«Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС НОО»
статья (4 класс)

Петрова Любовь Дмитриевна

В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Петрова Любовь Дмитриевна,

                                                                                                 МБОУ «Крапивинская СОШ»

«Системно-деятельностный подход в условиях

реализации ФГОС НОО»

         

             Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Этот принцип и взят сейчас  за основу  педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание.

            Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

В основу ФГОС  положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Системно- деятельностный подход выступает как методологическая основа ФГОС.

 В   основу    положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  обеспечении    соответствия  учебной  

деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. 

  Является основным подходом в обучении.   

   В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.

Как отмечал Лев Семёнович Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс должен быть "деятельностным", дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируются требуемые общеучебные умения и способности: - умение ставить цель;- делать выбор; - принимать решения ; - и доводить их до исполнения или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию

Что же означает системно - деятельностный подход в обучении.

Системно - деятельностный подход

В состав данного понятия входит три слова: система – деятельность – подход  

  Система - множество элементов, находящихся в отношениях и   связях друг с другом, которое образует     определённую целостность, единство.

 Деятельность - человеческая форма активного отношения к  окружающему миру.

   Подход  - совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для  получения определенного результата .  

В современных условиях перехода на новые ФГОС системно-деятельностный подход является основным подходом в обучении.  

Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.”.

   

Что же такое деятельность? Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.

Что такое деятельностный подход? это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»

(Людмила Николаевна Алексашкина, доктор педагогических      наук, профессор  РАО даёт определение)

     Об этом же говорят нам и новые стандарты. В пункте 7 общих положений говорится: целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта  жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели;
  • решать задачи;
  • отвечать за результаты.

 Собственная  учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.

    Деятельность человека имеет следующую структуру: действие – это некоторая операция, а совокупность действий (операций) и составляют деятельность.

вижу вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод».

Вопрос к Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я аудитории: о чем гласит эта притча? Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Системно - деятельностный подход  и есть подход, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

 Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе, то есть универсальным учебным действиям

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.

Как отмечал Л.С.Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс должен быть "деятельностным", дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируются требуемые общеучебные умения и способности: - умение ставить цель;- делать выбор; - принимать решения ; - и доводить их до исполнения или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.

Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода.        

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Системно-деятельностный подход ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Он предполагает смещение акцентов в  построении образовательного процесса от модели "Чему учить?" (обновление содержания)  к модели "Как учить?" (обновление средств обучения). Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.

                  Особенностью стандарта является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

   Дети  на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных  задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает  более эффективно, когда педагог говорит меньше, чем  его ученики.

       Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

          Задача учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.

           Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

 Как учителю перестроится в соответствии с новыми требованиями и стать новым учителем для новой школы? Деятельностный подход подразумевает действие ученика, как активного субъекта образовательной деятельности. Важно учителю только правильно организовать процесс 

Ещё в XIX веке Адольф Дистервег, немецкий педагог-демократ, сказал такие слова: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал». Именно это требует от нас ФГОС

Стандарт призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

«Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Таким образом, Стандарты смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

Задача учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.

Учат искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

  Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать Педагоги строят учебную деятельность так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить учиться, чтобы ребенку хотелось учиться.

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат.

Что же предполагает к обучению деятельностный подход.

-Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить)

-Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний

-Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания

- Формирование у школьников умения контролировать свои действия- как после их завершения, так и по ходу

 -Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач 

Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.

Педагоги школы ставят задачу – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребёнок был человеком, активно и осознанно действующим.  Строят свой урок с позиций деятельностного подхода, который подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать умением учиться. \

    

Необходимым становятся знания о том, как и где их применять.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. 

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи.

По мнению А. Дистервега, “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.”.

Урок с позиций деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться. 

Для того чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов  развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения.  Создать учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока. Основными методами постановки учебной проблемы являются

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить учиться, чтобы ребенку хотелось учиться.

.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике системно - деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Почему выбран именно деятельностный подход? Да потому что, по словам Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Что же означает системно - деятельностный подход в обучении.

Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности».

Раскрывая реализацию системно-деятельностного  подхода педагоги кратко охарактеризуют такие понятия как Актуализация знаний, Постановка проблемы, Решение учебной задчи Получение новых знаний, рефлексия. Представят видеофрагменты данных этапов уроков. Фрагменты разных педагогов на разных предметах. В заключении будет представлен урок , где прослеживаются данные этапы уроков системно-деятельностного  подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной площадки по теме «Построение об-разовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»

Программа экспериментальной площадки по теме  «Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»...

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС

В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучнию, а также технологии, способствующие его реализации....

Презентация "Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС"

В данной презентации представлены ключевые моменты системно-деятельностного подхода к обучению....

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

Проектное обучение как инструмент системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

Представленный материал иллюстрирует  необходимость реализации проектного обучения как инструмента системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС...

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

ПРезентация к выступлению по теме "Системно-деятельностный подход"...