Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС
методическая разработка на тему
В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучнию, а также технологии, способствующие его реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chizhova_s.a._sistemno-deyatelnostnyy_podkhod_k_obucheniyu.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход к обучению -
необходимое условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Автор: Чижова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Безенчукского района Самарской области.
Аннотация: В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучению, а также технологии, способствующие его реализации.
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать
и кто умеет добывать эти знания.
В.П. Вахтеров
С введением федеральных государственных образовательных стандартов учителя призваны научить детей учиться: «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [5; 3].
Доказано, что ученик способен к саморазвитию и самосовершенствованию лишь в условиях развивающего обучения, идея которого родилась на основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Он считал, что «…всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка…» [2; 387]. Одним из показателей развития Выготский считал зону ближайшего развития – «расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельной деятельности» [2; 385], т.е. то, что ребёнок сделает сегодня с помощью других, завтра он уже выполнит самостоятельно. Психологическая сущность зоны ближайшего развития состоит в механизмах подражания ребёнка, которое возможно лишь в тех случаях, когда имеет место понимание, осознание. Источником умственного развития выступает обучение ребёнка в форме общения и сотрудничества со взрослыми и детьми. Именно поэтому современная система образования нацелена на то, что ребёнок должен стать субъектом процесса обучения, занимающим активную позицию, что приводит к повышению учебной мотивации, к осознанию изучаемого материала.
Проблема современных учителей – поиск путей сознательного и активного присвоения учащимися социального опыта. В связи с этим наиболее актуальна в настоящее время реализация системно-деятельностного подхода к обучению, основой которого является самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Выявив недостатки традиционной системы обучения, я приняла решение внедрить системно-деятельностный подход в процесс обучения задолго до введения стандартов второго поколения. Толчком к принятию данного решения послужила статья Г.А. Бакулиной «Обучение грамоте средствами субъективизации» [1; 33]. Использование на уроках метода субъективизации предполагает передачу части функций учителя ученикам: «школьники принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или большинства структурных этапов урока; формулируют тему и цель занятия; предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных этапах» [1; 33]. Отличительной особенностью урока, проводимого средствами субъективизации, является мобилизующий этап, цель которого – в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлечённости ученика в учебную деятельность. Активизации учащихся на уроках с использованием метода субъективизации способствуют следующие виды упражнений:
- «Что здесь лишнее?» - нахождение нарушения, противоречия; определение проблемы.
- «Придумай задание к упражнению» - создание проблемы самими учащимися.
- «Задания – аналогии» - задания на развитие умения выдвигать гипотезу, использовать «теорию» в качестве потенциального метода решения проблемы.
- «Омонимичные загадки» - загадки, основанные на столкновении значений омофонов, для развития опыта проблематизации.
- «Ассоциативные задания» - задания на развитие операциональных умений работы с проблемным материалом.
С каждым годом я проявляла всё большую настойчивость в поиске путей активизации учащихся на уроке, к повышению их учебной мотивации.
Настоящим открытием для меня стало пособие Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения» (образовательная система «Школа 2000..»), составленное с опорой на труды отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., где доказано, что формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности.
Из данного пособия я решила перенять следующий путь формирования у учащихся универсальных учебных действий:
- Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению.
- Основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД.
- Далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция.
- Организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Кроме того, были позаимствованы типы и структура уроков, проводимых с использованием деятельностного метода обучения.
Типы уроков:
- Урок открытия нового знания.
- Урок рефлексии.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок развивающего контроля.
Структура урока открытия нового знания:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное знание с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Использование деятельностного метода обучения невозможно без организации поисково-исследовательской деятельности учащихся, без создания проблемных ситуаций на уроке. Существуют следующие методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- Постановка проблемной задачи (с ошибкой, с избыточными или недостаточными данными, с противоречивыми данными).
- Подведение учащихся к противоречию и самостоятельный поиск ими его разрешения.
- Столкновение с противоречием в практической деятельности.
- Побуждение учащихся делать сравнения, выводы, обобщения, сопоставлять факты.
- Рассмотрение явлений с различных сторон, позиций.
- Определение для детей проблемных теоретических и практических заданий (например, исследование).
Проблемная ситуация действительно возникает, если у класса появляется эмоциональный отклик. Переживание радости познания – важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения. На проблемном уроке, где возникает проблемная ситуация и осуществляется поиск её решения, ученик проходит полный цикл научного творчества. Организация и проведение творческих уроков, исследований требуют от учителя особого искусства, овладеть которым помогает знание методики проведения учебного исследования:
- Мотивация (создание проблемной ситуации).
- Исследование (поиск решения проблемы).
- Обмен информацией, организация информации (обмен мнениями, сортировка имеющихся данных, обоснование решения проблемы).
- Связывание информации (нахождение такой общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам).
- Подведение итогов, рефлексия (понимание решения проблемы).
Для активизации младших школьников, повышения их учебной мотивации необходима частая смена видов деятельности.
Список литературы
- Бакулина Г.А. Обучение грамоте средствами субъективизации // Начальная школа. 2002. № 4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1 – 4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
- Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС"
В данной презентации представлены ключевые моменты системно-деятельностного подхода к обучению....
. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....
Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС
Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта коммуникации в позициях «автора», «понимающего», ...
«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»
Описание технологии продуктивного чтения, зтапов работы с текстом по данной технологии. Приведён фрагмент урока литературного чтения по теме Н.М.Артюхова "Трусиха" с использов...
«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»
Опмсаны приемы технологии продуктивного чтения, актуально применимые в начальной школе. Пример практического примененимя технологии на уроке....
презентация "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"
презентация к статье" Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...