Проектная деятельность учащихся в начальной школе
статья на тему

Крюкова Татьяна Сергеевна

Статья содержит определение, этапы проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Что является самым главным в стандартах?

•        Системно-деятельностный подход.

•        Нацеленность на формирование метаумений.

•        Большое внимание должно быть уделено воспитанию гражданина России.

Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект».

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.

В новое время это слово понимают как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.

В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Из выше сказанного означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

На чём основана работа по созданию проекта? Каковы принципы организации проектной деятельности?

•        Проект должен быть посильным.

•        Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

•        Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

•        Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:

                 Ученик                                                                                                  Учитель

Определяет цель деятельности                                  Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания                                     Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует                                                              Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения                                          Содействует прогнозированию результатов

Активен                                                                 Создает условия для активности школьника

Несёт ответственность за свою деятельность        Помогает оценить полученный результат,                 выявить недостатки.

 Неоценимую роль играет участие школьника в проектных работах, т.к. у школьника формируются некоторые умения и навыки, о которых следует рассказать. Данная таблица выделяет несколько групп умений. Рассмотрим их.

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Говоря о новой программе следует знать, что современный урок прежде всего должен быть проблемным. Поэтому учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы. Это прежде всего деятельность и форма организации взаимодействия учащегося с учителем и учащихся между собой, направленная на способ решения проблемы проекта.

Особенности учебных проектов младших школьников.

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, и возраст рассматривается как малозначимый и«проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ, как было уже ранее сказано, лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большое внимание от учителя требует и процесс осмысления целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Для каждого учителя главным является вопрос: «С чего начать?». Рассмотрим основные этапы работы над проектом.

Этапы проектов и их характеристики

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Внеурочная деятельность школьников.

Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Напомню основные направления внеурочной деятельности.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, научно – познавательное, военно – патриотическое, общественно – полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Как отражена проектная деятельность в базисном учебном плане?

Проектная деятельность и БУП(базисный учебный план)

•        БУП состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

•        В обязательной части БУП отражает содержание образования, а общеобразовательные учреждения самостоятельно организуют образовательный процесс и выбирает виды деятельности по каждому предмету(практические работы, лабораторные, экскурсии и в том числе проектная деятельность). Поэтому всё разнообразие учебных проектов может осуществляться в урочной и внеурочной деятельности.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат: для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Источник: http://www.zankov.ru/exp/article=4025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Материал может быть интересен  учителям начальных классов....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе и ее роль в формировании УУД

Анализ проектной деятельности на уроках в начальной школе...

СПРАВКА по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе

СПРАВКАпо  организации проектной  деятельности учащихся  в начальной школеЦель проверки: определение уровня организации проектной  деятельности   учителями  начально...

Проект «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС. Первые шаги в проект.

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС.Первые шаги в проект...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...