Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с одарёнными детьми.
статья

Маркс-оол Елизавета Седий-ооловна

Использование информационно-коммуникативных технологий  в работе с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_s_odarennymi_detmi.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА  

г.АК-ДОВУРАК

НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Тема:  Использование информационно-коммуникативных технологий  в работе с одарёнными детьми.

Подготовила:

Маркс-оол Елизавета Седий-ооловна,

учитель начальных классов,

высшей категории.

г.Ак-Довурак – 2018 г.

Использование информационно-коммуникативных технологий  в работе с одарёнными детьми.

Елизавета Седий-ооловна Маркс-оол

учитель начальных классов  МБОУ СОШ №3 г.Ак-Довурака

1. Актуальность рассматриваемой проблемы.

       Развитие и социализация одаренных детей – одна из приоритетных задач  системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых  детей   составляет  новую  задачу  совершенствования  системы  образования, так как  обучение  одарённых  детей  сегодня – это  модель  обучения  всех  детей  завтра.

     Одаренностью принято считать проявление у ребенка значительно более высоких, в сравнении со сверстниками, умственных или творческих способностей.

     Показателем одаренности является особая направленность ребенка на сложную умственную деятельность и наличие у него врожденных способностей эффективной познавательной деятельности. В то же время опережающее развитие таких детей также служит источником их проблем в обучении, развитии, общении, повелении.

     Исходя из вышесказанного, я считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий, расширяющих возможности реализации различных способов и форм самообучения и саморазвития, будет способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся.

2. Цель  работы – обеспечить благоприятные условия для развития талантливых детей, сохранить и преумножить интеллектуальный и творческий потенциал.

     Подготовка человека к жизни в глобальном информационном обществе будущего, воспитание человека, способного ориентироваться в море информации, умеющего организовать его поиск, сделать информацию доступной другим людям, анализировать и критически оценивать её, делать прогнозы и выводы из полученной информации, уметь отсеивать все ненужное, третьестепенное и брать самое необходимое.   

Задачи:

  1. Отбор из различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  2. Поддерживать и развивать самостоятельность в учении.
  3. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, зональных, республиканских олимпиадах, научных конференциях, творческих  выставках, различных конкурсах.

    Как же сделать так, чтобы ученику хотелось учиться в школе, чтобы уроки увлекали его, были интересны, информативны и познавательны? Ведь давно известно, что пассивное сидение на уроках и внимание к тому, о чём вещает учитель, вовсе не означает успешного усвоения материала.

    Сегодня мы говорим о стандартах II–го поколения и об их технологических ресурсах. В качестве ключевой компетенции рассматривается умение учиться, способность ребёнка к саморазвитию, т.к. образовательные результаты по новым государственным стандартам понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося.

3. Ожидаемые результаты.

  • Формирование системы работы с одаренными детьми.
  • Творческая самореализация детей, педагогов и родителей.
  • Осуществление преемственности в работе дошкольной, начальной и средней ступени образования.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Продуктивное сотрудничество с родителями.
  • Достижение высокого качества образования.

4. Направление работы.

На первой ступени обучения можно успешно - использовать следующие информационно-коммуникационные технологии на уроках.

а) Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной диски»  и ученики для защиты проектов).

Очень важно, что учащиеся не просто пассивные поглотители информации. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых), тема которых может быть связана с учебными дисциплинами, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Кроме того, защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Создание мультимедийного проекта это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, а также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.

б) Урок проходит с компьютерной поддержкой.(в классе несколько компьютеров,  за которыми работают  учащиеся  группами или по очереди).

Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

в) Урок, интегрированный  с информатикой (3-4 классы).

Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал,  используя ПК для создания кроссвордов, таблиц, учить выполнять проектные работы, учить красиво и грамотно оформлять тексты, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт использования ПК.

Могут проводиться интегрированные уроки: информатика - ИЗО - литературное чтение (например, оформление сборника сказок).

Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить его, сделать более интенсивным, современным.

Например, для внеклассного чтения в третьем классе я разрабатываю индивидуальные   карточки, используя дополнительную литературу, что значительно увеличило мотивацию к учению,  у детей появился читательский интерес, выросли показатели техники чтения. Вначале урока чтения раздаю каждому карточку; ребёнок прочитывает её вполголоса в своём темпе, затем карточка меняется.

Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся ряд репродукций, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий в крупном формате.

На уроке «Литературного чтения» при знакомстве со сказками А.С.Пушкина я использовала презентацию сказок, что помогло повысить интерес не только к сказкам А.С.Пушкина, но вызвало интерес к его произведениям.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Использую на уроках мультимедийные презентации, которые успешны как при ознакомлении с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения.

К примеру, для повышения эффективности работы со словарными словами, разрабатываю демонстрационные листы, где дано лексическое значение слова, картинки, а также познавательные сведения.  Данная работа позволяет расширить словарный запас ребёнка, кругозор, носит познавательный характер, а также повышает мотивацию.

       Используя программу Мicrosoft Power Point, можно показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии. Данная работа способствует концентрации внимания у детей, повышает интерес к изучаемому предмету или явлению, а также глубокому запоминанию материала.  Демонстрация материала на большом экране помогает учащимся не только лучше представить материал урока, но и понять, усвоить его.

На уроках окружающего мира использую презентации на всех этапах урока. Во-первых, стараюсь иллюстрировать слайдами на экране материал урока, в ходе которого, детям предстоит ответить на вопросы. В этом случае дети дают устные ответы, и только потом показываю правильный ответ на экране. Для изучения нового материала рассказ сопровождается не только яркими иллюстрациями, но и изображениями героев из учебника. Муравьишка,  Мудрая Черепаха, которые присутствуют на протяжении всего урока, дают пояснения, советы. Это позволяет применить на уроке игровые моменты и дать определенные установки на восприятие новой темы.

Использование ИКТ на уроках позволяет мне создать наиболее комфортные условия для активного восприятия тем детьми разных возрастов, облегчает работу с наглядными пособиями, делает для учащихся более интересным процесс проверки знаний.

Рассмотрим основные направления использований информационных технологий, которые я применяю при работе с одаренными детьми.

1. Участие в научно-практических конференциях, семинарах и т.д.

Данная технология используется для создания совместных проектов, объединений по интересам и дает возможность всем ребятам узнать много интересного о жизни своих сверстников, с другой, -  самим представить свои творческие работы, результаты наблюдении,  исследований широкой аудитории сверстников.

Интересным опытом использования этой технологии стало проведение на муниципальном уровне научно-практической конференции, где участниками были  Донгак  Владлен – поощрительная грамота,  Монгуш Айдаш – II место,  Чульдум Камилла – поощрительная грамота.  Также на высоком уровне была организована работа читательской конференции библиотекарями школы, где I места заняли Монгуш Цендаюша, и Имит Милан.  

Постоянное участие в НПК, семинарах позволяет одаренным учащимся не только представлять свои работы на различном уровне, но и получать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками дает возможность им узнать не только интересные факты об окружающем мире, но и приобрести опыт публичных выступлений, что способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций.

2. Участие в различных образовательных интернет - проектах, конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

Любой учебный проект  имеет три аспекта: для ученика - это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выраженной форме; для учителя это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания, для родителей - это возможность совместно с ребенком открыть для него нечто новое, сдружиться с ним в ходе совместной деятельности.

Стараюсь вовлечь детей в систему мероприятий различной направленности, которая позволяет моим ученикам проявлять и развивать свою одаренность.

Например: 1. Международная Интернет-олимпиада Молодёжный чемпионат «Старт» для учащихся начальной школы. Из нашего  класса участвовало 10 учащихся. Хорошие результаты показали в кожууне  Саая Сайдаш,  Имит Милан, Монгуш Хаяна и другие.

                 2. Всероссийский ученический фестиваль «Портфолио». Там участвовала  Маркс-оол Аялга,  по литературному  чтению.

                          3. Ежегодно участвуем в городских, зональных и республиканских олимпиадах, конкурсах, конференциях. Результаты целенаправленной работы для выявления, поддержки и развития детской одаренности не пропали даром. Например, в зональном конкурсе  с.Кызыл-Мажалык  Саая  Сайдаш  и Имит Милан   заняли  II  места, Хомушку  Айлуна  II, III  места  по  родному языку и литературе.

З.Разработка презентаций для представления результатов своей исследовательской и проектной деятельности.

Этап разработки презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. В моей практике исследовательская и проектная деятельность не носит массовый характер. К ней я привлекаю наиболее увлеченных, способных, одаренных детей. Занимаясь, мои дети развивают самостоятельное мышление, добывают сами информацию, прогнозируют, интегрируют знания из разных областей и применяют их на практике и, что немаловажно для них, начинают чувствовать уверенность в себе, самоутверждаются и ощущают радость успеха.

Форма презентации позволяет младшему школьнику достаточно эффективно представлять накопленный опыт, рассказывать об итогах исследовательской или проектной деятельности. Они учатся использовать в своей работе универсальную программу Мicrosoft Office, PowerPoint,  позволяющую сочетать текст с графическими изображениями, иллюстрациями, фотографиями, звуком, видеоэффектами.

         4.Разработка презентаций   для проведении открытых уроков, классных часов и т.д.

         Презентации - наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций используются такие программные средства, как  PowerPoint,  Open lmpress,  Flash, SVG. Презентации - электронные диафильмы, но, в  отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности  (то есть в презентации может быть предусмотрена реакция на действие пользователя). Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов. Можно найти и профессионально созданные комплексы презентаций.

Вместе с родителями, первыми учителями, любимыми и незабываемыми наставниками детей, я стремлюсь найти и развивать в каждом ребенке талант, который в него заложила природа.

5. Работа в Интернете позволяет обеспечить доступ к различным информационным ресурсам: справочным системам, электронным библиотекам и т.д. Почти у 50% детей есть модемы, и дети уверенно могут найти любую информацию, которая их интересует.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет развивать творческий потенциал одарённых детей за счет индивидуализации учебного процесса, в том числе создания индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам. А успешность работы с одаренными детьми в начальной школе зависит во многом от того, как организована работа с этой категорией обучающихся.

Я думаю, что использование ИКТ на уроках в начальной школе представляется перспективным, а эффективность их использования достаточно высока.

Таким образом, использование информационно коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Считаю, что использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и особенно одаренным детям даёт огромный стимул для развития творческих способностей. А современному учителю - возможность творчески развиваться.

Литература

1. Альминдеров В.В..Альминдсрова АА. Дистанционные школы для одаренных детей и детей инвалидов.

2. Матюшкнн        А.М.,Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных.- М.,1991.

3. Савенков        А.И.Кого считать одаренным //Детское творчество.- 2000. -№1. -С.2 - 3

4. Слуцский        ВЛ1.Одаренные дети. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х т.). - М.. 1993.

5. Юркевич В.С. Два подхода в понимании и идентификации одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.

Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Статья на тему: "Использование развивающих игр при работе с одарёнными детьми"

" Одарённость человека--- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он выр...

Статья. "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда".

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Использование ИКТ органично до...

Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.

В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....

Работа с одарёнными детьми: подходы, методы, перспективы. Трудности в работе с одарёнными детьми. Платформы для дальнейшего развития.

В данной статье рассматриваются современные подходы к работе с одарёнными детьми, а также анализируются существующие методики и перспективы дальнейшего развития этой области педагогики....