Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
статья по теме

Миронова Елена Александровна

 

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие эмоциональной сферы и жизни человека, снижается психическое напряжение.

            Так что же такое игра?

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_.zip196.19 КБ

Предварительный просмотр:

Миронова  Е. А. учитель начальных классов МОУ  СОШ №47

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

        Основа жизнедеятельности детей младшего школьного возраста и древнейшее воспитательное средство – игра. В современных концепциях развития начальной школы (В. В. Давыдов, А. М. Пышкало и др.) указывается на усиление роли игрового фактора в жизнедеятельности младшего школьника. И хотя принято считать, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, однако, в исследованиях Л. С. Выготского, В. И. Жуковой, Т. С. Конниковой и других учёных отмечается, что в условиях школьного обучения игра не только не исчезает, а продолжает жить, развиваться и оказывает влияние на различные виды деятельности: учение, труд, эстетическую и физическую деятельность и т.д.

        В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие эмоциональной сферы и жизни человека, снижается психическое напряжение.

        Так что же такое игра?

  • игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности;
  • игры детей есть свободная , естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается , изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения;
  • игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - первая ступень деятельности ребенка - дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся;
  • игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра - специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются и развиваются потому, что играют;
  • игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.

Особенно привлекательными являются для детей групповые игры с элементами соревнования. Например, игра «Смекай, считай, отгадывай» проводятся на уроке в виде соревнования двух и более команд. Каждой команде необходимо выбрать капитана и придумать название команды. Кто быстрее всех умеет думать, правильно считать, кто будет самым догадливым – тот заработает больше всех жетонов – выиграет приз. По этому же принципу можно проводить мини – КВНы по предметам. Важно, чтобы ни одна из команд не осталась без приза. Такие игры основываются, как правило, на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения устной речи, но и способствует мотивации к овладению знаниями, учат объективно оценивать себя, разнообразит урок.

Как показывает практика, организация групповой работы связана с процедурой разделения детей на группы, команды, с организацией работы групп, подведением итогов игры (презентации) и методикой оценки групповой работы.

Временные группы целесообразно создавать с учётом таких критериев, как уровень обученности, интересы учащихся, коммуникабельность, инициативность, уровень эмоциональности.

Состав группы или команды может периодически меняться. Само разделение на группы можно провести в игровой форме, используя считалки, рифмовки, специальные задания и т.д.

Для активизации работы всех участников команды вводится роль капитана или координатора, который после коллективной работы над заданием предлагает членам группы по очереди отвечать на поставленный вопрос. Он распределяет роль каждого в группе.

При подведении итогов все участники команды, независимо от личного вклада каждого, получают одинаковые оценки. Важную роль играют и оценочные суждения учителя. Например, с большим воодушевлением у детей проходят  игры – путешествия по различным станциям.

Ещё одной эффективной формой группового общения для начального этапа является ролевая игра. В этих играх происходит переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных гуманных качеств и привычек.

Их называют играми без правил, играми - драматизациями, стихийными, подражательными, самодеятельными и т.д. Ролевая игра - форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе. Они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Ролевая игра воссоздает социальные отношения «на вере» в новой материальной, доступной ребенку форме. В этом и заключается ее основная функция и значение для развития личности. Дети всегда играют «во что-то», в «кого-то», в человеческий уклад, быт, труд, конфликтность, героизм, трагедии. Сюжеты ролевых игр школьников построены на узнаваемой фабуле: сказке, мультфильме, детской книге, окружающем семейном быте, профессиях родителей и т.п.

Дети играют в профессиональные, социальные отношения людей, в подвиги и приключения.

Смена ролей в игре есть смена мотивов. Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают дети в играх:

  • роль конкретного взрослого, известного деятеля, героя фильма, книги;
  • роли - профессии обобщенного типа ( врач, учитель и т.д.);
  • роли детей - популярных героев книги, фильмов, телепередач;
  • этнографические роли ( дикари, поморы и др.);
  • семейные роли ( отец, мать, сын и т.д.);
  • роли сказочного, карнавального характера ( Нептун, Дед-Мороз, пират и др.)
  • роли животных ( собака, лев, кошка и т.д.);

-        роли другого пола ( мальчики играют роли девочек и наоборот). Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепляться в различных жизненных позициях, «очеловечиваться». Содержание игрового процесса - реальные действия, реальные операции деятельности, реальные образы воплощения ее, но в воображаемой ситуации.

Ролевые игры будучи основой и источником различных творческих актов, развивают продуктивное воображение детей, помогают накоплению их эстетического потенциала. В этом направлении игра ролевая - это своеобразная школа воспитания свободного, незаинтересованно - бескорыстного отношения ребенка к миру, которое в свою очередь оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира.

В условиях таких игр формируется внутренний мотив говорения. В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется желанием ребёнка принять участие в общении, в игровом действии. Например, тему по математике «Признаки делимости на 2, 5, (10)» можно провести 20, 30 числа месяца – как «Праздник числа». Или мы можем на уроке быть в роли исследователя, врача, учителя, космонавта и т. д. Вот примерные задания к игре – путешествию, посвящённому Дню Космонавтики.

День Космонавтики

Весной наша страна отмечает ещё один праздник - День космонавтики!12 апреля 1961 года впервые в космосе побывал человек – Юрий Алексеевич Гагарин.

Спутники.

Идёт по дороге путник. Мне с ним по пути. Мы — спутники.

Летит в космосе планета Земля. Рядом планета Луна. Луна — спутник Земли. Запустили мы в космос корабли. Летят рядом Земля и корабли. Корабли — спутники Земли.

Доброго им пути!

        

Детям предлагаются данные задания в виде маршрутного листа. Они - экипажи разных космических кораблей. Чей корабль долетит быстрее до финиша и по пути не сделает ошибок на этапах – тот экипаж – победитель.

В подобных ролевых играх школьники искренне переживают свою роль, так как детям свойственна способность перевоплощаться в изображаемый образ: врача, гостеприимной хозяйки, медведя, зайца и т. д. Особенное удовольствие такое перевоплощение доставляет младшим школьникам.

Эти многообразные переживания в процессе игры, связанные с выполнением роли, психологи считают основной причиной, побуждающей детей играть. Интенсивное же общение учащихся в игре развивает у них коммуникативные способности, вызывает мыслительную и речевую активность.

В отличие от диалога, который обучает тому, как сказать, работа в группе отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. В центре внимания оказывается содержание беседы.

Групповое общение (особенно в игровой форме) дает возможность неуверенным в себе учащимся преодолевать психологический барьер, не бояться ошибок. Ученики-лидеры помогают слабым учащимся, а учитель управляет процессом общения, вносит необходимые коррективы в работу.

Для развития речевых умений младших школьников можно использовать групповые игры, сгруппированные в соответствии с изучаемыми темами, либо на уроках обобщения.

Вашему вниманию предлагается урок литературного чтения по теме:

Тема. Русские  писатели  о  различных  периодах  весны.

         А.П.Чехов  «Весной»

                 К.Д.Ушинский «Утренние   лучи».

Цели: -обобщить  знания  детей о весне, как времени года, подчеркнуть                                функциональные отличия  различных периодов  весны   на                         примере   литературных произведений;

                  -развивать умение  анализа  художественного произведения с                         точки зрения  эмоционального восприятия    через    «своё я»;

                  -формирование навыка работы в  группах, создания  творческого                 характера   работы;

                  -развитие   умения  сочинительской деятельности, расширение                  словарного запаса   учащихся;

          -развитие литературоведческой  зоркости по составлению                           деформированных рассказов + написанию своих с опорой

            на заданные  слова;

          -воспитывать  чуткость, отзывчивость, умение  слушать и слышать                  других ,культуру общения, открытость восприятия и                                 высказывания своих мыслей;

Оборудование: рисунки и сочинения  детей; карточки для работы в                          группах, тексты  для  работы с произведениями, эпиграф - облачко.

Ход урока.

I .Орг.момент.

II.Вступительная  беседа. Работа с   выставкой  рисунков.

Учитель

Учащиеся

Ребята, в рамках   нашего проекта вы рисо-вали иллюстрации к различным произве-дениям. Какая  тема  их   объединяет?

Весна.

Какое  настроение  сегодня  вызывает у вас это слово? Выразите  это  отдельными сло-вами.

Выслушать ответы  детей, выбрать  что-то  общее в  ответах    и   обратить  внимание   на индивидуальные  высказывания.

А  все ли ваши рисунки передают  радостное  настроение?

Нет.

Почему?

Какой период  весны на них  изображён ?

Ранняя, середина весны, поздняя.

Разделим  ваши работы на группы.

Выберите  из отрывков стихотворений  на  доске  четверостишия, подходящие к каж-дой группе   рисунков. Обоснуйте  свой выбор

На доске  представлены  отрывки из стихотворений

Ещё капели не отпели,                                Ещё  в полях белеет снег,

Звенел ручей на мостовой,                                А воды уж весной шумят-

Когда из тёплых стран летели                        Бегут и будят сонный брег,

Скворцы весёлые домой.                                Бегут, и блещут, и гласят…

Ещё  Алёнка и Алёшка                                Они гласят во все концы:

От солнца щурились во сне,                         «Весна  идёт! Весна идёт!

Когда скворец над их окошком                        Мы молодой весны гонцы,

Запел вдруг  песню о весне                                Она нас выслала вперёд.»

                                                        Ф.Тютчев.

Он славил ясный день апреля,                        

Скворечню милую свою-                                Зима недаром злиться ,

Да так искусно сыпал трели,                        Прошла её пора-

Что не суметь и соловью!                                Весна в окно стучится

        Г.Ладонщиков.                        .        И гонит со двора.

                                                                                Ф.Тютчев.

Уж  тает снег, бегут ручьи,                                Ещё светло перед окном,

В окно повеяло весною…                                В разрыве облак солнце блещет,

Засвищут скоро соловьи,                                И воробей своим крылом,

И лес оденется листвою!                                В  песке купаяся, трепещет.

                                                                                            А.Фет. Чиста небесная  лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых  и бурь

Опять надолго миновала.

                А.Плещеев.

III.Сравнительный анализ произведений А.П.Чехова «Весной»  и К.Д.Ушинского

«Утренние лучи».

1.   А.П.Чехов   «Весной»

а)Первичное  восприятие текста.

Обратите внимание на первые строчки этих произведений.

Как вы думаете, в какой последова-тельности их лучше читать? Почему? Давайте  проверим наши предположения (чтение рассказа А.П.Чехова «Весной»).

Первым А. Чехов «Весной», т.к. там период ранней весны.

б)Проверка  первичного восприятия.

Какое настроение у   автора  вызывает эта картина весны? Обоснуйте свой ответ.

Грусть, хмурое настроение.

Какой  это период  весны? Подберите для доказательства своей правоты строчки из текста.

Два времени и зима, и весна.

Какие  объекты неживой и живой природы описывает автор? Как? Зачитайте соответствующие отрывки.

Земля, воздух, солнце, речка, деревья.

Какие развлечения весной у детей  описывает автор?

Залезть на голубятню, гнать воду, долбить лёд, пускать кораблики…

Какие виды развлечений  остались и по сей день?

Долбить лёд, пускать кораблики.

Почему автор, чтобы увидеть окрестности, предлагает залезть на колокольню или голубятню?

Это были самые высокие строения в русской  деревне.

Какое слово повторяет  автор в каждом предложении последнего  абзаца?

 О чём оно говорит?

Хорошо, это значит,  что зима уходит, идёт весна.

Какова, на ваш  взгляд, главная мысль   рассказа? Зачитайте предложение из произведения.

Последнее.

2.К.Д.Ушинский   «Утренние  лучи».

а) Первичное восприятие  текста (у детей текст напечатан  на листах, чтение  по абзацам).

б)Проверка первичного восприятия

Что это рассказ  или сказка?

Рассказ, сказка.

Какие фрагменты текста указывают на то, что это жизненная история?

Животные показаны в реальной жизненной ситуации.

Какой по  своему   настроению этот рассказ  на ваш взгляд?

Жизнерадостный.

Какие ласковые слова говорит автор? Зачитайте!

Солнышко, зайчик, окошечко, медок и т.д.

По вашему   сегодняшнему   настроению какое произведение вам близко?

Второй рассказ ближе, т.к. у нас радостное настроение.

Верно ли мы с вами предположили последовательность сезонных изменений, этапов весны в рассказах?

Да.

IV. Физминутка.

V.Работа в группах.

Мы с вами тоже учимся писать, сочинять, составлять стихи, рассказы, сказки, как настоящие мастера слова. Давайте потренируемся! Разделитесь  на группы  и получите задания.(дети заранее разделены на группы ).

Задания   для работы в группах:

I.Отгадать кроссворд.(облегчённое  задание для «слабых» учеников)

II.Восстановить стихотворение.

III.Составить рассказ, начинающийся со слов: «Согрело солнышко сосульку и……..».

IV.Подобрать синонимы.

V.Составить  текст(деформация).

(подробнее задания см. «Приложение»)

VI.Презентация  работ, выполненных детьми по группам.

VII.Итог урока.

Мы сегодня тоже были писателями-сказочниками и хотим  поделиться своим настроением с гостями и зачитать свои сказки.

VIII. Д\з.

Составить  рассказ на тему «Весна» для  конкурса «Читательских удовольствий»

в рамках нашего проекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания  для  работы в группах.

I.группа

1

    2

3

4

5

6

1.Растёт  вниз головой, не летом растёт, а зимой.

  Чуть солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.

2.Я сильней  десяти коней. Где в полях пройду весной-летом встанет хлеб стеной.

3.Висит сито, не руками свито.

4.Время года.

5.Красная  девушка по небу ходит.

6.Весной вырастают, а осенью опадают.

Ключевое слово:_______________________

Найти его объяснение в толковом словаре

1с      

о

с

у

л

ь

к

а

р

а

к

т

о

р

3п

а

у

т

и

н

а

е

с

н

а

о

л

н

ц

е

и

с

т

ь

я

II.Восстанови  стихотворный текст.

        Блестящие,_____________________                Слова  для справок:

        Хрустят, как ____________________                вопящие, звенящие, стонущие;

        ___________________         висящие                чипсы, леденцы, сухарики;

        _______________             -сорванцы.                под крышами, под ногами, под

        Блестящие, звенящие,                                тучами;

        Как солнышка _________________                сосульки, карамельки, букашки;

        …Отсюда                  начинаются                        ноги, ручки, лучи;

        __________                         ручьи.                        осенние, весенние, мокрые.  

                                         А. Ивечин.

III.1.Составьте рассказ, начинающийся со слов:

          Согрело  солнышко сосульку…………….

     2.Придумайте  название  рассказу.

Слова для справок:                холодными слезами, разноцветные капельки-огоньки,

                        зажурчали ручейки, радостные воробьи, всё засверкало,

                        весь мир осветила  радость.

                        __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV.Подберите  подходящие по смыслу  синонимы:

    1.Солнышко согрело -______________________________

    2.Капля радостная-    ______________________________

    3.Слёзы  холодные-________________________________

    4.Ручеёк солнечный-_______________________________

    5.Воробьи купаются -______________________________

    6.Огни радужные -________________________________

V.Составь   текст   из  разрозненных   частей.

                        Солнечная   капля.

        

В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость использования на уроках разных форм групповой работы, так как это позволяет активизировать учащихся всей группы и вовлечь их в речевое общение на изучаемом предмете, а также создать благоприятную морально-психологическую атмосферу в классе, располагающую к межличностному взаимодействию и заинтересованности в изучении предмета. Этому также способствует создание условий организации групповой работы, в частности, использование предметной и картинной наглядности, музыки и песен.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

      Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Я  под                   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....