Календарно-тематическое планирование 2 класс финансовая грамотность
рабочая программа
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
2 класс Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. | ||||
1 | Что такое деньги | 1 | Беседа | 7.09 |
2-3 | Как появились деньги. Появление обмена товарами. | 2 | Беседа | 14.09 21.09 |
4 | Проблемы товарного обмена. | 1 | Беседа, выполнение практических заданий | 28.09 |
5 | Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. | 1 | Беседа | 5.10 |
6 | Свойства драгоценных металлов. | 1 | Беседа, наблюдение | 12.10 |
7 | Появление первых монет. | 1 | Беседа | 19.10 |
8 | Первые монеты разных государств | 1 | Беседа | 26.10 |
9 | Обобщение по теме «Что такое деньги и откуда они взялись.» | 1 | Разгадывание кроссвордов, решение задач | 9.11 |
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | ||||
10 | Устройство монеты. | 1 | Беседа | 16.11 |
11-12 | Изобретение бумажных денег | 2 | Экскурсия в музей | 23.11 30.11 |
13 | Защита монет от подделок. | 1 | Работа с монетами | 7.12 |
14 | Современные монеты. | 1 | Беседа | 14.12 |
15-16 | Способы защиты от подделок бумажных денег. | 2 | Работа с банкнотами | 21.12 28.12 |
17 | Обобщение по теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.» | 1 | Выполнение практических заданий | 11.01 |
Тема 3. Какие деньги были раньше в России. | ||||
18-19 | Древнерусские товарные деньги. | 2 | Беседа | 18.01 25.01 |
20-21 | Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». | 2 | Беседа | 1.02 8.02 |
22 | Первые русские монеты. | 1 | Беседа | 15.02 |
23 | Обобщение по теме «Какие деньги были раньше в России.» | 1 | Викторина по теме «Первые деньги в России» | 22.02 |
Тема 4. Современные деньги России и других стран. | ||||
24 | Современные деньги России. | 1 | Беседа | 1.03 |
25-26 | Современные деньги мира. | 2 | Беседа | 15.03 22.03 |
27-28 | Появление безналичных денег. | 2 | Беседа | 5.04 12.04 |
29 | Безналичные деньги как информация на банковских счетах | 1 | Беседа | 19.04 |
30 | Проведение безналичных расчётов. | 1 | Беседа | 26.04 |
31 | Функции банкоматов. | 1 | Беседа | 3.05 |
32 | Обобщение по теме «Современные деньги России и других стран.» | 1 | Разгадывание кроссвордов | 10.05 |
33-34 | Обобщающее повторение за курс 2 класса | 2 | Урок-игра | 17.05 24.05 |
3 класс Тема 5. Откуда в семье деньги. | ||||
1-2 | Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. | 2 | Беседа | 8.09 15.09 |
3-4 | Основной источник дохода современного человека | 2 | Беседа, составление схемы | 22.09 29.09 |
5 | Отчего зависит размер заработной платы. | 1 | Беседа | 6.10 |
6-7 | Пенсия. Стипендия. Пособие. | 2 | Беседа | 13.10 20.10 |
8-9 | Денежный займ. | 2 | Беседа | 27.10 10.11 |
10 | Мошенничество. | 1 | Беседа | 17.11 |
11-12 | Обобщение по теме«Откуда в семье деньги.» | 2 | Выполнение практических заданий | 24.11 1.12 |
Тема 6. На что тратятся деньги. | ||||
13 | Обмен денег на товары и услуги. | 1 | Беседа | 8.12 |
14 | Обязательные и необязательные расходы. | 1 | Беседа | 15.12 |
15 | Сбережения. | 1 | Беседа | 22.12 |
16 | Долги. | 1 | Беседа | 12.01 |
17-18 | Обобщение по теме «На что тратятся деньги.» | 2 | Выполнение практических заданий | 19.01 26.01 |
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. | ||||
19 | Бюджет – план доходов и расходов. | 1 | Беседа | 2.02 |
20 | Учёт доходов и расходов | 1 | Беседа | 9.02 |
21 | Сравниваем доходы и расходы. | 1 | Составление плана доходов и расходов и работа с ним | 16.02 |
22 | Способы экономии. | 1 | Беседа | 2.03 |
23-24 | Обобщение по теме «Как умно управлять своими деньгами.» | 2 | Выполнение практических заданий | 9.03 16.03 |
Тема 8. Как делать сбережения. | ||||
25-26 | Превышение доходов над расходами. Сбережения. | 2 | Беседа | 23.03 6.04 |
27-28 | Вложения в банк или ценные бумаги. | 2 | Беседа | 13.04 20.04 |
29-30 | Сравниваем разные виды сбережений. | 2 | Сравнительный анализ | 27.04 4.05 |
31-32 | Обобщение по теме «Как делать сбережения.» | 2 | Проведение игры | 11.05 18.05 |
33-34 | Обобщающее повторение за курс 3 класса | 2 | Выполнение практических заданий | 25.05 31.05 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fin_gram.docx | 59.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюговой.
Годовое количество часов на изучение курса составляет 34 часа, 1 час в неделю. В связи с фактическим количеством учебных дней и расписанием занятий на 2017-2018 уч. год программа реализуется в объёме 34 часов.
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
- развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
- развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Принцип построения программы:
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса внеурочной деятельности
№
п/п
Тема
Содержание
1
Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
2
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
3
Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
4
Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
5
Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.
Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
6
На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
7
Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
8
Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Формы организации внеурочной деятельности:
- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
- познавательные беседы;
- интеллектуальные конкурсы;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация;
- интеллектуальные игры;
- наблюдения;
- разработка проектов.
Виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность;
- социальное творчество.
Тематическое планирование
п/п
№ занятия в теме
Внеурочное занятие
(разделы, темы)
Дата
1 четверть – 9 ч.
Обмен и деньги.
- Что такое деньги и откуда они взялись (3 часа)
1
1
Появление обмена товаров. Первые деньги.
01.09
2
2
Монеты. Бумажные деньги.
08.09
3
3
Вопросы и задачки
15.09
- Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (4 часа)
4
1
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег.
22.09
5
2
Защита монет от подделок. Современные монеты.
29.09
6
3
Номинал банкнот. Защита от подделок
06.10
7
4
Вопросы и задачки
13.10
- Какие деньги были раньше в России (3 часа)
8
1
Древнерусские товарные деньги.
20.10
9
2
Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
27.10
2 четверть – 8 ч.
10
3
Вопросы и задачки
10.11
- Современные деньги России и других стран. (6 часов)
11
1
Современные деньги России.
17.11
12
2
Современные деньги мира.
24.11
13
3
Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на
банковских счетах.
01.12
14
4
Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
08.12
15
5
Викторина по теме «Деньги».
15.12
16
6
Проект по теме «Обмен и деньги»
22.12
Семейный бюджет.
- Откуда в семье деньги(5 часов)
17
1
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство.
29.12
3 четверть – 9 ч.
18
2
Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.
12.01
19
3
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество.
19.01
20
4
Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.
26.02
21
5
Вопросы и задачки.
02.02
- На что тратятся деньги. (6 часов)
22
1
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.
09.02
23
2
Счёт. Одежда. Обувь. Образование.
16.02
24
3
Современные деньги России и других стран.
02.03
25
4
Непредвиденные расходы. Сбережения.
16.03
26
5
Долги. Вредныепривычки. Хобби
23.03
4 четверть – 8 ч.
27
6
Вопросы и задачки
06.04
- Как умно управлять своими деньгами. (3 часа)
28
1
Бюджет – план доходов и расходов.
13.04
29
2
Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
20.04
30
3
Вопросы и задачки
27.05
- Как делать сбережения (4 часа)
31
1
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.
04.05
32
2
Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
11.05
33
3
Викторина по теме «Семейный бюджет».
18.05
34
4
Проект по теме «Семейный бюджет»
25.05
Плананируемые результаты освоения курса «финансовая грамотность».
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса
2 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
3 класс
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
4 класс
1. Что такое деньги и какими они бывают
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является за-
работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие
решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал.
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
2 класс Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. | ||||
1 | Что такое деньги | 1 | Беседа | 7.09 |
2-3 | Как появились деньги. Появление обмена товарами. | 2 | Беседа | 14.09 21.09 |
4 | Проблемы товарного обмена. | 1 | Беседа, выполнение практических заданий | 28.09 |
5 | Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. | 1 | Беседа | 5.10 |
6 | Свойства драгоценных металлов. | 1 | Беседа, наблюдение | 12.10 |
7 | Появление первых монет. | 1 | Беседа | 19.10 |
8 | Первые монеты разных государств | 1 | Беседа | 26.10 |
9 | Обобщение по теме «Что такое деньги и откуда они взялись.» | 1 | Разгадывание кроссвордов, решение задач | 9.11 |
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | ||||
10 | Устройство монеты. | 1 | Беседа | 16.11 |
11-12 | Изобретение бумажных денег | 2 | Экскурсия в музей | 23.11 30.11 |
13 | Защита монет от подделок. | 1 | Работа с монетами | 7.12 |
14 | Современные монеты. | 1 | Беседа | 14.12 |
15-16 | Способы защиты от подделок бумажных денег. | 2 | Работа с банкнотами | 21.12 28.12 |
17 | Обобщение по теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.» | 1 | Выполнение практических заданий | 11.01 |
Тема 3. Какие деньги были раньше в России. | ||||
18-19 | Древнерусские товарные деньги. | 2 | Беседа | 18.01 25.01 |
20-21 | Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». | 2 | Беседа | 1.02 8.02 |
22 | Первые русские монеты. | 1 | Беседа | 15.02 |
23 | Обобщение по теме «Какие деньги были раньше в России.» | 1 | Викторина по теме «Первые деньги в России» | 22.02 |
Тема 4. Современные деньги России и других стран. | ||||
24 | Современные деньги России. | 1 | Беседа | 1.03 |
25-26 | Современные деньги мира. | 2 | Беседа | 15.03 22.03 |
27-28 | Появление безналичных денег. | 2 | Беседа | 5.04 12.04 |
29 | Безналичные деньги как информация на банковских счетах | 1 | Беседа | 19.04 |
30 | Проведение безналичных расчётов. | 1 | Беседа | 26.04 |
31 | Функции банкоматов. | 1 | Беседа | 3.05 |
32 | Обобщение по теме «Современные деньги России и других стран.» | 1 | Разгадывание кроссвордов | 10.05 |
33-34 | Обобщающее повторение за курс 2 класса | 2 | Урок-игра | 17.05 24.05 |
3 класс Тема 5. Откуда в семье деньги.12ч | ||||
1-2 | Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. | 2 | Беседа | 8.09 15.09 |
3-4 | Основной источник дохода современного человека | 2 | Беседа, составление схемы | 22.09 29.09 |
5 | Отчего зависит размер заработной платы. | 1 | Беседа | 6.10 |
6-7 | Пенсия. Стипендия. Пособие. | 2 | Беседа | 13.10 20.10 |
8-9 | Денежный займ. | 2 | Беседа | 27.10 10.11 |
10 | Мошенничество. | 1 | Беседа | 17.11 |
11-12 | Обобщение по теме«Откуда в семье деньги.» | 2 | Выполнение практических заданий | 24.11 1.12 |
Тема 6. На что тратятся деньги.6ч | ||||
13 | Обмен денег на товары и услуги. | 1 | Беседа | 8.12 |
14 | Обязательные и необязательные расходы. | 1 | Беседа | 15.12 |
15 | Сбережения. | 1 | Беседа | 22.12 |
16 | Долги. | 1 | Беседа | 12.01 |
17-18 | Обобщение по теме «На что тратятся деньги.» | 2 | Выполнение практических заданий | 19.01 26.01 |
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.6ч | ||||
19 | Бюджет – план доходов и расходов. | 1 | Беседа | 2.02 |
20 | Учёт доходов и расходов | 1 | Беседа | 9.02 |
21 | Сравниваем доходы и расходы. | 1 | Составление плана доходов и расходов и работа с ним | 16.02 |
22 | Способы экономии. | 1 | Беседа | 2.03 |
23-24 | Обобщение по теме «Как умно управлять своими деньгами.» | 2 | Выполнение практических заданий | 9.03 16.03 |
Тема 8. Как делать сбережения.10ч | ||||
25-26 | Превышение доходов над расходами. Сбережения. | 2 | Беседа | 23.03 6.04 |
27-28 | Вложения в банк или ценные бумаги. | 2 | Беседа | 13.04 20.04 |
29-30 | Сравниваем разные виды сбережений. | 2 | Сравнительный анализ | 27.04 4.05 |
31-32 | Обобщение по теме «Как делать сбережения.» | 2 | Проведение игры | 11.05 18.05 |
33-34 | Обобщающее повторение за курс 3 класса | 2 | Выполнение практических заданий | 25.05 31.05 |
4 класс 1. Что такое деньги и какими они бывают | ||||
1-2 | Как появились деньги. | 2 | Беседа | 6.09 13.09 |
3 | Товарные деньги. | 1 | Беседа | 20.09 |
4 | Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. | 1 | Наблюдение | 27.09 |
5 | История монет. | 1 | Беседа | 4.10 |
6 | Представление творческих работ. | 1 | 11.10 | |
7 | Первые монеты на Руси. | 1 | Беседа | 18.10 |
8 | Устройство монет. | 1 | Работа с монетами | 25.10 |
9 | Бумажные деньги. | 1 | Экскурсия в музей | 8.11 |
10-11 | Защита бумажных денег от подделок. | 2 | Работа с банкнотами | 15.11 22.11 |
12 | Безналичные деньги. | 1 | Беседа | 29.11 |
13 | Принцип работы пластиковой карты. | 1 | Беседа | 6.12 |
14 | Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. | 1 | Проведение исследований | 13.12 |
15 | Представление результатов исследований. | 1 | 20.12 | |
16 | Валюты. | 1 | Беседа | 27.12 |
17 | Валютный курс. | 1 | Беседа | 17.01 |
18 | Резервная валюта. | 1 | Беседа | 24.01 |
19 | Проведение простых расчетов с использованием валютного курса. | 1 | Решение задач | 31.01 |
20 | Викторина по теме «Деньги». | 1 | Проведение викторины | 7.02 |
2. Из чего складываются доходы в семье. | ||||
21 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 | Беседа | 14.02 |
22 | Минимальный размер оплаты труда. | 1 | Беседа | 21.02 |
23 | Дополнительные доходы. | 1 | Беседа , составление схемы | 28.02 |
24-25 | Доходы нетрудоспособных лиц. | 2 | Беседа | 7.03 14.03 |
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. | ||||
26 | На что семьи тратят деньги. Расходы. | 1 | Беседа | 21.03 |
27-28 | Классификация расходов. | 2 | Беседа, составление таблиц | 4.04 11.04 |
29-30 | Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. | 2 | Беседа | 18.04 25.04 |
31 | Составление собственного плана расходов. | 1 | Практическая работа | 2.05 |
4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | ||||
32 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | Беседа | 16.05 |
33 | Итоговая работа | 1 | Выполнение практических заданий | 23.05 |
34 | Обзорный урок. Рефлексия | 1 | Беседа | 30.05 |
Методическая литература и средства обучения:
1.Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
5.Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Лист внесения изменений
Дата изменения | №п/п | Содержание | Основание (приказ №) | Подпись лица, внесшего запись |
20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс...
Программа по внеурочной деятельности, 1 класс, "Финансовая грамотность".
Направление: социально-культурное....
"Как сделать так, чтобы всегда хватало денег" 1 класс (финансовая грамотность)
Разработка представляет собой авторский конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности для 1 класса по теме "Как сделать так, чтобы всегда хватало денег" с приложением (образец разда...
1 класс Финансовая грамотность
конспект...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе "Финансовая грамотность"
Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в области управления личными финансами ...
Конспект урока по математике 2 класс "Финансовая грамотность"
Конспект урока по математике 2 класс "Финансовая грамотность"...
Конспект урока Тема: сложение и вычитание в пределах десяти. 1 класс (финансовая грамотность)
Цель: создать условия для формирования финансовой грамотности через закрепление изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 10, сравнение чисел первого десятка, решение задач. Задачи: - закрепи...