Методическая разработка «Всегда на шаг впереди»
методическая разработка
Краткое описание методической разработки.
Основные ключевые понятия, используемые в методике:
· самообучающиеся структуры;
· кооперативное обучение;
· формирующее оценивание;
· функциональная грамотность.
Актуальность методики «Всегда на шаг впереди» заключается в том, что она направлена на решение одной из насущнейших задач современной школы – пошаговое формирование функциональной грамотности младшего школьника через систему организации различных видов деятельности обучающихся.
Данная методика основывается на алгоритме, предполагающем организацию деятельности школьников, через последовательное расширение самообучающихся структур (2-4-8-26 чел), в которых осуществляется коммуникация, взаимообучение, развивается саморегуляция и происходит личностный рост каждого обучающегося.
Отличительная черта методики - ее практическая направленность. Методическая разработка «Всегда на шаг впереди» - это организация групповой работы в рамках классно-урочной системы на разных этапах обучения с учетом необходимости постепенного формирования готовности обучающихся к данным формам работы.
Методика опирается на естественную потребность детей в новых впечатлениях, природную любознательность, желание активно учиться.
Цель методики:
формирование отдельных интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника, через систему согласующихся УУД.
Задачи методики:
· создание оптимальных педагогических условий для развития каждой личности в системе самообучающихся структур;
· формирование стойкого и активного интереса к процессу познания в ходе кооперативного обучения;
· формирование и развитие базовых социальных компетенций, лежащих в основе бытовой и коммуникативной грамотности.
Краткое описание методики:
1. Догрупповой этап – самостоятельная работа над определённым заданием.
2. Этап «Первичная кооперация» - парное консультирование, развитие диалогичности сознания.
3. Этап «Основная кооперация»:
Шаг первый: Работа в звеньях (4 чел.) - распределение ролей, закрепление полученного первичного результата, начальный этап формирования социальных компетенций в функциональной грамотности,
Шаг второй: Работа по рядам (5-8 чел.) – развитие навыка конструктивного поведения, переосмысление учебного материала через интеграцию ресурсов группы (знаний, социального опыта, ценности), продолжение развития функциональной грамотности,
3. Этап «Заключительная кооперация» - работа классом – продуктивное взаимодействие за счет интеграции субъектного опыта отдельного ученика в коллективный результат всей группы.
Данный алгоритм проиллюстрирован на Схеме I.
Схема I: «Организационные уровни методики «Всегда на шаг впереди»»
В зависимости от этапа групповой работы меняется и роль учителя: от главного действующего лица, который мотивирует, организует и направляет работу ребенка, до куратора – наблюдателя за работой целого классного коллектива. На Схеме II можно проследить, как меняется роль учителя в данной методике.
Схема II: «Роль учителя в соответствии с методикой «Всегда на шаг впереди»»
Схема III иллюстрирует процесс накопления компетенций обучающимися при переходе от одной самообучающейся структуры к другой.
У учащихся переходя от уровня к уровню, развивается формирующее оценивание.
Схема III: «Развитие компетенций обучающихся по методике «Всегда на шаг впереди»»
Пять «ЗА» в пользу данной методики:
1. Это позволяет ученику саморазвиваться.
2. Это сможет любой ученик, потому что учитель научит его системе кооперативного обучения.
3. Это даёт учителю возможность развивать функциональную грамотность ученика.
4. Это может любой учитель, если ему интересны различные формы организации учебной деятельности.
5. Это позволяет учителю эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Алгоритм данной методики универсален и может быть использован на любом предмете, на самых разных этапах освоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkoe_opisanie_metodicheskoy_razrabotki_kaserina_e.g.docx | 214.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Касериной Е.Г.,
учителя начальных классов, вкк МБОУ «Гимназия №8»
«Всегда на шаг впереди»
Краткое описание методической разработки.
Ключевые понятия, используемые в методике:
- кооперативное обучение - подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, когда участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, ее обсуждение, осмысление и применение в формате групповых проектов, совместных разработок, креативных сессий, мозговых штурмов и т.д.;
- самообучающаяся структура – группа, взаимосвязи в которой обеспечивают создание, приобретение, передачу и сохранение знаний, успешное изменение формы поведения как одного участника, так и группы в целом, отражают новые знания о себе и/или окружающих в режиме реального времени;
- формирующее оценивание - процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы оценить результаты текущей учебной деятельности и определить, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом;
- функциональная грамотность - способность применять полученные в процессе обучения знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений..
Основоположниками концепции корпоративного обучения считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Большое влияние на становление данной концепции оказали практические приемы А. Чандлер, разработавшего концепцию внутрифирменного обучения для японских корпораций. В нашей стране вопросами корпоративного образования сейчас занимается Сбербанк. В отечественной педагогической науке данное направление еще ждет своих исследователей.
Актуальность методики «Всегда на шаг впереди» заключается в том, что она направлена на решение одной из насущнейших задач современной школы – пошаговое формирование функциональной грамотности младшего школьника через систему организации различных видов деятельности обучающихся в рамках самообучающихся структур.
Данная методика основывается на алгоритме, предполагающем организацию деятельности школьников, через последовательное расширение самообучающихся структур (2-4-8-26 чел), в которых осуществляется коммуникация, взаимообучение, развивается саморегуляция и происходит личностный рост каждого обучающегося.
Методическая разработка «Всегда на шаг впереди» - это организация групповой работы в рамках классно-урочной системы на разных этапах обучения с учетом необходимости постепенного формирования готовности обучающихся к данным формам работы. Методика опирается на естественную потребность детей в новых впечатлениях, природную любознательность, желание активно учиться.
Отличительная черта методики - ее практическая направленность.
Цель методики:
формирование отдельных интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника, через систему согласующихся УУД средствами кооперативного обучения.
Задачи методики:
- создание оптимальных педагогических условий для развития каждой личности в системе самообучающихся структур;
- формирование стойкого и активного интереса к процессу познания в ходе кооперативного обучения;
- формирование и развитие базовых социальных компетенций, лежащих в основе бытовой и коммуникативной грамотности.
Краткое описание методики
Этапы развития самообучающихся структур.
- Догрупповой этап - самостоятельная работа над определённым заданием.
- Этап «Первичная кооперация» - парное консультирование, развитие диалогичности сознания.
- Этап «Основная кооперация»:
Шаг первый: работа в звеньях (4 чел.) - распределение ролей, закрепление полученного первичного результата, начальный этап формирования социальных компетенций в функциональной грамотности.
Шаг второй: работа по рядам (5-8 чел.) - развитие навыка конструктивного поведения, переосмысление учебного материала через интеграцию ресурсов группы (знаний, социального опыта, ценности), продолжение развития функциональной грамотности.
- Этап «Заключительная кооперация» - работа классом – продуктивное взаимодействие за счет интеграции субъектного опыта отдельного ученика в коллективный результат всей группы.
Данный алгоритм проиллюстрирован на схеме I.
Схема I: «Организационные уровни методики
«Всегда на шаг впереди»»
В зависимости от этапа групповой работы меняется роль учителя: от главного действующего лица, который мотивирует, организует и направляет работу ребенка, до куратора – наблюдателя за работой целого классного коллектива. Данный процесс представлен на схеме II.
Схема II: «Роль учителя в соответствии с методикой
«Всегда на шаг впереди»»
Схема III иллюстрирует процесс накопления компетенций обучающимися при переходе от одной самообучающейся структуры к другой. Взаимодействие обучающихся в рамках структуры обеспечивает обмен информацией, служит обратной связью, позволяет модифицировать, в зависимости от результатов, процесс преподавания и учения.
Постоянная оценка результатов в группах ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью в рамках взаимодействия внутри групп разного формата.
Субъектами формирующего оценивания становятся не только учитель и ученик, но и детский коллектив, как самообучающаяся структура.
Схема III: «Развитие компетенций обучающихся по методике
«Всегда на шаг впереди»»
Пять «ЗА» в пользу данной методики:
- Это позволяет ученику саморазвиваться.
- Это сможет любой ученик, потому что учитель научит его системе кооперативного обучения.
- Это даёт учителю возможность развивать функциональную грамотность ученика.
- Это может любой учитель, если ему интересны различные формы организации учебной деятельности.
- Это позволяет учителю эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Алгоритм данной методики универсален и может быть использован на любом предмете, на самых разных этапах освоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики Тема: Решение задач "Будем мы всегда здоровы"
Урок математики по теме:Решение задач "Будем мы всегда здоровы" направлен на формирвание у обучающихся умение реализовывать способы действий при решении разных видов задач....
Презентация методической разработки цикла занятий в группе продленного дня по подготовке к участию в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Пусть всегда будет солнце!»
Данная методическая разработка, представленная в виде презентации, поможет учителям, воспитателям ГПД, а также родителям выбрать направления участия в подготовке к празднованию Дня Победы не толь...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Иди всегда дорогою добра"
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Иди всегда дорогою добра"....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка праздника "Вперед, солдат!"
Данный материал можно использовать для проведения внеклассных и классных мероприятий в 1-4 классах общеобразовательных школ при подготовке к празднованию 23 февраля.Цель: воспитание чувства патриотизм...
Методическая разработка : «Авторский квест «Вперед к звездам»».
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пусть всегда будет МИР !"
Каждый год празднует наша страна День Победы. И сегодня, как и 78 лет назад, в далеком сорок пятом, этот праздник остается радостным и трагическим одновременно: никогда не исчезнут из памяти народной ...