Проектная деятельность в начальной школе
статья
Данный материал позволит учителю соориентироваться в целях, задачах и процессе проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы. Метод проектов понимается не только как один из способов взамносвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:
А) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
Б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного процесса, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
В) применяется при изучении разных школьных предметов в общеобразовательных учреждениях различного типа.
Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.
Требования к проектной деятельности:
- Наличие социально-значимой задачи.
- Выполнять проект следует начинать с планирования действий по решению выбранной проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида своего проекта и формы презентации.
- Каждый проект предполагает выполнение исследовательской работы.
- Результатом проекта является продукт
- Созданный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, с доказательствами как наиболее приемлемое средство решения проблем.
Участвуя в проектной деятельности, ученики научатся:
- Находить разнообразный источник информации
- Извлекать информацию, относящуюся к теме
- Расширить кругозор в областях знаний, которые им интересны;
- Планировать работу над проектами
- Сотрудничать друг с другом при выполнении проектов
- Доводить начатое дело до конца
Условия, необходимые для организации проектной деятельности в образовательном учреждении:
- Готовность учителя (взять на себя роль организатора проектной деятельности, , руководителя и консультанта проекта;
- Обучить младших школьников умениям и навыкам, которые необходимы для выполнения проектирования;
- Наличие многообразия информационных ресурсов, которые обеспечивают способность учащихся самостоятельно выбрать темы проекта и их выполнение;
- Организация образовательной среды, выходящей за рамки ОУ
- Соответствующие условия, которые способствуют качественному оформлению проектной деятельности и публичной презентации (доступ к компьютерной технике);
Особенности применения метода проектов в начальной школе:
- Учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
- Выбирать темы детских работ из содержания предметов школьной программы или близкие к ним
- Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития, таким образом обеспечивая мотивацию включения в самостоятельную работу,
- Продолжительность выполнения проекта или исследования необходимо ограничить 1-2 неделями, которые проводятся во время урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Если проект долгосрочный, то в нем надо выделить промежуточные этапы, которые могут заканчиваться ярким запоминающимся мероприятием, оно создает у учащихся положительный настрой для выполнения работы над проектом в дальнейшем
- Целесообразно в время работы над проектом включать прогулки-наблюдения, экскурсии, работу с различными источниками информации, в том числе и текстовыми, обширную общественную презентацию ( пригласить руководителей, родителей, педагогов, и др.)
- Каждый проект учащихся должен быть доведен до успешного завершения, тем самым оставляя у ребенка ощущение гордости от выполненной работы и за полученный результат, а также желания выполнять такого плана работу в будущем.
Урок проектного обучения
Этапы работы:
- Мотивационный - учитель: сообщает общий замысел, создает положительный, доброжелательный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, спорят, предлагают собственные идеи);
- Планирующий (подготовительный) – определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности
- Информационно-операционный – ученики: собирают необходимый материал, работают с разнообразной литературой и другими источниками, непосредственно выполняют сам проект; учитель в свою очередь наблюдает, поддерживает, координирует, сам выступает в роли информационного источника
- Рефлексивно-оценочный – ученики: представляют проекты своей деятельности, коллективно обсуждают и участвуют в оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель на последнем этапе выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Литература:
- Засоркина Н.В. и др. Метод проектов в начальной школе: система реализации – Вогоград:Учитель, 2010 – 135 с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя, М. Просвещение, 2011 – 192 с.
- Феоклистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. Волгоград: Учитель, 2011 – 142 с.
- Материалы семинара «Реализация стандартов второго поколения средствами проектной деятельности, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...