Развитие познавательного интереса младших школьников при обучении в цифровой среде.
статья

Наталья Васильевна Фомина-Хохлова

В современных условиях мы отмечаем трансформацию понимания образования как общественно-значимого блага в личностно-значимое для каждого человека. В статье рассматриваются особенности трансформации образовательного процесса  в цифровой среде и факторы, влияющие на развитие познавательного интереса младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa_mladshih_shkolnikov.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса младших школьников при обучении в цифровой среде.

В современных условиях мы отмечаем трансформацию понимания образования как общественно-значимого блага в личностно-значимое для каждого человека. Незыблемая на протяжении тысячелетий связка «учитель – ученик» сегодня подвергается реконструкции, причем кардинальной. Сегодня учитель утратил монополию носителя знания. Знание является неотъемлемой частью современных социальных отношений, оно общедоступно и безгранично, в том числе с точки зрения доступности образовательных программ, самых разнообразных по содержанию и стоимости. А хорошо это или плохо, допустимо, вовремя или в принципе возможно, покажет время.

В информационном обществе меняется характер и ценность педагогического труда. Основным общественным благом является не усвоенное знание, как раньше, а сформированная способность к эффективной информационной деятельности, созданию новой формы знания на основе сформированных компетенций и личностных качеств, системного знания. Общественным благом в этом случае становятся способы и формы мышления, формируемые в процессе учения под руководством учителя.  Учитель в цифровой среде – носитель компетенций развития мышления и различных видов деятельности. Профессионализм в этом – залог успешности социализации учеников в условиях цифровой экономики, которая формируется с дошкольного возраста как ключевая (или общая) компетенция.

В ситуации, когда компьютеры и другая цифровая техника становятся все более существенной частью жизни, ни педагоги, ни психологи не могут однозначно оценить их влияние на развитие детей. Когда речь идет о личностном, психическом и эмоциональном развитии, основная масса исследований заявляет о негативных последствиях, которые выражаются в повышенной агрессивности, эмоциональной лабильности и несформированности коммуникативных навыков, а также гаджет-аддикции.

Москвитина О.А. отмечает, что «сращение» человека с носителями виртуальной реальности означает изменение самой человеческой природы, его природного начала.»  Усугубляется процесс отрыва человека от природы – не только окружающей, но и его собственной. Так называемый «цифровой ребенок», смотрящий из окна на окружающее как в планшет, пытающийся приблизить или изменить наблюдаемую им «картинку», утрачивает естественную способность воспринимать, глубоко чувствовать, а следовательно, размышлять, воображать, стремиться естественным путем понаблюдать за живым реальным миром. Есть опасность замыкания познавательной активности на «цифре», а также умаление роли учителя как проводника в мире человеческой культуры.

Еще одним негативным влиянием является то, что дети растут в обществе потребления, нацеленном на удовлетворение своих сиюминутных потребностей и ориентированном на получение скорейшего и беспрепятственного результата, и это закрепляется использованием «носителями цифрового мира». Также наблюдается отсутствие формирования стратегического мышления, исторического видения, планирования с учетом определенных условий и возможностями их нарушения. Не является приоритетом получение информации и «образования» посредством «цифры».

И в то же время, говоря о цифровизации, мы не можем зацикливаться только на негативных факторах влияния. Сейчас становится неоспоримым тот факт, что ИКТ и интернет-пространство необходимо использовать на благо образования, что, в массовом сознании, реализуется успешно.

Цифровые технологии внесли значительный вклад в сферу образования, сделав ее более доступной. Они помогают сделать информацию более наглядной, занимательной, что способствует улучшению уровня усвоения нового материала младшими школьниками. Говоря об образовании, в частности, младших школьников, важно отметить, что с помощью электронно-образовательных ресурсов они могут найти любую необходимую им учебную информацию; заниматься саморазвитием, изучая удивительный мир науки. Как мы видим, цифровые технологии обладают огромным познавательным потенциалом. Социально важным фактором является способность самообучения, и этому могут способствовать цифровые технологии.

В случае осмысленного использования информационных ресурсов на уроке он поддерживает совместную работу класса: позволяет заострить проблему, сократить время на обсуждение и анализ гипотез, поскольку их можно представить сразу в более внятном и пригодном для обсуждения виде, или разнообразить отработку полученных навыков. Сама учебная деятельность при этом не меняет своей структуры и содержания, просто ее организация может быть более эффективной в смысле общей организации процесса. Это, в свою очередь, означает, что цифровые ресурсы, которые а) «мелко нарезаны», то есть фрагментарны, б) имеют строго ограниченную функцию, в) встраиваемы в совместно-разделенную учебную деятельность младших школьников, – безусловно работают на развитие мышления и сознания детей.

Применение цифровой среды в процессе обучения и воспитания школьников повышает общий уровень качества учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. С помощью цифровой среды формируется системное восприятие мира, у детей развивается освоение единых информационных связей всевозможных социальных и природных явлений, формируется системное мышление, уровень которого зависит от способности оперативно обрабатывать информацию и на основе ее принимать аргументированные решения, что требует от детей дополнительных способностей и возможностей, а от педагогов – использования новых средств и методов обучения. Цифровая среда в образовании позволяет педагогу существенно сэкономить время.

Если организовать образовательный процесс на современной цифровой образовательной платформе, учащийся, получив задание, может самостоятельно освоить материал по теме, если необходимо, проконсультироваться с учителем (и не только), проявляя учебную самостоятельность, формируя навыки самоорганизации деятельности – задавая вопросы, формулируя новые, нестандартные подходы, выявляя пробелы в знаниях, саморефлексируя, контролируя результаты своей деятельности – получение нового качества знания. Эти задачи обучающийся решает во взаимодействии с одноклассниками и учителями, создавая новую форму значимого для него знания.

Педагог сопровождает, поддерживает, направляет самостоятельную деятельность обучающихся через разнообразные типы образовательных ресурсов цифровой среды: информационные, коммуникационные и управленческие. Обучающийся перестает быть пассивным участником процесса взаимодействия, он активно вовлекается в интерактивное обучение.

Использование на уроках инструментов цифровой образовательной среды помогает педагогам организовать самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, за счет чего:

  • повышается качество результатов обучения;
  • усиливается практическая направленность уроков;
  • активизируется познавательная и творческая деятельность;
  • формируются компетенции, необходимые для продолжения образования.

Известно, что электронная сетевая среда требует трансформирования учебного содержания в формы, адекватные функционированию информации в компьютерных и телекоммуникационных системах. В этом ключе создаются сегодня электронные образовательные ресурсы нового поколения. Они разрабатываются с широким включением методов мультимедиа, интерактивности моделирования. Это позволяет повысить продуктивность информационных взаимодействий обучающегося с предметно-содержательным ресурсом, следовательно, улучшать процесс усвоения знаний.

Достижение высоких образовательных результатов становится возможным благодаря реализации основных функций электронных образовательных ресурсов, к которым можно отнести:

  • инициирование новых видов учебной деятельности
  • обеспечение возможности изменения характера взаимодействия участников образовательного процесса
  • индивидуализация учебного процесса и расширение образовательного контента

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. И. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

К таким программам можно отнести сервисы LearningApps, Quizzlet, Kahoot. Они хороши для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр. Задание проверяется автоматически. Здесь можно найти много разнообразных шаблонов, есть библиотека готовых материалов. Возможность создания виртуального класса, организации учебных материалов по темам и разделам программы, анализ и контроль выполнения интерактивных упражнений, количество обращений к упражнению.

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов. К данному виду сервисов можно отнести wordwall.net, который представляет собой многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Многих учителей порадует тот факт, что сервис имеет русскоязычную версию. 18 шаблонов, представленных на сайте Wordwall, отличаются очень качественной структурой и дают возможность учителю использовать как уже имеющиеся версии игры, так и создать свою собственную с нуля. Для меня, как учителя иностранного языка, решающим фактором при выборе этого ресурса оказалась их четкая дидактическая направленность в формировании различных ЗУН: лексических, грамматических, разговорно-синтаксических.

Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям. Использование виртуальной лаборатории помогает учителю при формировании важнейших понятий, для наглядной визуализации материала. Виртуальная лаборатория побуждает учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

Одно из главных требований к формированию ресурсной базы отдельного занятия и среды в целом - полинасыщенность. Избыточное насыщение среды образовательными ресурсами позволяет педагогу творчески использовать имеющийся материал в зависимости от цели и задач занятия, фокус-групп учащихся, текущего уровня владения материалом, состояния учащихся и др.

При богатом насыщении цифровой среды обучения у обучающихся появляется возможность выбора, а это напрямую связано с ощущением свободы и способствует развитию творческого потенциала обучающихся, как одной из существенных потребностей личности. Фокус учебных материалов на социокультурное развитие является также одним из сильных мотивирующих факторов к изучению иностранного языка, что, в свою очередь, является одной из основных задач образовательной деятельности в среде. Осуществляется переход от субъект-объектных педагогических отношений к субъект-субъектным. Обучающиеся ощущают себя полноценными соавторами образовательного процесса, запускаются процессы “самости” - развивается самостоятельность, самоорганизация, саморегуляция, способность к самообучению. Однако стоит отметить, что подобные изменения возможны в результате грамотно организованной деятельности педагога.

Т.И. Киселёва в своей статье отмечает: «В результате определения отношения педагогов к использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в работе с младшими школьниками было установлено, что все респонденты используют ЦОР в образовательном процессе, но для выбора наиболее подходящих ресурсов педагогу требуется большое количество времени на самостоятельное освоение особенностей и преимуществ этих ресурсов.»

 Исходя из сказанного, следует констатировать необходимость использования ЦОР для развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточное количество имеющихся ресурсов в данном направлении.

Литература:

  1. Галкина В.А. Использование возможностей цифровой среды на уроке иностранного языка в школе // StudNet. 2020. №10.
  2. Дворецкая И.В. О сформированности общего видения на использование ИКТ в учебной работе в школе // Наука и школа. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sformirovannosti-obschego-videniya-na-ispolzovanie-ikt-v-uchebnoy-rabote-v-shkole (дата обращения: 01.05.2022).
  3. Киселева Татьяна Ивановна. Цифровые образовательные ресурсы развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-razvitiya-poznavatelnyh-interesov-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.05.2022).
  4. Москвитина О.А. Максимы и размышления о цифровизации образования и судьбах детства /– Москва // Возможности и риски цифровой среды: VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой): сборник материалов
  5. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Учебная задача в цифровой среде личностно-ориентированного обучения // Вестник ТГПУ. 2020. №1 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-zadacha-v-tsifrovoy-srede-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya (дата обращения: 01.05.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках обучения грамоте

Материал из опыта работы по учебнику Р.Н. Бунеева "Моя любимая азбука"...

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.Выступление на Международной заочной научно-практической конференции учителей "Успешный учитель" на тему «Пол...

Развитие познавательного интереса младших школьников при обучении элементам геометрии

В работе даётся обощение собственного опыта по формированию познавательного интереса младших школьников при обучении элементам геометрии, систематизация упражнений и заданий,  построенных на геом...

ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена рассмотрению технологии проблемно-диалогического общения, которая получает все большее распространение в начальном обучении....

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

С целью развития познавательных интересов младших школьников с трудностями в обучении на уроках литературного чтения посредством занимательного материала, нами были разработаны методические рекомендац...