Игровые технологии
статья

Горшкова Марина Львовна

Игровые технологии с примерами дидактических игр на уроках математики в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

В.А. Сухомлинский писал:

«Без игры нет и не может быть

 полноценного умственного развития.

 Игра – это огромное светлое окно,

 через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений,

 понятий об окружающем мире.

Игра – это искра,

 зажигающая огонек пытливости

 и любознательности».

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с перенасыщенностью современного мира информацией. Во всем мире,  в том числе и в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, вниманиеИгра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.

Дидактическая игра - один из эффективных методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. В отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Мыслительные операции, которые осуществляются учащимися с интеллектуальной недостаточностью, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.

Обучая посредством игры, учитель учит детей не так, как ему, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения, а созданные на уроке в результате игры положительные эмоции облегчают процесс познания.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые  выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

-в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игры:

1. Бабочки

Дидактическая цель: закреплять приемы прибавления и вычитания.

Оборудование: рисунки бабочек и цветов.

Содержание: на доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.

2. Логические концовки

Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

Содержание: вооружись логическим мышлением, учащиеся должны закончить  и фразы:

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

3. Математический футбол

Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах  20, 100, 1000 или умножения и деления.

Оборудование: картинки ворот, мячей с примерами.

Содержание: на доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.

4. По порядку номеров

Дидактическая цель: закрепить порядковое значение числа.

Оборудование: два комплекта карточек разного цвета с числами от 5 до 15.

Содержание: для проведения игры необходимо две команды игроков по десять человек. Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего — два комплекта карточек разного цвета с числами от 5 до 15. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

5. Математическая рыбалка

Дидактическая цель: формировать и закреплять навыки устного счета.

Оборудование: рыбки и рыбак.

Содержание: играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно – поймал рыбку. Кто больше наловит.

Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.

6. Новогодняя елочка

Цель: отработка и проверка навыка счета.

Оборудование: елочка, картинки Деда Мороза и Снегурочки, елочные игрушки.

Содержание: ученик Снегурочке помогает наряжать елку, если правильно решает пример, записанный на обратной стороне игрушки.

7. Поезд.

Дидактическая цель: закрепить порядковое значение числа.

Оборудование: картинки поезда, вагонов, карточки с числами от 10 до 20.

Содержание: на доске поезд, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что числа заблудились. Дети расставляют цифры, обозначающие числа второго десятка.

8. Угадай

Дидактическая цель: закрепить знание состава чисел первого десятка.

Содержание: учитель говорит, что задумала  2 числа, сложила их,  получилось 5. Какие числа сложила? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4  и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. На первом этапе дети иллюстрируют состав чисел на палочках, на геометрических фигурах.

9. Математические фокусы

Дидактическая цель: отработка и проверка навыка счета.

Содержание: 1.Учитель просит кого-нибудь загадать любое число, затем отнять от него 1, результат умножить на 2 , из произведения вычесть задуманное число и сообщить вам результат. Прибавив к нему число 2, вы отгадаете задуманное. 2.Умножьте число вашего рождения на 2, прибавьте 5, умножьте на 50 и прибавьте порядковый номер месяца . От того числа, что получилось отнимите 250 и получите день рождения и месяц. 3. Кто-то задумал число. Вы просите умножить его на 2, затем прибавить к произведению 12 , сумму разделить пополам и вычесть из нее задуманное число. Какое бы число ни было задумано, результат всегда будет равен 6.

10. Наоборот

Дидактическая цель: развивать речь детей, закреплять понятия толстый, тонкий, широкий, узкий и т. д.

Содержание: учитель говорит слово, а ребенок противоположное ему. Учитель не называет имен, а бросает мяч.

Дополнение.

Дидактическая цель: Развивать речь детей, включать в активный словарь математические термины.

Оборудование: рисунки ракеты, самолета, вертолета, птицы, бабочки.

Содержание: Учитель на доске размещает картинки  сверху вниз. Разъясняет детям, что надо продолжить предложение (Высоко в небе летит …,ниже ракеты летит …. Самолет летит выше, ниже вертолета летит …)

11. Составим цветок

Дидактическая цель: закрепление состава чисел первого десятка.

Оборудование: лепестки с примерами; стебель с листом, на котором число.

Содержание: На доску крепят  стебли с листом. Лепестки лежат на столе. Выходит ученик и берет лепесток, читает пример  разными способами, решает устно и прикрепляет к нужному стеблю. Играют дети по командам: сколько цветов,  столько команд.

12. Логические игры-задачи

Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

Оборудование: шоколад, камни, шахматная доска.

Содержание: учитель озвучивает задачи:

Задача 1. Двое по очереди ломают шоколадку 6 х 8. За ход разрешается сделать прямолинейный разлом любого из кусков вдоль углубления. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.

Решение. Основное соображение: после каждого хода количество кусков увеличивается ровно на 1. Сначала был один кусок. В конце игры, когда нельзя сделать ни одного хода, шоколадка разломана на маленькие дольки. А их 48! Таким образом, игра будет продолжаться ровно 47 ходов. Последний, 47-й ход (так же, как и все другие ходы с нечетными номерами) сделает первый игрок. Поэтому он в этой игре побеждает, причем независимо от того, как будет играть.

Задача 2. Имеется три кучки камней: в первой — 10, во второй — 15, в третьей — 20. За ход разрешается разбить любую кучку на две меньшие; проигрывает тот, кто. не сможет сделать ход.

Решение. После каждого хода количество кучек увеличивается на 1. Сначала их было 3, в конце — 45. Таким образом, всего будет сделано 42 хода. Последний выигрывающий 42-й ход сделает второй игрок.

Задача 3. Числа от 1 до 20 выписаны в строчку. Игроки по очереди расставляют между ними плюсы и минусы. После того как все места заполнены, подсчитывается результат. Если он четен, то выигрывает первый игрок, если нечетен, то второй.

Решение. Четность результата не зависит от расстановки плюсов и минусов, а зависит только от количества нечетных чисел в первоначальном наборе. Так как в данном случае их 10 (т.е. четное число), то выигрывает первый игрок.

Задача 4. Двое по очереди ставят ладей на шахматную доску так, чтобы ладьи не били друг друга. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.

Решение. После каждого хода и количество вертикалей, и количество горизонталей, на которые можно поставить ладей, уменьшается на 1. Поэтому игра будет продолжаться ровно 8 ходов. Последний, выигрышный ход будет сделан вторым игроком.

13. Цепочка

Дидактическая цель: учить преобразовывать одни примеры в другие.

Оборудование: картинки неваляшек, машинок, листьев.

Содержание: картинки размещают по группам, в каждой рисунки двух цветов. Например: 2 зеленых и 3 голубых неваляшки. Один ученик составляет по этой картинке пример на сложение 2+ 3, другой – применяя переместительное свойство 3+2, третий составляет пример на состав чисел 5 = 3 + 2, четвертый составляет на вычитание одного из слагаемых 5–3=2, пятый составляет еще пример на вычитание, шестой сравнивает число зеленых неваляшек и  голубых. Затем тоже с другой группой картинок.

14. Поиграем в задачу

Дидактическая цель: проверить усвоение понятия задача.

Оборудование: карточки «задача», «условие», «вопрос», «решение», «ответ».

Содержание: получает карточку ребенок и  должен найти свое место.

15. Космонавты

Дидактическая цель: закрепить навыки счета с пределах 10, 20.

Оборудование: 3 карточки с изображением ракет (в окнах примеры).

Содержание:  класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.

Вывод: Дидактическая игра повышает уровень активности учащихся и мотивацию к учению, поэтому необходимо применять игры на уроках, чтобы дети хотели учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...