Программа коррекционной работы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа коррекционной работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
ГБОУ Школы № 1739
учитель Бочкарева О. П.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у школьников 1 класса.
Занятия с детьми проходят во время урока (дифференцированное обучение), на дополнительных занятиях и в группе продленного дня.
Основные задачи коррекционного обучения:
Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
Развитие коммуникативно-познавательных процессов речевых способностей, успешности в общении.
Список детей с ФФНР и ФНР:
Мария - ФНР
Кирилл- ФФНР
Павел- ФФНР
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
У детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При этом у детей нормальный слух и интеллект.
У детей отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова вторичное .
Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'- Павел, Кирилл
Вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш, вместо с — с', вместо ч — т' и т. п. – Мария.
Искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком, отмечается у всех детей. Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
Затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.
Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих - - свистящих — аффрикат и т. п.);
Перспективный план коррекционной работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Неделя | № занятия | Тема занятия | Задачи | Развитие психологической базы речи |
Сентябрь | ||||
I II | Фронтальное обследование | |||
| Формирование операций фонематического восприятия | |||
III | 1 | Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные - согласные звуки | Осознание детьми фонемной структуры слова на слух | Развитие пространственных представлений (правая и левая части тела). Развитие логического мышления |
| 2 | Определение позиции звука | Формирование понятия о том, что слово представляет линейную последовательность фонем. Представление о первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове |
|
IV | 3 | Звуковой состав слова. Гласные звуки и буквы | Характеристика гласных. Дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова | Развитие временных представлений |
| 4 |
| Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Работа над ударением в словах с выделенными гласными | Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса |
Октябрь | ||||
I | 5 | Звуковой состав слова. Дифференциация гласных А - О | Развитие внимания | |
| 6 | Дифференциация гласных О - У | Развитие зрительной памяти | |
II | 7 | Дифференциация гласных Ы - И | Развитие слуховой памяти | |
| 8 | Дифференциация гласных Е - Ю | Развитие пространственных представлений (ориентировки в окружающем пространстве) | |
III | 9 | Дифференциация гласных Е - Я | Формирование операций сравнения | |
| 10 | Звуковой состав слова. | Характеристика согласных. Выделение согласных из начала, конца, середины слова | Развитие наблюдательности |
IV | 11 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами А - Я | Развитие мышления |
| 12 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами О - Ё | Развитие временных представлений |
Ноябрь | ||||
I | Каникулы | |||
II | 13 | Звуковой состав слова. | Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами У - Ю | Развитие слухового внимания |
| 14 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Ы - И | Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) |
III | 15 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э - Е |
|
| 16 | Дифференциация согласных П - Б |
| |
IV | 17 | Дифференциация согласных Т - Д | Развитие зрительной памяти | |
| 18 | Дифференциация согласных В - Ф |
| |
Декабрь | ||||
I | 19 | Дифференциация согласных К - Г | Развитие пространственных представлений | |
| 20 | Дифференциация согласных С - 3 |
| |
II | 21 | Дифференциация согласных Ш - Ж | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве) | |
| 22 | Дифференциация согласных Ш - С |
| |
III | 23 | Дифференциация согласных Ч - Ш |
| |
| 24 | Дифференциация согласных Ч - ТЬ |
| |
IV | 25 | Дифференциация согласных Ч - Щ |
| |
| 26 | Дифференциация согласных Щ - СЬ |
| |
Январь | ||||
I II |
| Каникулы |
| |
III | 27 | Дифференциация согласных Ц - С | Развитие временных представлений | |
| 28 | Дифференциация согласных Ц - Т |
| |
IV | 29 | Дифференциация согласных Ц - Ч |
| |
| 30 | Дифференциация согласных Р - Л |
| |
Февраль | ||||
I | 31 | Дифференциация согласных М - Н |
|
|
Формирование звуко-буквенного анализа | ||||
| 32 | Алфавит | Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв | Развитие пространственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса |
II | 33 |
| Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв |
|
| 34 |
| Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв |
|
III | 35 | Запись слова | Закрепление умения записывать слово моделями, графическими знаками | Развитие внимания |
| 36 |
|
|
|
IV | 37 | Правила правописания | Практическое усвоение узловых правил правописания. Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличках животных и т.д | Формирование буквенного гнозиса |
| 38 |
| Правописание сочетаний ЖИ - ЩИ |
|
Март | ||||
I | 39 | Правила правописания | Правописание сочетаний ЧА - ЩА |
|
| 40 |
| Правописание сочетаний ЧН - ЧК |
|
II | 41 |
| Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ |
|
| 42 |
| Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов |
|
Формирование операций лексика -синтаксического анализа предложений | ||||
III | 43 | Предложение | Формирование представления о том, что предложение является линейной последовательностью слов, о первом слове предложения | Формирование буквенного гнозиса |
| 44 |
| Формирование представления о законах предложения | Развитие временных представлений |
IV | 45 |
| Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу, концу | Формирование зрительного гнозиса |
| 46 |
| Формирование умений определять количество слов в предложении |
|
Апрель | ||||
I | Каникулы | |||
Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического | ||||
II | 47 | Предложение | Развитие анализа структуры предложения | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве) |
| 48 | Слоговой анализ и синтез | Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова |
|
III | 49 | Фонематический анализ и синтез | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Выделение первого и последнего звука из слова |
|
| 50 |
| Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) |
|
IV | 51 |
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем |
|
| 52 | Закрепление |
|
|
Май | ||||
I | 53 | Дифференциация твердых и мягких согласных | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | Формирование буквенного гнозиса |
| 54 | Два способа обозначения мягкости согласных | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
|
II | 55 |
| Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И | Развитие временных представлений |
| 56 | Разделительный мягкий знак | Дать детям представление о разделительном мягком знаке |
|
III | Фронтальное обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы
Коррекционная программа...
Программа коррекционной работы ФГОС
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...
Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...
Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.
Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...
Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования
Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"
Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...