Цифровая среда учителя будущего
статья
Как разнообразить уроки и какие платформы для дистанционного образования существуют?
Данная статья была написана в декабре 2019 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovaya_sreda_uchitelya_budushchego.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цифровая среда учителя будущего: траектория развития»
Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Екатерина. И я хотела бы поделиться своей историей, которая привела меня в педагогику. Началось всё с того, что я всегда хотела оставить след в будущем. Чтобы лет через 70 обо мне всё-таки помнили. Учась ещё в 7 классе, я стала перебирать профессии, которые могли бы принести пользу человечеству: медицина, актёрство, искусство – всё это было мной рассмотрено.
Когда речь зашла о педагогике, я попробовала взглянуть на неё под другим углом. Есть ребёнок 3-х лет, большую часть своей жизнь он проводит с чужими людьми – воспитателями. Примерно в 7 лет он переходит в школу и уже на протяжении 9-11 лет ребёнка, почти всегда, встречают одни и те же стены школы и лица учителей.
По моим подсчётам, среднестатистический ребёнок (начальной школы) проводит в ОУ 6 часов времени (это ещё без ГПД). Затем разнообразные кружки и секции +/- ещё 4 часа. Прибавляем, в среднем 10 часов на сон, получается 20 часов. Итого: всего 4 часа у ребёнка на общение с родителями.
Скажите честно, сколько родителей, которые находятся сейчас в зале, беспрерывно, не отвлекаясь на телефон, телевизор и прочее, уделяют это жизненно необходимое время ребёнку? Ради интереса, посчитайте. И мы сейчас не говорим о неблагополучных семьях. Это среднестатистическая семья. Процентное соотношение весьма печально: всего 10-15%. Данные собраны по классу.
Проанализировав все данные, я пришла к выводу, что именно педагоги, которые находятся всё это время с детьми и воспитывают будущее. И вот оно то, что я искала – педагогика и есть та профессия, благодаря которой ты можешь оставить свой след. У каждого же из нас есть в жизни учитель, который помог в трудную минуту, поддержал, научил или дал жизненный совет и все его помнят.
И вот, я уже учитель, у меня свой класс, и дети-первоклашки, все без исключения связаны с цифровым оборудованием: смарт-часы, телефоны, планшеты, компьютеры. Они уже знают, как находить информацию в интернете, знакомы с таким сервисов хостинга как YouTube и др. Лучше многих взрослых разбираются в компьютерах и телефонах.
И это всё говорит нам о том, что учитель должен идти в ногу с информационно-технологическим прогрессом, чтобы разговаривать с детьми на их языке, чтобы быть для них другом, а не доисторическим существом, которое не понимает их и доносит информацию устаревшими и неинтересными способами.
Для этого педагог должен обладать и уметь работать с цифровой средой. Речь уже не идёт о ПК и презентациях, хотя даже презентацию можно сделать интересным игровым инструментом с помощью триггеров.
В настоящее время у учителя очень много ресурсов, с помощью которых он может разнообразить свою деятельность. Наиболее популярны простые презентации PowerPoint, которые освоили и пользуются все учителя, усложняя их триггерами и анимацией.
Более интересный способ представления информации – это интерактивная доска и SmartNotebook. Этому инструменту уже более 20-ти лет, но в России его активное использование началось лет 7 назад. Уже видно, какое расстояние между развитыми странами. Задания в смарте интересны, разнообразны и дают учащимся возможность взаимодействовать и в игровой форме получать знания.
Из менее популярных способов есть система голосования Smart и интерактивный стол. Через Smart голосование учитель осуществляет проверку знаний в форме теста. Интересно, необычно и проверять не нужно – программа сделала уже всё сама. Интерактивный стол – это дополнительный вариант работы со SmartNotebook группе учащихся.
Сейчас активно используется робототехника. С помощью неё учащиеся заинтересованы как в процессе создания робота-помощника на уроке, так и в дальнейшем его взаимодействии с предметом и темой урока. Как пример, набор Education LEGO WeDo 2.0. Версия, где робот уже запрограммирован и связан с темами уроков.
К цифровой среде учителя будущего я отношу не только навык работы с ИКТ, а также умение перенести свою привычную работу на онлайн формат. Осуществлять дистанционную работу с учащимися, которые не могут присутствовать на уроке, в программе Skype или же на образовательных площадках.
Именно этот формат предложен для реализации «Современной образовательной среды РФ». Цифровая образовательная среда находится в данный момент на приоритетном уровне в государстве. Благодаря этому создаются необходимые условия для развития в России цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.
Чтобы реализовать данный госпроект необходимо модернизировать систему образования, широко внедрять цифровые инструменты, включить в информационную среду, обеспечить возможность обучения по индивидуальному учебному плану в любое время и в любом месте. Именно мобильность и автономность делают цифровое обучение привлекательным.
И мы его уже начали внедрять. Ещё в 2008 году появилась идея проекта InternetUrok, благодаря которому ученик, который пропустил урок или плохо понял тему, может просмотреть видео этого урока и восполнить знания. С 2015 этот проект стал уже образовательной платформой «Домашняя школа».
Дистанционное обучение используется не только в средней школе, но и в ВУЗах. На базе Moodle осуществляются точно такие же занятия, лекции, практические работы, тесты и экзамены, но объекты образовательно процесса находятся на большом расстоянии.
Ещё есть платформа GetCourse. Создана она была для инфобизнеса, но её внедрение в образовательный процесс может быть очень продуктивным. Всё то же самое, как и в других образовательных проектах: можно записать урок, сопроводить его презентацией и дать домашнее задание, которое отобразится в личном кабинете учащегося. Так же есть приложение на смартфон, то есть необходимость ПК отпадает.
Какая польза от цифрового обучения? Во-первых, это облегчает процесс получения знаний тем детям, которые болеют – они не сами «догоняют» класс, а идут вровень. Во-вторых, дети с каждым годом всё более технологично эрудированы, для них возможности такого обучения безграничны.
Ведь с помощью технологий и интернета мы можем побывать в любой точке мира. А почему бы нам не устраивать уроки-конференции со школой, которая находится, к примеру, на Дальнем Востоке? Благодаря Цифровой среде учителя мы можем это осуществить. Для учителей важно грамотно организовать процесс цифрового обучения и идти не в ногу со временем, а с опережением, быть в курсе стремительно меняющегося и развивающегося информационно-технологического процесса, предвидя каждый следующий шаг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СДВГ"
В представленной статье рассмотрены особенности построения цифровой среды в начальных классах на коррекционно-развивающих занятиях у учителя -логопеда с целью развития свойст внимания у учащихся с син...
Региональный конкурс «Информационная безопасность в условиях цифровой среды» в номинации «БЕЗопасен Интернет, или нет?»
Актуальность проекта.Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности н...
Родительское собрание "Безопасная цифровая среда"
Родительское собрание предназначено для родителей учащихся 3 класса...
Методическое пособие для развития способностей школьников в цифровой среде на основе ТРИЗ-технологий "Давайте изобретать!"
Методические материалы курса «Давайте изобретать!» содержат разработки поурочных планов-конспектов по организации продуктивной деятельности учащихся начальной школы для изучения основных п...
Родители и школа в цифровой среде. Особенности взаимодействия.
Актуальность и эффективность мастер-класса заключается в том, что работа с интернет сервисами позволяет преподавателям работать с родителями обучающихся дистанционно....
Статья: создание цифровой среды для реализации модели "перевернутый класс"
В статье рассматриваются электронные цифровые ресурсы для реализации модели "перевернутый класс"...
Развитие познавательного интереса младших школьников при обучении в цифровой среде.
В современных условиях мы отмечаем трансформацию понимания образования как общественно-значимого блага в личностно-значимое для каждого человека. В статье рассматриваются особенности трансформации обр...