Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
материал по теме

Микаелян Анна Владимировна

        Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_situatsii_uspekha.doc69.5 КБ
Office presentation icon situatsiya_uspekha.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                             АВТОР: МИКАЕЛЯН АННА ВЛАДИМИРОВНА

                                                    УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МОБУ СОШ № 20 МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Кореновск

2012г.

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников. Такая дидактическая система изучается и внедряется с 2005 года в нашей школе.

Мы считаем, что реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
       Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
 Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».

  • Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.
  • Успех – это общественное признание, одобрение.
  • Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.

(Малый толковый словарь)

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве,  спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.

Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой  основе его диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить  информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также  уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива. 

Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое  изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель- ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны  строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.  

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её  продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует  смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий  10-25 минут   от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

При конструировании ситуации успеха необходимо:

  • определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;
  • найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;
  • ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;
  • способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;
  • «обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим некоторые успешные действия;
  • оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;
  • при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;
  • познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
  • использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;
  • влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;
  • помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;
  • побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
  • стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
  • поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;
  • способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.

Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:

1. Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Анонсирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых  заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.

Приведем несколько примеров:

Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:

  • Нарисовать рисунок по теме «А ты поступи по другому…»
  • Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».
  • Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
  • Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.
  • Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.

… после урока русского языка:

1) Упр. 314.  Дописать два предложения, придумать их концовку.

    Упр. 315.  Составить поздравление с Новым годом.

    Упр. 317.  Составить рассказ «Готовлюсь к Новому году».

2) Упр. 292 т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.

     Упр. 295 – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2   уровень.

     Упр. 294 – собери семью – мыло, «окошки» - 3 уровень

… после урока математики:

  • Найди верное утверждение.
  • Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.
  • Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.
  • Запиши число, соответствующее характеристике

  Ситуация выбора при закрепление изученного:

Посмотрите внимательно на задания: подумайте - кто бы, мог справиться с 1?,2? 3?

3 человека индивидуально (доска) «Найдите лишнее слово»

   № 1. Желток, железо, желтый

            Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.

   № 2. Седой, сидение, седина

            Холод, морозный, холодный – 2 уровень

   № 3. Веселый, радость, веселье

            Столбик, пень, пенек – 1 уровень

Проверка, вывод:   родственные слова = общая часть + общее значение

 … при  актуализация знаний:

   1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.

    - Я предлагаю вам 4 задания, они разные по сложности, посмотри внимательно и подумайте, кто бы мог справиться с ними:

   а) * найди «лишнее» слово, * объяснить смысл « лишнего» и родственных, *подобрать еще родственные, * выделить корень;

        белка, беленький, белить→ белый

        лист, лиса, лисенок → лисица

        водяной, вода, водить → водичка

       лось, лоскут, лосиха → лосенок

   б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;

        - горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;

        - гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;

        - горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.

Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.

   - С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?

   - Как пишите корень в родственных словах? – одинаково

2) Все остальные дети:

   а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;

   б) Закончите  предложение, выбрав верный вариант ответа (полным ответом)

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Литература:

  1. Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.
  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
  4. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – №
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Слайд 2

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Слайд 4

Ряд педагогических действий для создания ситуации успеха: 1 . Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики. 2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива. 3. Создание условий для эффективного участия в деятельности. 4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке.

Слайд 5

Психологический механизм включает обязательные условия Желаемая для ребенка цель Переживание чувства определенной степени напряжения Возможность преодоления возникающих трудностей Переживание радости успеха Разрешение трудностей

Слайд 6

Советы по конструированию ситуации успеха ставьте перед учениками трудные, но достижимые цели; при оценке деятельности детей хвалите исполнителя, а критикуйте исполнение; знакомьте родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье; расширяйте круг положительного общения путем включения детей в микрогруппы; побуждайте ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки; стимулируйте мотивацию успеха в общем деле; способствуйте формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом .

Слайд 7

Ситуация выбора. Это спроектированный учителем этап урока, когда дети поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач, способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Слайд 8

Разноуровневые домашние задания. Выполнение разноуровневых домашних заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Я  под                   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...

Мастер-класс на тему: Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повыш...