Дифференциация и индивидуализация обучения Л.С. Выготский, В.В. Фирсов
учебно-методическое пособие

Потехина Светлана Дмитриевна

Дифференциация и индивидуализация обучения Л.С. Выготский, В.В. Фирсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения.

Автор: Выготский Л.С., Фирсов В.В.

 

 «Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.

Цель - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления.

 Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.

 

Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

 В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:  -комплектование учебных групп однородного состава;  -внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса; 

-профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

 Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

  1. Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается c детьми о том, как они будут работать, к чему стремится, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на том уровне, который выбирает самостоятельно.
  2. Подготовительный этап. Обеспечивает мотивацию, актуализирует опорные знания и умения. Объясняет, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»).
  3. Вводный контроль (тест, упражнение). Восстановление в памяти всего того, на чем строится занятие.
  4. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.
  5. Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика широко распространена в системе дополнительного образования детей: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу («взять» столько, сколько он может).

 Важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. Существуют психолого-педагогические диагностики по выявлениям интересов детей, которые включают: 

- ежегодный опрос обучающихся, педагогов, родителей;  -тестирование развития специальных способностей;

- определение области интересов вновь поступающего ребенка;

-профориентационную диагностику.

 Достоинства:

 -Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. -Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей.

 -У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

 -Отсутствие отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

 -Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам.

 -Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. -Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.

 -В группе, где собраны дети одного уровня, ребенку легче учиться

Недостатки: 

-Высвечивается социально-экономическое неравенство.

 -Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

 -Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

 -Формируется неадекватность Яконцепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.

 -Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. -Перекомплектование разрушает детские коллективы

Информационные источники:

  1. Выготский Л.С.Психология искусства. - М., 1968.
  2. Лебедев Д.Школа гармонии // Искусство в школе. -1992. - №3,4.
  3. Лошнова О.Б.Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.
  4. Лук А.Н.Эмоции и личность. - М., 1982.
  5. Олыианихова Л.Е.Эмоции и воспитание. - М., 1983.
  6. Основы эстетического воспитания /Под ред. А.К.Дремова. - М., 1975.
  7. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
  8. Селевко Г.К. и др.Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993.

9. Селевко Г.К.Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.-М.: РИПКРО, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....

Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка

Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

В этой презентации раскрывается суть применения  дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....

Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Основным показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудност...

Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неусп...

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения...