Проектная деятельность в малокомплектной начальной школе.
проект
Из опыта работы по использованию проектной технологии во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов малокомплектной начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_malokomplektnoy_nachalnoy_shkole.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии во внеурочной деятельности малокомплектной начальной школы.
Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов. Есть школы, где отдельные классы могут отсутствовать вовсе.
Малокомплектная школа реализует ФГОС в части воспитания и социализации школьников, находясь в трудных условиях, так как низкое количество учащихся в классах делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, поэтому важно найти в данных условиях преимущества, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности. Решением данной проблемы может стать организация проектной деятельности разновозрастной проектной группы.
Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом, поскольку именно она предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Работать с малым количеством детей в классе просто не эффективно. Поэтому для более плодотворной работы, мы объединяем детей 1-4 классов, получается разновозрастная группа, в которой работать и интересно и эффективно. За основу организации внеурочной проектной деятельности мы взяли проектные задания и культурно-образовательные события.
Разные дети, участвующие в проектной деятельности, имеют разные интересы. Именно поэтому такие проекты становятся более глубокими и широкими по мере разработки. Ведь решение любой – самой, на первый взгляд, простой проблемы зачастую обрастает целым букетом сопутствующих проблем. Причём и решаются они часто в различных плоскостях: кто-то силён в математике, кто-то в литературном чтении, а кто-то хорошо рисует. Именно поэтому при разработке проектов приходится делать работу разноплановой. Одни проектанты занимаются поиском информации и исследованием, другие рисуют, третьи сочиняют, а кто-то помогает украсить зал к мероприятию или подготовить помещение к защите проекта. Одним словом, дело найдётся всем.
Положительная сторона организации внеурочной проектной деятельности в разновозрастной группе, что учитель в малокомплектной школе знает всех детей в школе и знает, на что способен каждый ученик.
Большую роль в применении проектной технологии играют реальные практические результаты. И тут для сельской школы раздолье. Только оглянись: пруд, река, поля, овраги и другие объекты потенциальных исследований.
У каждого в доме хозяйство, огород, сад – это и есть применение полученных знаний. Именно поэтому в малокомплектной школе есть огромные возможности для применения проектной технологии, использовать которые можно и на уроке и во внеурочной деятельности. Поэтому, учитывая достоинства малочисленных классов, нужно найти способы решения вышеуказанных проблем через определение основных идей развития малокомплектной школы:
- идеи сотворчества педагогов, учащихся и их родителей через внедрение проектных технологий;
- идеи взаимодействия детей разного возраста, которая предусматривает, организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов через внедрение проектных технологий во внеурочной деятельности.
Характер проектной технологии в малокомплектной школе так же имеет свои особенности. Основными направлениями являются:
- научно-исследовательское. В малокомплектной школе основным условием создания проекта является заинтересованность учителя и реальные возможности школы. Вопросы исследовательской деятельности формулируются при обсуждении проблемы.
- экологическое. Она может быть только практической. Только тогда каждый ребёнок сможет понять, что он может изменить окружающий его мир: вырастить дерево, посадить цветок, просто не дать погибнуть птицам от голода – повесив кормушку. Это под силу всем.
- творческое. В творческой работе горизонты проектной деятельности очень широки. Постановка спектаклей, подготовка праздничных концертов, участие в творческих конкурсах и т. п. Кроме всего этого презентация любого проекта сопровождается парадом талантов, которые невозможно представить без песен, сценок, рисунков, плакатов и тому подобного.
- интеллектуальная деятельность учащихся. Сам ученик, используя различные источники информации, отвечает на вопросы заданий. Роль педагога и здесь значительна: помощь в поиске источников информации, контроль за выполнением работ, информация об условиях проекта или конкурса.
- игровая деятельность;
- социальная деятельность.
Проекты, которые были реализованы мной с учащимися нашей малокомплектной начальной школы.
- Социальный проект « Безопасное дорожное движение – главное для детей умение»
- «Расти здоровым!»
- «Времена года»
- «Помоги птицам!»
- «Цветы для мамы»;
- «Будем помнить и дорожить!».
- Экологический проект «Мусор и его вторая жизнь»и др.
На последнем я хотела бы остановиться и рассказать, как я строю внеурочную работу над проектом в малокомплектной начальной школе. Это экологический проект «Мусор и его вторая жизнь». На примере этого проекта дети отрабатывали навык постановки задач, разработки этапов проекта. Этот проект послужил в дальнейшем базой для организации и проведения следующих проектов.
Цель проекта:
- сформировать сознательное отношение детей и взрослых к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении;
- научить через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.
В исследовательском проекте участвовали все классы с классными руководителями и родителями
На подготовительном этапе разработала и провела классные часы совместно с классными руководителями и родителями: «Жалобная книга природы», «Давайте сохраним природу вместе», «Я и мусор», главная цель которых - заинтересовать детей проблемами экологии; выяснить, что дети знают о природе; учить детей быть чуткими, добрыми, внимательными к окружающему миру. Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор», позволил ученикам понять, почему же увеличивается количество бытовых отходов?
Чтобы привить начальные навыки самостоятельного ведения наблюдений и умение их фиксировать, рассматривали фотографии с видами села, участвовали в субботниках на территории школы и села с привлечением родителей . Экскурсии по селу дали возможность понаблюдать за выбросом и вывозом мусора.
Исследовательский этап начали с поиска и обработки информации по группам:
1 группа – «Сроки разложения бытовых отходов» (1,3 класс – 5 учащихся)
2 группа – «Способы борьбы с мусором» (2 класс – 6 учащихся)
3 группа – Социологический опрос «Как жители нашего села борются с мусором»: анкетирование учеников и родителей , опрос взрослого населения села (4 класс – 7 учащихся). Каждая группа совместно с классным руководителем изучала и анализировала литературные источники и информацию в сети Internet по своим темам.
На обобщающем этапе заслушали выступления каждой группы и обсудили полученные результаты. По результатам беседы разработали буклет «Давайте сохраним нашу планету» и раздали её взрослому населению нашего села. Беседа о вторичном использовании мусора и мастер – класс «Вторая жизнь упаковки» позволили ребятам узнать о том, какие интересные вещи можно смастерить из мусора. Ребята сами захотели что-нибудь сделать, и на завершающем этапе мы объявили конкурс «Вторая жизнь мусора».
Чтобы все могли увидеть работы, выполненные учащимися, организовали выставку «Поделка из мусора» и показали её жителям нашего села. А учеников наградили грамотами.
Работая над другими вышеназванными проектами, также проводилась разноплановая поэтапная работа с разновозрастной группой учащихся.
Занятия внеурочной деятельности по программе «Мир, в котором мы живём» с использованием проектной технологии помогли достичь следующих результатов:
- повысился познавательный интерес учащихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность;
- исчезла боязнь неправильного ответа.
В то же время работа над проектами с детьми младшего школьного возраста ещё связана с определёнными трудностями:
- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.
Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Выполняя различные проекты по программе дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу.
Внеурочная деятельность позволила родителям стать активными участниками образовательного процесса. Сформировались межличностные отношения и совместная деятельность между педагогами, учащимися и родителями. Родителей мы включили во все дела, все замыслы школьной жизни и в первую очередь во внеурочную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»
Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...
Проектная деятельность учащихся в начальной школе
Материал может быть интересен учителям начальных классов....
Проектная деятельность учащихся в начальной школе и ее роль в формировании УУД
Анализ проектной деятельности на уроках в начальной школе...
Проектная деятельность учащихся в начальной школе
Статья содержит определение, этапы проектной деятельности....
СПРАВКА по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе
СПРАВКАпо организации проектной деятельности учащихся в начальной школеЦель проверки: определение уровня организации проектной деятельности учителями начально...
Коллективная учебная деятельность как форма пропедевтической работы по формированию проектной деятельности обучающихся в начальной школе.
Статья и презентацмя по теме....
Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности
Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...