Что такое Инклюзия. Технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе. Презентация.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Казакова Анжелика Анатольевна

Материал для педсовета.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое Инклюзия. технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе МОУ Раменская СОШ № 9 Педагог-психолог Казакова А.А.

Слайд 2

Каганов об инклюзии : «Школа должна уметь обучать всех». заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов 1 сентября 2016 года вступление в силу государственных стандартов образования школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями

Слайд 3

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Слайд 4

Что является «движителем» инклюзивных процессов? Гуманистическое развитие общества , появление международных Конвенций и Актов, посвященных инклюзии как процессу цивилизационных изменений в образовании. Сюда же можно отнести и родительское движения, общее повышение правовой грамотности родителей детей с ОВЗ . Противоречие между «традиционностью» нашей образовательной системы и цивилизационными вызовами , требующими ее значительного преобразования

Слайд 5

В нашем законе Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».

Слайд 6

Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) нарушение и задержка развития слуха нарушение и задержка развития речи нарушение зрения нарушение и задержка развития интеллекта нарушение и задержка эмоционально-волевой сферы нарушение опорно-двигательного аппарата

Слайд 7

Основные диагностические признаки ЗПР . Незрелость эмоционально-волевой сферы : 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность , эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам. Б . Нарушение интеллектуальной работоспособности : 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений. В . Нарушения предпосылок интеллекта : 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко -буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо -речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.

Слайд 8

Признание ценности каждого ученика Возможность адаптации образовательной программы Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником Инклюзивное образование

Слайд 9

Задачи учителя Создание в детском коллективе атмосферы эмоциональног о комфорта , формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей . Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы , а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся. Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему). Основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий

Слайд 10

Принципы подхода к работе в инклюзивном классе Работа в сотрудничестве с другими специалистами. Создание специальных образовательных условий Освоение современных образовательных технологий Освоение новых подходов к оценке достижений своих учеников Индивидуальный подход к ребёнку не на словах, а на деле

Слайд 11

Правила инклюзивной школы: Все ученики равны в школьном сообществе Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей Планируется и проводится эффективное обучение Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика Семьи активно участвуют в жизни школы.

Слайд 12

Обычный учитель может быть успешен при условии, если: он достаточно гибок , ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы он уважает индивидуальные различия он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Слайд 13

Результаты инклюзии: У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи навыков Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков Существуют процедуры оценки эффективности

Слайд 14

Но! Основным психологическим «барьером» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса , негативные установки и предубеждения педагога , родителей других детей, одноклассников, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Базовым психологическим процессом , влияющим на эффективность деятельности учителя, который занимается включением ребенка с особенностями в развитии в процесс общего образования, становится эмоциональное принятие этого ребенка !

Слайд 15

Педагоги , имеющие э ффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения: 1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»; 2) включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи; 3) вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач; 4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Слайд 16

Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимания своих учеников и своего призвания !

Слайд 17

Методы организации учебного процесса в инклюзивном классе ПЕРВЫЙ ЭТАП На первом этапе организации инклюзивного образования происходит знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителя, администрации школы, специалистов. Формы работы на этом этапе: экскурсия по школе, тренинг знакомства, анкетирование родителей. Помощники учителя: психологи, дефектологи, логопеды, родители, тьютор .

Слайд 18

Второй этап Второй этап – это период адаптации к школьной жизни, который переживает каждый ребенок. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях – в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях – что делать, если: захотел в туалет; необходимо идти в столовую; следующий урок – физкультура; класс идет на прогулку; необходимо подготовиться к следующему уроку; звенит звонок и т.д.

Слайд 19

Третий этап На третьем этапе (скорее всего вместе с первым этапом) главной задачей становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. В случае с «особым» ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый – учитель, тьютор , психолог. Возможно, всем детям класса необходимо объяснить, почему N так отличается от них – плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет. Рассказать, что N трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь первоклассники формируют свое отношение к тому или иному ученику своего класса в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым.

Слайд 20

Четвертый этап Четвертый этап заключается в организации пространства не только внутри классной комнаты, но и вне ее. Детям с ОВЗ важно на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. Для этого в классе нужно установить ширму, «палатку» и др. В школе должны быть комнаты релаксации. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие.

Слайд 21

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса Формы занятий, зависящие от количества участников процесса: Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уро ке, задания на дом. Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, за щищают свою тему, оценивают результаты работы товарища. Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление. Фронтальное обучение всего класса.

Слайд 22

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все». Если карточку с заданием дать только одному этому ребёнку, значит его почему-то выделили из числа других. Поэтому карточки необходимо дать и некоторым другим ученикам. При фронтальном опросе ученика с ОВЗ тоже нужно спрашивать, но вопрос должен быть посильным для него.

Слайд 23

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса Для работы в парах с особенным ребёнком сначала необходимо выбирать детей, показывающих явно положительное отношение к нему, готовых помочь и поддержать. Это необязательно самые лучшие ученики, главный признак здесь –лояльность. Исходя из успешности обучения ученики с ОВЗ тоже могут быть в роли обучающих в паре. Пару обязательно нужно менять. Любой, даже самый добрый ребенок достаточно быстро устает от постоянного груза ответственности

Слайд 24

Технологии организации инклюзивного образовательного процесса Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе.

Слайд 25

Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа: прямое обучение социальным навыкам; организация групповых видов активности; формирование социальных навыков через подражание

Слайд 26

Прямое обучение При прямом обучении социальным навыкам учитель обуча ет детей правильному поведению через правила и примеры. Очень важно научить детей договариваться о правилах взаимоотношений с ребенком с ОВЗ. ПРИМЕР. Слабослышащий ребенок не понял просьбу своего одноклассника. Тот его стукнул. Оба пришли жаловаться учителю. Учитель – однокласснику: -Покажи, как ты обратился к Игорю. -Я стоял сзади и попросил его отойти в сторону. Учитель: -Помнишь, мы говорили о том, что к Игорю надо обращаться, стоя к нему лицом, чтобы он тебя видел, иначе ему трудно понять, что ты ему говоришь.

Слайд 27

Организация групповых видов активности При организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижение по школе и за школой учитель планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию; выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников); контролирует и корректирует групповую активность.

Слайд 28

Организация групповых видов активности Учитель предлагает здоровым сверстникам по очереди сопровождать незрячего ребенка по школе, сначала он сам выбирает тех детей, которые могут это делать – ответственных и доброжелательно относящихся к ребенку. Потом учитель обучает детей, как надо сопровождать незрячего ребенка по школе. При этом он может воспользоваться тренинговым упражнением «Слепой–поводырь». Зрячему ребенку завязывают глаза и проводят по школе. После чего обсуждают его впечатления, что ему было сложно. Потом рассказывают правила сопровождения незрячих людей по коридорам, лестницам, помещениям с мебелью, улице. Когда ребенок подготовлен, ему предлагают сопровождение. Сначала учитель контролирует процесс, задает вопросы и подсказывает где необходимо, как и что надо делать. Потом предоставляет детям самим передвигаться по школе. В дальнейшем обученный таким образом сопровождению ребенок может обучить всех остальных.

Слайд 29

Формирование социальных навыков через подражание Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра. Когда дети могут учиться, например, на физкультуре, в одном темпе совершать одни и те же действия, у ребенка с РАС определенный навык сформируется быстрее. Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно.

Слайд 30

Технология взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения Основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психолого-медико-педагогический консилиум ( ПМПк ) или психолого-педагогический консилиум ( ППк ), если в него не входят медицинские работники .

Слайд 31

Технологии взаимодействия Родители выполняют рекомендации Учителя выполняют рекомендации Специалисты создают ИОП Учитель создаёт адаптированную программу на основе ИОП Учитель обращается с запросом В ПМПк Специалисты проводят углублённое обследование ребёнка и дают рекомендации

Слайд 32

Трудности Снижен темп работы – разрешить пропустить какую-то запись, предложить задание, на которое нужно меньше времени (Карточки – не писать, а вставлять буквы) Ребёнок не может высидеть 40-45 мин. – разрешить выйти в игровую зону, в коридор (с тьютором ), посидеть в домике (для детей с РАС). НО! Регламентировать время отдыха

Слайд 33

Технологии взаимодействия Со всеми возникающими проблемами учитель обращается к психологу или дефектологу немедленно Этапы работы по преодолению возникшей проблемы. 1 этап. Осознание проблемы педагогом, формулирование запроса 2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана 3 этап. Реализация плана действий в классе 4 этап. Если проблема не решена, её обсуждение выносится на внеочередное заседание ПМПк

Слайд 34

Спасибо за внимание! ЛИТЕРАТУРА: 1. С.В. Алёхина , В.К.Зарецкий. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». http:// www.inclusive-edu.ru/stat/1/254 / Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский , Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007. 2. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) : Главы из книги: пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М.: Перспектива, 2009. 3. Е.В. СамсоноваТ.П ., ДмитриеваТ.Ю . , Хотылева Основные педагогические технологии инклюзивного образования Е.Н. Кутепова . Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ 4. Леско Д. Основные принципы инклюзии // Здоровье детей 2008. № 12 5.Иденбаум Е. Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условия: проблемы, предпосылки, некоторые варианты организации и содержания Иркутск 2008.с8 6.РООИ « Перспектива» « На пути к инклюзивной школе» ( пособие для учителей) 2005.с 1-42 7Рубцова В. В. Психолого – педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование 2010. С 6-20 8.Назарова Н . Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. 9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007. 10. СластенинВ . А., Исаев И. Ф., ШияновЕ . Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина . - М.: Академия, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса учащихся начальных классов в ИКТ-насыщенной среде. Из опыта работы с интерактивной доской.

Данный материал о том,  как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания на уроках в начальной школе с помощью интеракти...

"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"

обобщение  опыта  по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....

Применение игровых технологий в организации учебного процесса в младших классах

Данная статья посвящена применению игровых технологий в образовательном процессе в качестве повышения познавательной активности у обучающихся разного возраста. Большое количество внимания уделено игро...

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках математики

Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе-явление не новое, между тем они так и остаются инновационными в системе образования, т.к. способны создать условия для  формирова...

Методические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе

Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.Осно...

Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Организация учебной деятельности в инклюзивном классе

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования всеми детьми без исключения.  Цель учителя  - создать оптимальные условия для развития...