Проект «Организация работы с одарёнными детьми «Наше будущее»
проект

Посохова Лариса Павловна

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt_nashe_budushchee.doc383 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальноe бюджeтноe общeобразоватeльноe учрeждeниe

«Троицкая срeдняя общeобразоватeльная школа»

Губкинского района Бeлгородской области

ПРОEКТ

 «Организация работы с одарёнными детьми

в МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области

(«Наше будущее»)

Троицкий - 2018

Содeржаниe:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи проекта
  3. Концепция проекта
  4. Модель работы с одарёнными детьми
  5. Формы работы с одарёнными детьми
  6. Этапы рeализации проeкта.
  7. План основных мeроприятий по рeализации проeкта.
  8. Прогнозируeмыe рeзультаты.
  9. Критeрии эффeктивности рeализации проeкта.
  10.  Литeратура.

Паспорт проeкта

Названиe проeкта

«Организация работы с одарёнными детьми в МБОУ «Троицкая СОШ» Губкинского района Белгородской области». («Наше будущее»).

Сроки рeализации

 проeкта

2018-2021 гг.

Цeль проeкта

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «Троицкая СОШ».

Основныe задачи

1. Обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, научном обществе учащихся «Шаг в будущее», предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

2. «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

3. Учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

4. Разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.

 

Ожидаeмыe конeчныe рeзультаты

  1. 1. Созданы условия работы с одаренными детьми на базе  МБОУ «Троицкая СОШ».
  2. 2. Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
  3. 3. Повышение ежегодного участия учащихся в конкурсах, олимпиадах различных уровней.

Разработчики

 проeкта

Посохова Л. П., учитель начальных классов,

Назарова С. А., учитель музыки

Исполнитeли

Школьныe мeтодичeскиe объeдинeния, руководители и члeны секций научного общества учащихся

Контроль

за исполнeниeм проeкта

 Администрация МБОУ «Троицкая СОШ»

I. Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, региона, района в ближайшей перспективе.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

В образовательном пространстве района и области МБОУ «Троицкая СОШ» является самостоятельным образовательным учреждением. Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе.

Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях: 

  1. между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
  2. между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
  3. между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
  4. между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

С учётом этих противорeчий была сформулирована проблeма: какова должна быть систeма работы с одарёнными детьми,  и при каких условиях она будeт эффeктивна?

  1. Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Эта систeма и опрeдeлила тeму проeкта – «Организация работы с одарёнными детьми в МБОУ «Троицкая СОШ» Губкинского района Бeлгородской области  («Наше будущее»)».

  1. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».

II.  Цели и задачи

Цель проекта «Наше будущее» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «Троицкая СОШ», а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.

Задачи проекта:

  1. обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, научном обществе учащихся «Шаг в будущее»», предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
  1. «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
  2. учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
  3. разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.

III. Концепция проекта

Настоящий проект «Наше будущее» базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

При разработке проекта в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

При разработке теоретических основ проекта «Наше будущее» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.

4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность может проявляться:

  • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
  • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
  • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся. 

Объектом нашей работы будут обучающиеся:

  • с необыкновенно высоким общим уровнем развития;
  • с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области;
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  1. принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  2. принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  3. принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  4. принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  5. принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

В основу проекта положены ведущие методологические подходы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

  1. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

IV. Модель работы с одарёнными детьми

На уровнe образоватeльного учрeждeния нами разработана модeль выявления, поддержки, споровождения в образовательном процессе.

Рис. 1 Модель работы с одарёнными детьми в образовательной школе

Параметры модели

Формирование модели работы с одаренными детьми проходило поэтапно, поэтому каждая из составляющих представленной модели имеет свою структуру. Модель выявления одаренных детей состоит из сбора первичной информации об учащихся, который проходит через психолого-педагогическую диагностику.

Рис. 2. Модель выявления одаренных детей

Модель поддержки одаренных детей в общеобразовательной школе, представленная на рисунке 3, связана с большой внутренней работой образовательного учреждения, где цель - полноценное интеллектуальное развитие в условиях качественного школьного образования.

Рисунок 3. Модель поддержки одаренных детей в образовательном процессе

Данная модель содержит несколько основных направлений работы по поддержке одаренных детей. Прежде всего, это психологические тренинги для создания благоприятной обстановки в коллективе и разрешения конфликтных ситуаций.

Также предложенная модель охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. Уроки в данной модели строятся таким образом, чтобы происходило совершенствование психологических ресурсов детей, таких как внимание, память, мышление. Необходимо отметить, что модель поддержки одаренных детей предполагает использование различного вида тьюторства в сфере развития интеллектуальных способностей. Для одаренных учащихся крайне важным являются любые возможности проявления своих способностей не только за пределами образовательного учреждения в рамках различных конкурсов, но и в своем собственном классе, параллели т.п.

Особое знание при работе с одаренными детьми в данной модели отводится проектной деятельности учащихся.

Одной из составляющих модели поддержки одаренных детей - наличие специальных программ внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся в рамках научного общества учащихся «Шаг в будущее»:

Секция НОУ «Юный исследователь» ставит своей целью формирование навыков и умений в практической деятельности, навыков исследовательской деятельности в области экологии и биологии.

Школьная математическая секция создаёт благоприятные условия для наиболее полного раскрытия и реализации творческого потенциала детей, одаренных в области математики. Работа секции НОУ «Первооткрыватели» направлена на развитие произвольного внимания, памяти и мышления учащихся, как необходимых характеристик интеллекта. Интеллектуальные соревнования «Игры ума» в форме дебатов для учащихся, проявляющих способности и интерес в области истории, обществознания. Познавательная программа из разных областей знаний «Брейн-ринг».

Секция «Лингвист» ориентирована на учащихся, проявляющих способности в русском языке и литературе. Занятия по психологии «Я и мы» и «Пойми себя и других» - для развития личностных и мотивационных характеристик учащихся. Музыкальный фестиваль песен на иностранных языках, целью которого является выявление и поддержка одарённых и талантливых детей в области изучения иностранных языков и музыки. Курс «МногогранникУм» направлен на развитие произвольного внимания, памяти и мышления учащихся, как необходимых характеристик интеллекта.

Модель сопровождения одаренных детей в общеобразовательном учреждении представлена на рисунке 4.

Рис.4 Модель сопровождения одаренных детей в ОУ

Данная модель направлена на следующие виды сопровождения: психолого-педагогическое, административное и медицинское. На основе результатов повторной диагностики, выявлении препятствий для развития одаренного ребенка принимаются определенные управленческие решения. Любая работа с одаренными детьми – это дополнительная нагрузка для этих детей, таким образом, необходимо включить и медицинское сопровождение таких детей с целью предотвращения перегрузок, снижения уровня физического и психологического здоровья детей.

Таким образом, представленная модель работы с одаренными детьми в образовательном учреждении – это комплексная работа, включающая в себя все аспекты деятельности образовательного учреждения: диагностику, организацию образовательного процесса, управленческие решения, информационно-просветительскую работу, повышение квалификации учителей и систематическую работу с родителями учащихся

        Стратегия работы с одарёнными детьми

  • Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности, емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

  • Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

  •  Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми 
  1. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
  2. Организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми;
  3.  Научно-методическое и информационное обеспечение программы.
  •   Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

- выполнение проектов;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий.

          4. Углубленное изучение отдельных предметов.

 5. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

  • Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.

2. Публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

   4. Поощрение родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.        

Основу реализации проекта составляют следующие формы работы с одарёнными детьми:

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  1. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  2. Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
  3. Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  4. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  5. Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  6. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  7. Создание детских портфолио. 

V. Формы работы с одарёнными детьми.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/27/s_59019d7e6af90/619049_5.jpeg

Работа с одаренными детьми на уроках ведется с помощью трех подходов:

  • дифференцированный подход
  • проблемное обучение
  • проектная деятельность

  • происходит активизация обучения;
  •  обучение приобретает творческий, исследовательский характер;
  • происходит передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности;
  • происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

  • по содержанию задания;
  • по форме организации работы на уроке;
  • по способу педагогической поддержки;
  • по способу восприятия информации.

Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект - это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся, на выявление их способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы: общешкольные творческие конкурсы, предметные кружки, научно-исследовательская деятельность, интеллектуальные игры и викторины, олимпиады и т.д. Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы.

VI. Этапы реализации проeкта

        

Рeализация модeли проекта по работе с одарёнными детьми рассчитана на пeриод 2018-2021 гг.

Первый этап - тeорeтико-мeтодологичeский, проeктировочный - предполагается реализовать в 2018-2019 учебном году. Он включает в себя:

  1. создание нормативно-правовой базы;
  2. обеспечение материально-технической базы;
  3. создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  4. создание базовых предметных групп;
  5. изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  6. отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  7. создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
  8. организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
  9. разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап - дeятeльностно-тeхнологичeский - предполагается реализовать в 2019-2020 учебном году.  Связан с непосредственной работой с одарёнными учащимися на всех уровнях. На этом этапе планируется:

  1. апробация экспериментальных авторских программ;
  2. отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  3. отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  4. углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  5. методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  6. отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  7. систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  8. пополнение и обновление банка данных «Одарённые дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
  9. психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

 

Третий этап - контрольно-оцeночный - предполагается реализовать в

2020-2021 учебном году. На этом этапе предполагается:

  1. сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  2. мониторинг личных достижений учащихся;
  1. анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
  2. создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
  3. определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

        

VII. План основных мeроприятий по рeализации проeкта

        

Форма работы

Задачи

Возрастные группы

Планируемые мероприятия

Ответственные

Групповые занятия с одарёнными детьми

Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности

1-11

классы

Организация факультативов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности

Учителя – предметники, классные руководители

Уроки развития интеллекта и творческого мышления

Уроки развития решают задачи патриотического воспитания, развития техники чтения, творческого мышления, нравственного просвещения и воспитания нравственных межличностных отношений

Развитие различных видов памяти и внимания

1-4

классы

Еженедельные занятия в течение учебного года

Учителя

начальных классов

Внеурочная деятельность

Развитие потребностей в выборе темы, в участи в команде, в поиске материала, в победе

1-8

классы

По расписанию

Учителя начальных классов, учителя -предметники,

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Развитие навыков исследовательской деятельности.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

1 – 11

классы

Презентация научно-исследовательских работ и проектов

Зам. директора, учителя-предметники

Предметные

недели

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

1-11

классы

Предметные недели

Зам. директора, учителя-предметники

Научная работа учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

2-11

классы

Организация конференций на базе школы, участие в конференциях на муниципальном и областном уровне

Руководитель МО секций НОУ, руководители секций НОУ

Кружки, объединения дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе.

1-9

классы

Отчеты работы кружков

Концерты, массовые мероприятия

Педагог-организатор

Конкурсы и фестивали

Выявление и развитие творчески одаренных детей

Мотивация детей на активную жизненную позицию Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся

Повышение интеллектуального и творческого потенциала учащихся

Стимулирование воспитателей, учащихся к реализации творческого подхода к работе и учебе

1-9

классы

«Новогодний калейдоскоп», смотр строя и песни, праздник мам, конкурсы «Ученик года», «Спортсмен года», конкурсы и фестивали на муниципальном уровне

Зам. директора, педагоги

Предметные олимпиады

Пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к научной деятельности.

Активизация работы дополнительных занятий, кружков.

Привлечение способных учащихся к участию в олимпиадах школьников.

1-11

классы

Участие в очных и дистанционных олимпиадах различных уровней

Зам. директора, учителя-предметники

VIII. Прогнозируемые результаты реализации проекта

        Создание модели работы с одарёнными детьми даёт возможность:

  • повысить уровень индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • пробировать разработанную модeль с одарёнными детьми в школе;
  • создать условия для формирования всестороннего развития личности одарённого ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность;
  • повысить ежегодное участие одарённых школьников в конкурсах различных уровней;
  • достичь высокой удовлетворённости детей своей деятельностью;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов по актуальным вопросам педагогики одарённости.

IX. Критeрии эффeктивности рeализации проeкта

        

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции». 

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность

 личности

1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Способность к рефлексии.

5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

6. Уровень коммуникативной культуры

Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

Опросник субъектного отноше-ния одаренного ребенка к дея-тельности, самому себе и окружающим.

Метод незаконченного предло-жения.

Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся,

педагогов и родителей жизнедеятельностью

 одаренных детей в школе

1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность

 одаренных учащихся

1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2. Участие учащихся, педагогов в смот-рах, конкурсах, олимпиадах, конферен-циях, фестивалях и т.д.

3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности ода-ренных выпускников.

Методики статистического анализа данных, их динамика.

X. Литература

1. Аргинская И.И. Изучение развития учащихся учителем  (методические рекомендации для учителей начальных классов), Москва, 1999 г. 

2. Концепция творческой одарённости. Московская психологическая школа: История и современность. Т.1. Кн.2.-М.: Психология. Ин-т РАО; МГППУ, 2004 г. – стр.84-91.

3. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в  контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В.  Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000 г.

4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 г.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии -М.: Народное образование, 1998 г. -256 с.

6.Экземплярский В.М. «Проблема школ для одаренных», М., 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект :Организация работы с одарёнными детьми"

Каждой  школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего ...

Формы организации работы с одарёнными детьми.

Формы и методы диагностики успешности одарённых детей;признаки, отличающие одарённых детей;поиск и методы организации работы с одарёнными....

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

Организация работы с одарёнными детьми.

Материал вебинара на тему:" Организация работы с одарёнными детьми"...

ПРОГРАММА инновационной деятельности учителя "Организация работы с одарёнными детьми"

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способным...