"СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1 класс)
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_situatsii_uspeha.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
В педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, необходимо создать «ситуацию успеха».
- Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.
- Успех – это общественное признание, одобрение.
- Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.
(Малый толковый словарь)
Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики. Такая диагностика позволяет осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.
2.Формирование социально-психологической атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)
К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.
Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.
При конструировании ситуации успеха необходимо:
- определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;
- найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;
- ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;
- способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;
- «обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим некоторые успешные действия;
- оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;
- при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а не критиковать исполнение;
- познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
- использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;
- влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;
- помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;
- побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
- стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
- поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;
- способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
1. Похвала
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. Анонсирование
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
3. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Приведу несколько примеров:
Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным:
- Нарисовать рисунок по теме «А ты поступи по другому…»
- Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».
- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
- Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.
- Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.
… после урока русского языка:
1) Упр. 314. Дописать два предложения, придумать их концовку.
Упр. 315. Составить поздравление с Новым годом.
Упр. 317. Составить рассказ «Готовлюсь к Новому году».
2) Упр. 292 т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.
Упр. 295 – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2 уровень.
Найди верное утверждение.
- Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.
- Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.
- Запиши число, соответствующее характеристике
Ситуация выбора при закрепление изученного:
Посмотрите внимательно на задания: подумайте - кто бы, мог справиться с 1?,2? 3?
3 человека индивидуально (доска) «Найдите лишнее слово»
№ 1. Желток, железо, желтый
Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.
№ 2. Седой, сидение, седина
Холод, морозный, холодный – 2 уровень
№ 3. Веселый, радость, веселье
Столбик, пень, пенек – 1 уровень
В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла. Игра помогает подготовить ребенка к учению.
Таким образом, постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности» и, конечно, использование современных технологий обу Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. Его характер, содержание, методы и формы организаций во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для целенаправленного формирования личности, развития его физических и интеллектуальных способностей, воспитания нравственно-волевых качеств. Начальный период обучения должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Я под Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...