Технологическая карта урока_русский язык_3класс_антонимы_сингапурские технологии
методическая разработка (3 класс)

Бутусова Валентина Владимировна

Технологическая карта урока с применением обучающих структур сингапурской методики.
Тема: "Антонимы", русский язык, 3 класс.
УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл technologicheskaya_karta_rus_antonimy_3class.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Карта урока

Предмет: русский язык

Тема: Антонимы

Дата 09.11.2018 № ОУ 32  Класс 3 «А»

Учитель: Бутусова Валентина Владимировна

Цель урока:

Создать условия для формирования представления у учащихся об антонимах и научить находить их в тексте, развитие умения подбирать антонимы.

Задачи урока ( планируемые результаты):
-на примере текстов пословиц, стихотворений формировать умение учащихся находить антонимы;
-формировать понимание смысла антонимов, их значения в речи;
-формировать  представление о том, что антонимы в каждой паре относятся к одной и той же части речи;
-формировать представление о том, что у разных значений многозначного слова могут быть разные антонимы.

Время

(хронометраж)

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

8-10 мин

  1. Актуализация знаний

На столе приготовлены карточки (большой, огромный, гигантский, крошечный)

Выберите лишнее. №1 встают и объясняют. Как называются слова в группе? Синонимы – одна часть речи, описывают одно и то же свойство предмета) Как называются слова в паре «большой -крошечный?» (не знаем)
Откройте содержание и определите тему урока.
Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (для этого на столах готовы карточки со словами: называть, определять, приводить примеры, находить, объяснять, выделять, давать определение) – ромашка Блума, каждый ставит для себя цель, либо групповую цель;
предполагаемые ответы: «Узнать, что такое антонимы; узнать побольше об антонимах; научиться находить их в тексте; научиться самостоятельно составлять антонимы)

(Откройте учебник на нужной странице)
А как мы эту цель будем достигать? Какие действия будем выполнять?
(будем работать с учебником, выполнять упражнения, работать с пословицами, будем наблюдать, сравнивать и делать выводы об антонимах)

приготовим тетради к уроку.
(запись даты)
Работам с соседом по плечу: тот ,кто из вас в паре под буквой А объясняет соседу под буквой Б орфограммы в написании числа и месяца, а потом тот, кто из вас под буквой Б – объясняет орфограммы в словосочетании «классная работа»

  1. Задает вопрос, опираясь на уже полученные учащимися знания в разделе «лексика».

Задает вопросы, подводит к восприятию материала по новой теме.

Осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы

Побуждает учащихся к постановке цели и задач урока.
Дает задание найти тему в учебнике в разделе «Содержание»

Организует парную работу по объяснению орфограмм в написании даты.

Вспоминают полученные ранее знания о синонимах; высказывают предположение, могут ли слова иметь свою пару, но противоположную по значению. Опираясь на свой опыт, знания, полученные из курса внеурочной деятельности по русскому языку, вспоминают, что уже встречались с антонимами в пословицах и поговорках.
Высказывают предположение по формулировке темы урока. Находят данную тему в содержании.
Ставят цель и задачи урока. Работают с разделом «Содержание», находят тему урока. В парной работе объясняют орфограммы друг другу.

Познавательные УУД (обращение к ранее полученным знаниям; коммуникативные: умение высказывать предположение;
познавательные: обобщение – формулировка предполагаемой темы;
регулятивные – постановка цели и определение задач урока).
Предметные: используя ранее полученные знания, объясняют орфограммы в написании даты.
Коммуникативные: умение слушать друг друга, объяснять свой выбор.

Ученики учатся основам прогнозирования как предвидения будущих процессов.

20 минут

  1. Изучение нового материала
  1. Прием «Руководство предположением».

На столах у каждого таблица с графами «До» «утверждение» «после»
Ребята, вы видите у каждого из вас есть таблица. В центре вы видите различные утверждения – предположения. Они могут быть как верными, так и не верными, заполните сейчас только ПЕРВУЮ, ЛЕВУЮ колонку, которая называется «ДО».Все её нашли? Если вы с утверждением не согласны – ставите в колонке «ДО» минус, если согласны – ставите плюс. Время на выполнение задания -30 секунд. Начали.
После выполнения
-отложите таблицы в сторону. Открываем учебники на странице нашей темы.

Сейчас пусть каждый прочитает определение самостоятельно. Покажите готовность. Все ли слова понятны?
Тогда задание для каждой команды. Возьмите теперь листочки под номером «2». Вы видите, там такое определение напечатано? Но в нем подчеркнуты слова и приведены другие примеры. Задание такое: нужно всей командой это определение движениями и жестами показать!
Тот, кто из вас под номером 4 будет определение читать. А всем остальным участникам группы нужно договориться, КАКИМ ЖЕСТОМ или ДВИЖЕНИЕМ вы будете показывать ПОДЧЕРНУТЫЕ слова. Задание понятно?
Время – 1 минута. Начали.

(«Антонимы –слова одной и той же части речи с противоположным значением.
гр.1 пример
большой- маленкий
гр.2
далеко-близко

Гр. 3 – добрый-злой

Гр.4 – холодный-горячий

Гр.5 – день-ночь)

Отличная работа!
Итак, когда мы ставили задачи урока, вы говорили, что будем учиться находить антонимы в текстах, будем работать с пословицами и стихотворениями, правильно? Найдите упражнения с пословицами и стихотворениями.
Бегло прочитайте задания к этим упражнениям. Какой смысл всех этих заданий?
(научиться находить антонимы)
Тогда группа 1 выполняет упражнение 82
Группа2 выполняет упражнение83

Группа 3 выполняет задание 84
Для группы 4 – упражнение 86
для группы 5 – упражнение 85.
Все упражнения выполняем с помощью приема «все пишут по кругу». То есть, задания у всех почти одинаковые: найти и выписать пары антонимов. Сначала найдите эти пары в каждой пословице или в предложениях стихотворения. Первую пару записываем у себя в тетради, затем, меняясь в направлении стрелки, пересаживаетесь, чтобы записать следующую пару, но в тетради у соседа. Пишем аккуратно. Никто никого не торопит, каждая группа работает в своем темпе, но время на выполнение задания – 8 минут.
Приступаем к проверке.
Во время проверки каждая группа по очереди, начиная с номера 1 зачитывает свою пару антонимов, остальные группы слушают, если согласны – рука вверх, не согласны – ОДИН хлопок.

Отличная работа.

Ребята, а как вы думаете, у каждого слова есть свой один антоним? А как вы думаете, может быть несколько антонимов у одного и того же слова?

Давайте прочитаем, как решили эту задачу Маша и Миша.

Номера 2 в группах читают Задание и текст упражнения 87!

Кто согласен с Машей? А кто – с Мишей? Я вижу, что многие два раза руку подняли? Кто с обоими ребятами согласен? А кто может объяснить свой выбор?

К какому слову подбирали антонимы Маша и Миша?
(к слову «легкий»)
А какая книга нам поможет познакомиться со всеми значениями этого слова?
(Толковый словарь)
Найдите, пожалуйста, в толковом словаре это слово. В группах читаем значение слова, начиная с номера 1.
В каком значении

использует слово легкий Маша. Поднимите руку те номера, которые читали определение под этим номером (определение под №1). А в каком значении употреблял это слово Миша? Поднимите руку те номера, которые читали это определение (определение №3)
Молодцы!

Что же получается, значит у этого слова много антонимов?
Давайте проверим, как это объясняется на плакате Летучей Мыши и правильный ли вывод вы сделали?
(стр.100)

Организует самостоятельную работу с таблицей №1. «До/после» для дальнейшей самооценки учащихся. Объясняет смысл задания.

Организует работу с учебником, с определением, используя прием «мимика и жесты», объясняет задание.
Создает условия для лучшего восприятия и понимания нового учебного материала, вовлекая учащихся в игру.

Возвращает учащихся к поставленных задачам, напоминает о цели урока.
Организует работу с учебником, акцентирует внимание учащихся на заданиях, предлагаемых в учебнике по данной теме. Подводит учащихся к выводу, что смысл задания схож. Распределяет нагрузку между группами: каждой группе достается свое задание, но способ выполнения одинаков. Объясняет способ выполнения упражнения. Напоминает о качествах, которые необходимы для выполнения задания.

Побуждает к осуществлению взаимопроверки.
Вовлекает класс в совместную работу.

Обращаясь к упражнению №87 из учебника, ставит проблемный вопрос «Может ли быть у одного слова несколько антонимов?» Организует обсуждение проблемы с помощью учебника, обращаясь к ответам героев интриги – Маши и Миши. Просит обосновать свою точку зрения высказавшихся учащихся.

Заполняют таблицу №1, ставя предположения «внутри себя», соглашаясь или не соглашаясь с высказываниями из таблицы.

Читают определение в учебники; принимают учебную задачу, договариваются в группах о выполнении задания.

Вспоминают о цели и задачах урока.
Читают задания к упражнениям в учебники, делают вывод, что смысл заданий одинаков, но различные тексты. Принимают учебную задачу, поставленную учителем, в группах выполняют задание, распределяя роли, согласно приему работы с упражнением и заданию в учебнике.

Каждая группа представляет результат работы. Каждый ученик по очереди читает свои пары антонимов, которые ему удалось найти и выписать из текста упражнения. Остальные группы слушают и подают сигналы: в случае согласия – поднятая рука вверх, в случае несогласия – один хлопок. Объясняют, корректируют, дополняют ответы друг другу, если это необходимо.

Высказывают предположение, обсуждают проблемную ситуацию из упр.87.
Сравнивают свои выводы и предположения с плакатом Летучей Мыши н стр.100 учебника.

УУД: регулятивные:
ученик научится основам саморегуляции в учебной деятельности в форме осознанного управления своей деятельностью, направленной на достижение цели.

Коммуникативные: умение договориться, прийти к согласию в группах, выполняя задание учителя, работая с определением нового понятия.

Регулятивные: удержание цели и задач урока;
определение цели каждого упражнения в учебнике;
коммуникативные: учиться подстраиваться под общий темп работы группы, уметь оказывать поддержку друг другу по ходу выполнения задания
регулятивные: постоянно в ходе задания осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. (сама форма работы –все пишут по кругу в тетради партнера – предполагает повышенное чувство ответственности за написанное, повышенную внимательность и аккуратность при выполнении задания)

Коммуникативные: учатся слушать друг друга, оценивать ответы.
Личностные: принятие чужой точки зрения, чужой верной формулировки, учиться дополнять, корректировать ответы одноклассников вежливо. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Познавательные: отличать верное высказывание от неверного, аргументировать свой ответ, используя полученные знания на уроке.

Регулятивные УУД: учатся основам прогнозирования как предвидения будущих действий и событий
коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения.

10-12 минут

Итог урока

Вернемся к цели урока. Какова была наша цель?
Заполним «карту согласия». Номер один складывает лист А4 6 раз пополам и разворачивает, обводит центральный прямоугольник. Каждый нашел свое поле, пишем туда все, что вы знали и узнали об антонимах.
2 минуты. После этого каждый читает свои записи, если все партнеры, члены группы согласны, вы поднимаете палец вверх и тот, кто читал, записывает своё предложение в центральное поле. И так по кругу. Если высказывания повторяются, это очень хорошо, но два раза одно и то же записывать не надо.

У вас 5 минут.

Номера 4 от каждой группы выходят к сцене. Пожалуйста, расскажите, что вы выписали.
(по очереди зачитывают определения в центральном поле).

-Отличная работа!

Использует обучающую структуру «карта согласия», организует работу по обобщению изученного материала и систематизации знаний.

Учащиеся заполняют «карту согласия» формулируя определение понятия «антонимы», оперируя новыми знаниями.

Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать, отбирать различные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
умение выступать на публике, представляя результат совместной работы.

2-3 минуты

Рефлексия

Вернитесь к таблицам №1. Заполните, пожалуйста теперь поле «ПОСЛЕ» (это значит – после изучения темы). Поменялся ли ваш взгляд на эту тему? Или остался прежним?)

Возникли ли трудности?

Задание на выбор: для тренировки в выборе антонимов (в Т1 ПО №66, 67),

Для тех у кого не было трудностей составить рассказ 50 слов в котором используются 5 пар антонимов.

Организует рефлексивную деятельность учащихся, обращаясь к  таблице №1. Просит заполнить последний столбик таблицы, побуждая учащихся к внутренней самооценке и самоопределнию в рамках изученной темы.

Работают с таблицей №1, заполняют графу «после», сравнивая свои ответы до начала изучения темы с ответами в конце урока.

Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль, самостоятельно оценивать степень понимания материала, сравнение собственных ощущений до начала изучение темы и после окончания работы по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, с использованием новых образовательных технологий

Технологическая карта урока русского языка, с использованием новых образовательных технологий.Тема урока: Второстепенные члены предложения....

технологическая карта урока русского языка по технологии АМО

урок русского языка в 3 классе "«Знаки препинания в предложении с однородными членами»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Планета знаний" по сингапурской технологии.

Представляю урок русского языка в 4 классе, где использованы некоторые приемы сингапурской технологии образования....

Технологическая карта урока русского языка для 3 класса по теме: "Местоимение (личное) как часть речи" С использованием технологии критического мышления.

Технологическая карта урокаКласс 3Предмет русский языкПрограмма УМК «Школа России»Учитель Солодкая М.В.  МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»...

Технологическая карта урока русского технологии "Знакомство с шитьем. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями" (1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умений пришивать пуговицу с двумя и четырьмя сквозными отверстиями.Задачи урокаДидактические:1. Актуализи...