Организация командной работы в инклюзивном классе
статья
Эффективный урок в инклюзивном классе – не только самоцель учителя-профессионала, но и уникальный инструмент развития личности каждого члена классного коллектива, объединённого общей образовательной целью. Учителю инклюзивного класса необходимо не только научиться проектировать сценарий такого урока, но и уметь выбирать нужную тактику его организации. Это непростая, но очень интересная задача. Работа в группе с одноклассниками позволит ребёнку с ОВЗ достичь своего (личного) качества, почувствовать сопричастность в общем поиске истины, выполнить свою роль в группе. Личная ответственность за общий результат для обучающегося с ОВЗ должна быть посильной, тщательно выверенной педагогом мерой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация работы учителя в инклюзивном классе | 43.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы « Школа № 2053»
МАТЕРИАЛЫ
На конкурс педагогического мастерства: «Образование для всех и для каждого»
Номинация: «Лучшая методическая разработка педагога инклюзивного класса начальной школы»
Тема конкурсной работы: «Как организовать групповую работу в инклюзивном классе/группе»
Подготовил: учитель Вертей Юлия Николаевна
тел:89857046294,эл.адрес jujiawert@mail.ru
Москва 2019 год
Эффективный урок в инклюзивном классе – не только самоцель учителя-профессионала, но и уникальный инструмент развития личности каждого члена классного коллектива, объединённого общей образовательной целью. Учителю инклюзивного класса необходимо не только научиться проектировать сценарий такого урока, но и уметь выбирать нужную тактику его организации. Это непростая, но очень интересная задача. Работа в группе с одноклассниками позволит ребёнку с ОВЗ достичь своего (личного) качества, почувствовать сопричастность в общем поиске истины, выполнить свою роль в группе. Личная ответственность за общий результат для обучающегося с ОВЗ должна быть посильной, тщательно выверенной педагогом мерой. До момента разработки тактики групповой работы необходимо подробно изучить особенности ученика с ОВЗ, его наклонности, интересы, особенности социальной адаптации, мотивации к обучению, особенности регулятивной сферы, латеральные предпочтения в двигательной сфере, особенности когнитивного и речевого развития. Эти данные в динамике могут подготовить специалисты коррекционно-развивающей сферы. Чётко определить границы возможного для ребенка с особенностями в развитии учителю поможет адаптированная образовательная программа (раздел описания особенностей развития данного ученика). Чем сильнее отклонение от нормы у ребёнка, тем чаще корректируется лист оценки динамики развития, тем короче, но ценнее шаг динамики. Следующий важный этап - постановка учебной цели – необходимого условия для эффективного преподавания и включения обучающегося с ОВЗ в групповую работу. Прийти к значимому результату в отношении всех учеников в классе невозможно без конкретизации целеполагания как в отношении обучающихся с ОВЗ, так и в отношении высокомотивированных обучающихся. Педагог должен знать чему сможет научиться обучающийся с ОВЗ или высокомотивированный обучающийся в границах общей учебной задачи. Назовём это: вариативностью в постановке учебной задачи урока.
Чем конкретнее задачи, тем легче организовать их достижение, тем выше качество преподавания и результат обучения. Индивидуальной учебной задачей для обучающегося с ОВЗ не может быть выполнение задания, которое используется лишь как инструмент вовлечения в изучение основного содержания. Приведём пример. Для изучения понятия «Объём. Измерение объёма» педагог организует проблемно - поисковую работу в командах. Он даёт одной группе обучающихся пустой аквариум и просит наполнить его водой и рассказать сколько воды им понадобилось для полного его заполнения. Другой группе преподаватель подготовил уже наполненный аквариум и попросил его измерить. Общая учебная задача урока - узнать о способах измерения жидкостей, познакомиться с разными мерами измерения, выбрать меру, которой они будут наполнять аквариум, и только потом наполнить или опустошить аквариум, так как основная (обучающая) задача урока – не наполнить или опустошить аквариум, а узнать об измерении объема. Если обучающийся с ОВЗ имеет ментальные отклонения, то его роль в команде – исполнитель и фиксатор данных. Возможно, ему пока не по силам выбрать меру измерения, а вот выполнить работу (предметная деятельность) и порядковым счётом обозначить количество налитого или вычерпнутого - по силам. При этом ему предлагают личную таблицу фиксации выполненного, которая поможет ответить на вопрос об измерении объёма, а затем он перенесёт полученное число (данные) в общую таблицу результатов. Обучающийся с ОВЗ имеющий проблемы в коммуникации может выполнять роль навигатора (поиска информации), ученик с выраженным творческим началом-зарисует этапы измерений. Ситуация успеха – важный компонент личностной мотивации для обучающегося с ОВЗ. Роль остальных участников команды учитель может распределить сам или инициировать самоуправление в команде. Высокомотивированные обучающиеся будут заняты измерениями с помощью формул, подберут разные мерные единицы и дополнят командную работу своими умозаключениями. Для включения обучающегося с ОВЗ в командную работу педагогу необходимо подобрать для него несколько разных по сложностей заданий в рамках выполнения общей учебной задачи. В этом случае ребёнок будет мотивирован не только выбрать задание более сложное, но и будет знать, что он это делает для того, чтобы решить реальную (жизненную) посильную задачу. Работа в команде должна сопровождаться демонстрациями процессов, экспериментами, ролевыми ситуациями. Это не только делает процесс поиска истины увлекательным, но повышает его образовательную значимость в глазах детей. Следующий важный этап урока – деление по группам и распределение ролей. Большие группы чаще всего формируются при командообразующих задачах, когда надо сплотить коллектив школьников. Самыми эффективными группами считаются группы от 6 до 8 человек, так как такое количество учеников позволяет распределить роли по функционалу и работать в мини-подгруппах, помогая друг другу. Группы до 5 человек хороши при выполнении конкретного задания по определённому алгоритму, они оптимально - продуктивные при включении в работу ребёнка с ОВЗ. Для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в группах можно:
-расставить парты и организовать рабочие места так, чтобы ребята видели лица друг друга и могли взаимодействовать (это могут быть и мягкие формы с общей площадью для продуктивной работы); для достижения учебной задачи составить гомогенные группы (группы со смешанными способностями);для повышения социализации и формирования сплоченного коллектива класса составить группы по другим признакам (отношения друг к другу, общим интересам, общего поручения и т.д.) Педагог может быть как частью одной из групп, выполняющей задачу, так и навигатором для всех – выполняя комментирующую роль (консультативную). При организации активного обучения в группе, в которую входит и сам педагог, ученик с ОВЗ представляется как партнер учителя в общем поиске истины, обладающий собственными интересами, личными возможностями. Особым этапом командной работы можно назвать этап контроля, который может быть проведён, как самоконтроль, так и взаимоконтроль. Необходимо создать возможность для каждого ученика проанализировать высказывания товарищей по классу, защитить свою позицию, привести свои аргументы. На этом этапе я предлагаю воспользоваться таблицей:
Критерии | Моя оценка (+ или –) | Оценка других (+ или –) |
Я слушал, что говорят другие… | ||
Я делал выводы и задавал вопросы… | ||
Я говорил спокойно, только по делу… | ||
Я выполнил работу без недостатков… | ||
Я помогал другим… | ||
Я точно выполнял свою роль… |
При планировании организации работы в команде педагог должен учитывать пять основных компонентов ее продуктивности: групповые задания должны быть поставлены так, чтобы ученикам приходилось рассчитывать друг на друга для достижения цели. Например: у каждого ученика в группе есть роль (капитан, кок, юнга, боцман, штурман и т. д). Для планирования путешествия в Австралию группе надо сориентироваться по карте и составить маршрут. (какие моря, реки доведут до заданного города) при этом обязанности могут быть распределены так: «юнга» вырезает и склеивает части корабля, которые вычерчивают по заданной схеме «капитан» и «боцман», «штурман» чертит маршрут на карте, «кок» подыскивает рецепты с использованием местной флоры и фауны, остальные изучают обычаи и нравы местных аборигенов и, попадая в «учебные ловушки» (вставить буквы, прочитать текст на понятийный словарь, решить задачу), достигают поставленной цели – добираются из одной точки до другой. Очень важно правильно выбрать роль для обучающегося с ОВЗ, с учётом его особенностей и увлечений. Его личное задание должно быть дифференцированно относительно его программы, но быть необходимой и важной частью общего задания. Например - «вести бортовой журнал» и по времени записывать все действия команды (изучая при этом величину « Время») Учитель может структурировать задание так, чтобы способствовать взаимозависимости команд внутри класса. Например, можно каждой группе дать часть общего для класса задания. Применяя этот метод в инклюзивном классе, необходимо помнить, что распределение по группам, основываясь на однократном решении относительно способностей учеников, не достигнет цели, состоящей в социальном и педагогическом взаимодействии учеников с ОВЗ и учеников без особенностей в развитии. Вместо этого надо разбивать учеников на группы, используя множество критериев в зависимости от задания;за достижение результата вся группа отвечает в целом, а каждый в отдельности – за свою часть. Это входит в правила «учебной игры»;роли в группах могут распределять сами участники или они могут быть уже заданы в условии (конверте, письме), которое разрабатывает педагог, учитывая какая роль будет более продуктивна в данном случае и в данной ситуации для того или иного ученика. Для продуктивного включения обучающегося с ОВЗ в работу группы одноклассников педагог-психолого предварительно должен научить его первичным социальным навыкам взаимодействия: правилам общения и сотрудничества, правилам ведения диспута, поощрения собеседника к общению, выслушивания мнения каждого в группе, продуктивного разрешения конфликтов, возникающих при работе, умения подчиняться и выполнять просьбы других членов команды, умения брать на себя ответственность за выполнение общего дела и т.д. На первых уроках группового взаимодействия обучающиеся действуют по инструкции «Правила работы в группе» После того, как ребята научатся взаимодействовать по ним - правила можно убрать.
Для уроков, организованных через групповые взаимодействия, в дополнение к индивидуальной оценке выполненного задания добавляется оценка работы группы в целом. Проводится такая оценка на стадии «Рефлексия». Она должна осветить следующие аспекты: как хорошо группы взаимодействовали; как выполняли свои роли в группе; что помогло в решении задачи, какие действия были ошибочны и мешали поиску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационная работа "Методы организации командной работы в ОУ"
Данный материал поможет администрации школ, руководителям творческих групп, учителям эффективно организвать работу в команде....
Организация адаптационного периода в инклюзивном классе.
Данная статья отражает опыт работы с учащимися с ОВЗ в инклюзивном классе а адаптационный период....
Что такое Инклюзия. Технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе. Презентация.
Материал для педсовета....
Методические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе
Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.Осно...
Организация командной работы в инклюзивном классе
Эффективный урок в инклюзивном классе – не только самоцель учителя-профессионала, но и уникальный инструмент развития личности каждого члена классного коллектива, объединённого общей образовательной ...
Организация командной работы в инклюзивном классе
Эффективный урок в инклюзивном классе – не только самоцель учителя-профессионала, но и уникальный инструмент развития личности каждого члена классного коллектива, объединённого общей образовательной ...
Организация учебной деятельности в инклюзивном классе
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования всеми детьми без исключения. Цель учителя - создать оптимальные условия для развития...