Дифференциация и индивидуализация обучения Л.С. Выготский, В.В. Фирсов
учебно-методическое пособие
Дифференциация и индивидуализация обучения Л.С. Выготский, В.В. Фирсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного обучения.
Автор: Выготский Л.С., Фирсов В.В.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.
Цель - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.
Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как: -комплектование учебных групп однородного состава; -внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
-профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
- Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается c детьми о том, как они будут работать, к чему стремится, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на том уровне, который выбирает самостоятельно.
- Подготовительный этап. Обеспечивает мотивацию, актуализирует опорные знания и умения. Объясняет, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»).
- Вводный контроль (тест, упражнение). Восстановление в памяти всего того, на чем строится занятие.
- Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.
- Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика широко распространена в системе дополнительного образования детей: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу («взять» столько, сколько он может).
Важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. Существуют психолого-педагогические диагностики по выявлениям интересов детей, которые включают:
- ежегодный опрос обучающихся, педагогов, родителей; -тестирование развития специальных способностей;
- определение области интересов вновь поступающего ребенка;
-профориентационную диагностику.
Достоинства:
-Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. -Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей.
-У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
-Отсутствие отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
-Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам.
-Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. -Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
-В группе, где собраны дети одного уровня, ребенку легче учиться
Недостатки:
-Высвечивается социально-экономическое неравенство.
-Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
-Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
-Формируется неадекватность Яконцепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
-Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. -Перекомплектование разрушает детские коллективы
Информационные источники:
- Выготский Л.С.Психология искусства. - М., 1968.
- Лебедев Д.Школа гармонии // Искусство в школе. -1992. - №3,4.
- Лошнова О.Б.Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.
- Лук А.Н.Эмоции и личность. - М., 1982.
- Олыианихова Л.Е.Эмоции и воспитание. - М., 1983.
- Основы эстетического воспитания /Под ред. А.К.Дремова. - М., 1975.
- Селевко Г.К. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
- Селевко Г.К. и др.Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993.
9. Селевко Г.К.Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.-М.: РИПКРО, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Работа по технологии В.Н. Зайцева...
Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка
Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...
Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
В этой презентации раскрывается суть применения дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
Основным показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудност...
Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неусп...
Дифференциация и индивидуализация обучения
Дифференциация и индивидуализация обучения...