | Включение в систему знаний и повторение | 1. Включение нового знания в систему знаний. 2. решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. | 1. Какая часть детей включена в самостоятельное решение задач на повторение? 2.Реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные цели повторения? |
8 | Рефлексия деятельности(итог занятия) | 1. Рефлексия деятельности на уроке, (что нового узнали? Каким способом собственной деятельности. | 1. Правильно ли зафиксировали дети полученное на уроке новое знание? 2. Проведена ли самооценка детьми своей деятельности? Каков итог? 3. Каково эмоциональное и психофизиологическое состояние детей? |
Технология деятельностного метода программы «Школа 2000…»
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область(«могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднение в деятельности.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог). После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершении устанавливается. Что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку. Пошагово сравнивая с образцом, сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
Система дидактических принципов программы «Школа 2000…»
1) Принцип деятельности – ребёнок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).
2) Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
3) Принцип целостного представления о мире – образование должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.
4) Принцип минимакса предполагает выделение 2 уровней – максимального. Который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном уровне, а ученик обязан усвоить это содержание на уровне, не ниже минимального.
5) Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной и доброжелательной атмосферы.
6) Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7) Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».
Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Конспект для использования на уроках окружающего мира в 4 классе...
Конспект урока в технологии деятельностного метода
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекр...
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...
Конспект урока в технологии деятельностного метода
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо...
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.
Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...