Программа коррекционной работы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа коррекционной работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
ГБОУ Школы № 1739
учитель Бочкарева О. П.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у школьников 1 класса.
Занятия с детьми проходят во время урока (дифференцированное обучение), на дополнительных занятиях и в группе продленного дня.
Основные задачи коррекционного обучения:
Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
Развитие коммуникативно-познавательных процессов речевых способностей, успешности в общении.
Список детей с ФФНР и ФНР:
Мария - ФНР
Кирилл- ФФНР
Павел- ФФНР
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
У детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При этом у детей нормальный слух и интеллект.
У детей отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова вторичное .
Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'- Павел, Кирилл
Вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш, вместо с — с', вместо ч — т' и т. п. – Мария.
Искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком, отмечается у всех детей. Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
Затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.
Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих - - свистящих — аффрикат и т. п.);
Перспективный план коррекционной работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Неделя | № занятия | Тема занятия | Задачи | Развитие психологической базы речи |
Сентябрь | ||||
I II | Фронтальное обследование | |||
| Формирование операций фонематического восприятия | |||
III | 1 | Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные - согласные звуки | Осознание детьми фонемной структуры слова на слух | Развитие пространственных представлений (правая и левая части тела). Развитие логического мышления |
| 2 | Определение позиции звука | Формирование понятия о том, что слово представляет линейную последовательность фонем. Представление о первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове |
|
IV | 3 | Звуковой состав слова. Гласные звуки и буквы | Характеристика гласных. Дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова | Развитие временных представлений |
| 4 |
| Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Работа над ударением в словах с выделенными гласными | Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса |
Октябрь | ||||
I | 5 | Звуковой состав слова. Дифференциация гласных А - О | Развитие внимания | |
| 6 | Дифференциация гласных О - У | Развитие зрительной памяти | |
II | 7 | Дифференциация гласных Ы - И | Развитие слуховой памяти | |
| 8 | Дифференциация гласных Е - Ю | Развитие пространственных представлений (ориентировки в окружающем пространстве) | |
III | 9 | Дифференциация гласных Е - Я | Формирование операций сравнения | |
| 10 | Звуковой состав слова. | Характеристика согласных. Выделение согласных из начала, конца, середины слова | Развитие наблюдательности |
IV | 11 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами А - Я | Развитие мышления |
| 12 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами О - Ё | Развитие временных представлений |
Ноябрь | ||||
I | Каникулы | |||
II | 13 | Звуковой состав слова. | Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами У - Ю | Развитие слухового внимания |
| 14 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Ы - И | Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) |
III | 15 |
| Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э - Е |
|
| 16 | Дифференциация согласных П - Б |
| |
IV | 17 | Дифференциация согласных Т - Д | Развитие зрительной памяти | |
| 18 | Дифференциация согласных В - Ф |
| |
Декабрь | ||||
I | 19 | Дифференциация согласных К - Г | Развитие пространственных представлений | |
| 20 | Дифференциация согласных С - 3 |
| |
II | 21 | Дифференциация согласных Ш - Ж | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве) | |
| 22 | Дифференциация согласных Ш - С |
| |
III | 23 | Дифференциация согласных Ч - Ш |
| |
| 24 | Дифференциация согласных Ч - ТЬ |
| |
IV | 25 | Дифференциация согласных Ч - Щ |
| |
| 26 | Дифференциация согласных Щ - СЬ |
| |
Январь | ||||
I II |
| Каникулы |
| |
III | 27 | Дифференциация согласных Ц - С | Развитие временных представлений | |
| 28 | Дифференциация согласных Ц - Т |
| |
IV | 29 | Дифференциация согласных Ц - Ч |
| |
| 30 | Дифференциация согласных Р - Л |
| |
Февраль | ||||
I | 31 | Дифференциация согласных М - Н |
|
|
Формирование звуко-буквенного анализа | ||||
| 32 | Алфавит | Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв | Развитие пространственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса |
II | 33 |
| Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв |
|
| 34 |
| Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв |
|
III | 35 | Запись слова | Закрепление умения записывать слово моделями, графическими знаками | Развитие внимания |
| 36 |
|
|
|
IV | 37 | Правила правописания | Практическое усвоение узловых правил правописания. Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличках животных и т.д | Формирование буквенного гнозиса |
| 38 |
| Правописание сочетаний ЖИ - ЩИ |
|
Март | ||||
I | 39 | Правила правописания | Правописание сочетаний ЧА - ЩА |
|
| 40 |
| Правописание сочетаний ЧН - ЧК |
|
II | 41 |
| Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ |
|
| 42 |
| Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов |
|
Формирование операций лексика -синтаксического анализа предложений | ||||
III | 43 | Предложение | Формирование представления о том, что предложение является линейной последовательностью слов, о первом слове предложения | Формирование буквенного гнозиса |
| 44 |
| Формирование представления о законах предложения | Развитие временных представлений |
IV | 45 |
| Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу, концу | Формирование зрительного гнозиса |
| 46 |
| Формирование умений определять количество слов в предложении |
|
Апрель | ||||
I | Каникулы | |||
Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического | ||||
II | 47 | Предложение | Развитие анализа структуры предложения | Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве) |
| 48 | Слоговой анализ и синтез | Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова |
|
III | 49 | Фонематический анализ и синтез | Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Выделение первого и последнего звука из слова |
|
| 50 |
| Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове) |
|
IV | 51 |
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем |
|
| 52 | Закрепление |
|
|
Май | ||||
I | 53 | Дифференциация твердых и мягких согласных | Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) | Формирование буквенного гнозиса |
| 54 | Два способа обозначения мягкости согласных | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
|
II | 55 |
| Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И | Развитие временных представлений |
| 56 | Разделительный мягкий знак | Дать детям представление о разделительном мягком знаке |
|
III | Фронтальное обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы
Коррекционная программа...
Программа коррекционной работы ФГОС
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/04/picture-462411-1404441946.jpg)
Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/13/picture-405942-1689258212.jpg)
Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.
Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...
Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования
Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/04/picture-731589-1628074854.jpg)
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"
Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...