Организация работы с одарёнными детьми
презентация к уроку на тему
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnyy_rebyonok_-_kto_on.pptx | 1.17 МБ |
tekst_na_slaydy.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. А. Шопенгауэр
«все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко»
Одарённый ребёнок Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности . Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
По степени сформированности : Актуальная одарённость Потенциальная одарённость
По форме проявления: Явная одарённость Скрытая одарённость
По широте проявлений в различных видах деятельности: Общая одарённость Специальная одарённость
По особенности возрастного развития: Ранняя одарённость Поздняя одарённость
Диагностика одарённости Тестологический подход «Принцип турникета» Иллинойсская модель Модель- «диагностика развития».
Методы работы с одаренными детьми Проблемный Поисковый Эвристический Исследовательский Проектный
Формы работы с одаренными детьми в урочной деятельности Классно-урочная деятельность: работа по индивидуальным планам; ИКТ; интерактивное обучение: работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве; разноуровневые задания; творческие задания. Консультирование по возникшей проблеме с родителями: психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей ; поддержка и поощрение родителей одаренных детей; родительские собрания .
Формы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности элективные курсы; интеллектуальные клубы «Эрудит»; интеллектуальные игры: «сильное звено», «умники и умницы», «счастливый случай», «своя игра», «Форд Боярд »; олимпиады, викторины; предметные кружки; конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность; интеллектуальные марафоны; конкурсы; театрализованные праздники и другие формы.
обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся; стимулировать познавательные способности учащихся; принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел. При работе с одаренными детьми учитель должен:
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)
Каждое дитя до некоторой степени гений
И каждый гений до некоторой степени дитя.
А. Шопенгауэр
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных
детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
(Слайд 2)
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Так кого же можно назвать одарённым ребёнком?
(Слайд 3)
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности.
(Слайд 4)
Психологи выделяют несколько видов одаренности: (интеллектуальная, психомоторная, творческая, социальная)
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению творческой, кроме того, формируется и проявляется в психомоторном плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), интеллектуальном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в социальном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями).
Кроме того, одарённость можно дифференцировать по различным критериям:
(Слайд 5)
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную одаренность и потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
(Слайд 6)
По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.
(Слайд 7)
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
(Слайд 8)
По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность.
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.
(Слайд 9)
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.
(Слайд 10)
Существует несколько подходов при организации процесса выявления одарённых детей:
- Тестологический подход.
Числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследования на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах «единой оценке» одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда сочетание того и другого.
- «Принцип турникета».
В условиях этого подхода отпадает необходимость жесткой селекции детей. Это система создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Занятия ведут специально подготовленные педагоги-технологи. Ребенок может включиться в работу в течение всего года и, в зависимости от собственных достижений, выйти из нее в любое время учебного года.
- Иллинойсская модель.
Набирается группа детей в количестве 22 человек в возрасте от 3 до 5 лет. Зачисленные дети, по замыслу авторов, должны опережать сверстников в развитии интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления одаренных разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.
Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы обучения по специальной программе.
Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей и от специалистов (психологов). Пока родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка. Как правило, подробную информацию о результатах не сообщают родителям.
Отбор. Заключительная стадия – отбор – имеет двойную цель: подобрать учащихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе, и обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп.
Окончательное решение о приеме принимают совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.
- Модель- «диагностика развития».
Выделяют 6 основных этапов диагностического процесса:
- Предварительное психодиагностическое обследование каждого ребенка;
- Этиологическая или причинная диагностика (вскрываются причины возникновения тех или иных психологических «преград»);
- Типологическая диагностика (определение того или иного типа развития);
- Выявление конкретных психологических механизмов порождения и функционирования обнаруженных ранее психологических преград и причин их возникновения);
- Прогнозирование (предсказание возможных последствий развития);
- Этап разработки педагогически рекомендаций, способствующих оптимальному обучению и развитию данного ребенка.
(Слайд 11)
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.
Основными являются методы творческого характера:
- проблемный,
- поисковый,
Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
- эвристический,
Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Эвристический метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.
- исследовательский,
Этот метод способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».
- проектный (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы)
Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
(Слайд 12)
Формы работы с одарёнными детьми также как и методы имеют творческую направленность. В урочной деятельности формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы
- Классно-урочная деятельность:
- работа по индивидуальным планам;
- ИКТ;
- интерактивное обучение: работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве;
- разноуровневые задания;
- творческие задания.
- консультирование по возникшей проблеме с родителями (психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей; родительские собрания).
(Слайд 13)
Система внеурочной деятельности учащихся также включает разные формы работы:
- элективные курсы;
- интеллектуальные клубы «Эрудит»;
- интеллектуальные игры: «сильное звено», «умники и умницы», «счастливый случай», «своя игра», «Форд Боярд»;
- олимпиады, викторины;
- предметные кружки;
- конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность;
- интеллектуальные марафоны;
- конкурсы;
- театрализованные праздники и другие формы.
(Слайд 14)
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.
При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
(Слайд 15)
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
(Слайд 16)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект :Организация работы с одарёнными детьми"
Каждой школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего ...
Формы организации работы с одарёнными детьми.
Формы и методы диагностики успешности одарённых детей;признаки, отличающие одарённых детей;поиск и методы организации работы с одарёнными....
Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе
В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...
Организация работы с одарёнными детьми.
Материал вебинара на тему:" Организация работы с одарёнными детьми"...
ПРОГРАММА инновационной деятельности учителя "Организация работы с одарёнными детьми"
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способным...
Статья "Способы решения проблем при организации работы с одарёнными детьми".
О проблемах работы с одарёнными детьми....
Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми
Слайд 1 В качестве эпиграфа своего выступления взяла высказывание Георгия Валентиновича Плеханова, автора работ по философии , социологии , эстетике, этике.Слайд 2 Есть мнение, что п...