Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
статья по теме
В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие эмоциональной сферы и жизни человека, снижается психическое напряжение.
Так что же такое игра?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_.zip | 196.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Миронова Е. А. учитель начальных классов МОУ СОШ №47
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Основа жизнедеятельности детей младшего школьного возраста и древнейшее воспитательное средство – игра. В современных концепциях развития начальной школы (В. В. Давыдов, А. М. Пышкало и др.) указывается на усиление роли игрового фактора в жизнедеятельности младшего школьника. И хотя принято считать, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, однако, в исследованиях Л. С. Выготского, В. И. Жуковой, Т. С. Конниковой и других учёных отмечается, что в условиях школьного обучения игра не только не исчезает, а продолжает жить, развиваться и оказывает влияние на различные виды деятельности: учение, труд, эстетическую и физическую деятельность и т.д.
В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие эмоциональной сферы и жизни человека, снижается психическое напряжение.
Так что же такое игра?
- игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности;
- игры детей есть свободная , естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается , изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения;
- игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - первая ступень деятельности ребенка - дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся;
- игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра - специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются и развиваются потому, что играют;
- игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.
Особенно привлекательными являются для детей групповые игры с элементами соревнования. Например, игра «Смекай, считай, отгадывай» проводятся на уроке в виде соревнования двух и более команд. Каждой команде необходимо выбрать капитана и придумать название команды. Кто быстрее всех умеет думать, правильно считать, кто будет самым догадливым – тот заработает больше всех жетонов – выиграет приз. По этому же принципу можно проводить мини – КВНы по предметам. Важно, чтобы ни одна из команд не осталась без приза. Такие игры основываются, как правило, на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения устной речи, но и способствует мотивации к овладению знаниями, учат объективно оценивать себя, разнообразит урок.
Как показывает практика, организация групповой работы связана с процедурой разделения детей на группы, команды, с организацией работы групп, подведением итогов игры (презентации) и методикой оценки групповой работы.
Временные группы целесообразно создавать с учётом таких критериев, как уровень обученности, интересы учащихся, коммуникабельность, инициативность, уровень эмоциональности.
Состав группы или команды может периодически меняться. Само разделение на группы можно провести в игровой форме, используя считалки, рифмовки, специальные задания и т.д.
Для активизации работы всех участников команды вводится роль капитана или координатора, который после коллективной работы над заданием предлагает членам группы по очереди отвечать на поставленный вопрос. Он распределяет роль каждого в группе.
При подведении итогов все участники команды, независимо от личного вклада каждого, получают одинаковые оценки. Важную роль играют и оценочные суждения учителя. Например, с большим воодушевлением у детей проходят игры – путешествия по различным станциям.
Ещё одной эффективной формой группового общения для начального этапа является ролевая игра. В этих играх происходит переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных гуманных качеств и привычек.
Их называют играми без правил, играми - драматизациями, стихийными, подражательными, самодеятельными и т.д. Ролевая игра - форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе. Они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Ролевая игра воссоздает социальные отношения «на вере» в новой материальной, доступной ребенку форме. В этом и заключается ее основная функция и значение для развития личности. Дети всегда играют «во что-то», в «кого-то», в человеческий уклад, быт, труд, конфликтность, героизм, трагедии. Сюжеты ролевых игр школьников построены на узнаваемой фабуле: сказке, мультфильме, детской книге, окружающем семейном быте, профессиях родителей и т.п.
Дети играют в профессиональные, социальные отношения людей, в подвиги и приключения.
Смена ролей в игре есть смена мотивов. Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают дети в играх:
- роль конкретного взрослого, известного деятеля, героя фильма, книги;
- роли - профессии обобщенного типа ( врач, учитель и т.д.);
- роли детей - популярных героев книги, фильмов, телепередач;
- этнографические роли ( дикари, поморы и др.);
- семейные роли ( отец, мать, сын и т.д.);
- роли сказочного, карнавального характера ( Нептун, Дед-Мороз, пират и др.)
- роли животных ( собака, лев, кошка и т.д.);
- роли другого пола ( мальчики играют роли девочек и наоборот). Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепляться в различных жизненных позициях, «очеловечиваться». Содержание игрового процесса - реальные действия, реальные операции деятельности, реальные образы воплощения ее, но в воображаемой ситуации.
Ролевые игры будучи основой и источником различных творческих актов, развивают продуктивное воображение детей, помогают накоплению их эстетического потенциала. В этом направлении игра ролевая - это своеобразная школа воспитания свободного, незаинтересованно - бескорыстного отношения ребенка к миру, которое в свою очередь оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира.
В условиях таких игр формируется внутренний мотив говорения. В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется желанием ребёнка принять участие в общении, в игровом действии. Например, тему по математике «Признаки делимости на 2, 5, (10)» можно провести 20, 30 числа месяца – как «Праздник числа». Или мы можем на уроке быть в роли исследователя, врача, учителя, космонавта и т. д. Вот примерные задания к игре – путешествию, посвящённому Дню Космонавтики.
День Космонавтики
Весной наша страна отмечает ещё один праздник - День космонавтики!12 апреля 1961 года впервые в космосе побывал человек – Юрий Алексеевич Гагарин.
Спутники.
Идёт по дороге путник. Мне с ним по пути. Мы — спутники.
Летит в космосе планета Земля. Рядом планета Луна. Луна — спутник Земли. Запустили мы в космос корабли. Летят рядом Земля и корабли. Корабли — спутники Земли.
Доброго им пути!
Детям предлагаются данные задания в виде маршрутного листа. Они - экипажи разных космических кораблей. Чей корабль долетит быстрее до финиша и по пути не сделает ошибок на этапах – тот экипаж – победитель.
В подобных ролевых играх школьники искренне переживают свою роль, так как детям свойственна способность перевоплощаться в изображаемый образ: врача, гостеприимной хозяйки, медведя, зайца и т. д. Особенное удовольствие такое перевоплощение доставляет младшим школьникам.
Эти многообразные переживания в процессе игры, связанные с выполнением роли, психологи считают основной причиной, побуждающей детей играть. Интенсивное же общение учащихся в игре развивает у них коммуникативные способности, вызывает мыслительную и речевую активность.
В отличие от диалога, который обучает тому, как сказать, работа в группе отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. В центре внимания оказывается содержание беседы.
Групповое общение (особенно в игровой форме) дает возможность неуверенным в себе учащимся преодолевать психологический барьер, не бояться ошибок. Ученики-лидеры помогают слабым учащимся, а учитель управляет процессом общения, вносит необходимые коррективы в работу.
Для развития речевых умений младших школьников можно использовать групповые игры, сгруппированные в соответствии с изучаемыми темами, либо на уроках обобщения.
Вашему вниманию предлагается урок литературного чтения по теме:
Тема. Русские писатели о различных периодах весны.
А.П.Чехов «Весной»
К.Д.Ушинский «Утренние лучи».
Цели: -обобщить знания детей о весне, как времени года, подчеркнуть функциональные отличия различных периодов весны на примере литературных произведений;
-развивать умение анализа художественного произведения с точки зрения эмоционального восприятия через «своё я»;
-формирование навыка работы в группах, создания творческого характера работы;
-развитие умения сочинительской деятельности, расширение словарного запаса учащихся;
-развитие литературоведческой зоркости по составлению деформированных рассказов + написанию своих с опорой
на заданные слова;
-воспитывать чуткость, отзывчивость, умение слушать и слышать других ,культуру общения, открытость восприятия и высказывания своих мыслей;
Оборудование: рисунки и сочинения детей; карточки для работы в группах, тексты для работы с произведениями, эпиграф - облачко.
Ход урока.
I .Орг.момент.
II.Вступительная беседа. Работа с выставкой рисунков.
Учитель | Учащиеся |
Ребята, в рамках нашего проекта вы рисо-вали иллюстрации к различным произве-дениям. Какая тема их объединяет? | Весна. |
Какое настроение сегодня вызывает у вас это слово? Выразите это отдельными сло-вами. | Выслушать ответы детей, выбрать что-то общее в ответах и обратить внимание на индивидуальные высказывания. |
А все ли ваши рисунки передают радостное настроение? | Нет. |
Почему? Какой период весны на них изображён ? | Ранняя, середина весны, поздняя. |
Разделим ваши работы на группы. Выберите из отрывков стихотворений на доске четверостишия, подходящие к каж-дой группе рисунков. Обоснуйте свой выбор | |
На доске представлены отрывки из стихотворений | |
Ещё капели не отпели, Ещё в полях белеет снег, Звенел ручей на мостовой, А воды уж весной шумят- Когда из тёплых стран летели Бегут и будят сонный брег, Скворцы весёлые домой. Бегут, и блещут, и гласят… Ещё Алёнка и Алёшка Они гласят во все концы: От солнца щурились во сне, «Весна идёт! Весна идёт! Когда скворец над их окошком Мы молодой весны гонцы, Запел вдруг песню о весне Она нас выслала вперёд.» Ф.Тютчев. Он славил ясный день апреля, Скворечню милую свою- Зима недаром злиться , Да так искусно сыпал трели, Прошла её пора- Что не суметь и соловью! Весна в окно стучится Г.Ладонщиков. . И гонит со двора. Ф.Тютчев. Уж тает снег, бегут ручьи, Ещё светло перед окном, В окно повеяло весною… В разрыве облак солнце блещет, Засвищут скоро соловьи, И воробей своим крылом, И лес оденется листвою! В песке купаяся, трепещет. А.Фет. Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. А.Плещеев. | |
III.Сравнительный анализ произведений А.П.Чехова «Весной» и К.Д.Ушинского «Утренние лучи». 1. А.П.Чехов «Весной» а)Первичное восприятие текста. Обратите внимание на первые строчки этих произведений. | |
Как вы думаете, в какой последова-тельности их лучше читать? Почему? Давайте проверим наши предположения (чтение рассказа А.П.Чехова «Весной»). | Первым А. Чехов «Весной», т.к. там период ранней весны. |
б)Проверка первичного восприятия. | |
Какое настроение у автора вызывает эта картина весны? Обоснуйте свой ответ. | Грусть, хмурое настроение. |
Какой это период весны? Подберите для доказательства своей правоты строчки из текста. | Два времени и зима, и весна. |
Какие объекты неживой и живой природы описывает автор? Как? Зачитайте соответствующие отрывки. | Земля, воздух, солнце, речка, деревья. |
Какие развлечения весной у детей описывает автор? | Залезть на голубятню, гнать воду, долбить лёд, пускать кораблики… |
Какие виды развлечений остались и по сей день? | Долбить лёд, пускать кораблики. |
Почему автор, чтобы увидеть окрестности, предлагает залезть на колокольню или голубятню? | Это были самые высокие строения в русской деревне. |
Какое слово повторяет автор в каждом предложении последнего абзаца? О чём оно говорит? | Хорошо, это значит, что зима уходит, идёт весна. |
Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? Зачитайте предложение из произведения. | Последнее. |
2.К.Д.Ушинский «Утренние лучи». а) Первичное восприятие текста (у детей текст напечатан на листах, чтение по абзацам). б)Проверка первичного восприятия | |
Что это рассказ или сказка? | Рассказ, сказка. |
Какие фрагменты текста указывают на то, что это жизненная история? | Животные показаны в реальной жизненной ситуации. |
Какой по своему настроению этот рассказ на ваш взгляд? | Жизнерадостный. |
Какие ласковые слова говорит автор? Зачитайте! | Солнышко, зайчик, окошечко, медок и т.д. |
По вашему сегодняшнему настроению какое произведение вам близко? | Второй рассказ ближе, т.к. у нас радостное настроение. |
Верно ли мы с вами предположили последовательность сезонных изменений, этапов весны в рассказах? | Да. |
IV. Физминутка. V.Работа в группах. Мы с вами тоже учимся писать, сочинять, составлять стихи, рассказы, сказки, как настоящие мастера слова. Давайте потренируемся! Разделитесь на группы и получите задания.(дети заранее разделены на группы ). Задания для работы в группах: I.Отгадать кроссворд.(облегчённое задание для «слабых» учеников) II.Восстановить стихотворение. III.Составить рассказ, начинающийся со слов: «Согрело солнышко сосульку и……..». IV.Подобрать синонимы. V.Составить текст(деформация). (подробнее задания см. «Приложение») VI.Презентация работ, выполненных детьми по группам. VII.Итог урока. Мы сегодня тоже были писателями-сказочниками и хотим поделиться своим настроением с гостями и зачитать свои сказки. VIII. Д\з. Составить рассказ на тему «Весна» для конкурса «Читательских удовольствий» в рамках нашего проекта. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания для работы в группах.
I.группа
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
1.Растёт вниз головой, не летом растёт, а зимой.
Чуть солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.
2.Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной-летом встанет хлеб стеной.
3.Висит сито, не руками свито.
4.Время года.
5.Красная девушка по небу ходит.
6.Весной вырастают, а осенью опадают.
Ключевое слово:_______________________
Найти его объяснение в толковом словаре
1с | о | с | у | л | ь | к | а |
2т | р | а | к | т | о | р | |
3п | а | у | т | и | н | а | |
4в | е | с | н | а | |||
5с | о | л | н | ц | е | ||
6л | и | с | т | ь | я |
II.Восстанови стихотворный текст.
Блестящие,_____________________ Слова для справок:
Хрустят, как ____________________ вопящие, звенящие, стонущие;
___________________ висящие чипсы, леденцы, сухарики;
_______________ -сорванцы. под крышами, под ногами, под
Блестящие, звенящие, тучами;
Как солнышка _________________ сосульки, карамельки, букашки;
…Отсюда начинаются ноги, ручки, лучи;
__________ ручьи. осенние, весенние, мокрые.
А. Ивечин.
III.1.Составьте рассказ, начинающийся со слов:
Согрело солнышко сосульку…………….
2.Придумайте название рассказу.
Слова для справок: холодными слезами, разноцветные капельки-огоньки,
зажурчали ручейки, радостные воробьи, всё засверкало,
весь мир осветила радость.
__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV.Подберите подходящие по смыслу синонимы:
1.Солнышко согрело -______________________________
2.Капля радостная- ______________________________
3.Слёзы холодные-________________________________
4.Ручеёк солнечный-_______________________________
5.Воробьи купаются -______________________________
6.Огни радужные -________________________________
V.Составь текст из разрозненных частей.
Солнечная капля.
В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость использования на уроках разных форм групповой работы, так как это позволяет активизировать учащихся всей группы и вовлечь их в речевое общение на изучаемом предмете, а также создать благоприятную морально-психологическую атмосферу в классе, располагающую к межличностному взаимодействию и заинтересованности в изучении предмета. Этому также способствует создание условий организации групповой работы, в частности, использование предметной и картинной наглядности, музыки и песен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Я под Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Выступление на заседании ШМО...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....