Учебная успешность как условие оптимального развития школьников.
статья
«Если ребёнок знает, что он успешен,
у него появляется желание достичь большего...
Очень многое зависит от педагога,
который должен поставить ребёнка в ситуацию успеха…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_uspeshnost.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учебная успешность как условие оптимального развития школьников»
«Если ребёнок знает, что он успешен,
у него появляется желание достичь большего...
Очень многое зависит от педагога,
который должен поставить ребёнка в ситуацию успеха…»
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения, одним из которых является школа. Ребёнок, приходя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, то есть хочет быть успешным. Ведь именно успех является единственным источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей.
Кроме того, переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
- позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует такие личностные особенности, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность и активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, у каждого человека существуют по отношению к деятельности два разнонаправленных мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчётливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиться успеха в этой деятельности, при этом активно ищут средства и условия, способствующие этому. Они также рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для таких людей характерна мобилизация сил и сосредоточение внимания на достижении поставленной цели.
Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегании неудачи. Человек, не уверенный в своём успехе, боится критики и изначально настроен на неудачу. С работой, в которой уже случались неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от этой деятельности. В результате он часто оказывается неудачником с «выученной беспомощностью».
Выбор мотива в этой теории тесно связан с самоотношением и самооценкой. Чем адекватнее оценивает себя человек, тем более вероятен для него выбор мотива достижения успеха. Кроме того, выбор мотива достижения успеха, как правило, происходит у людей с сильной и лабильной нервной системой. Люди тревожные, но адекватно оценивающие ситуацию, трезво сопоставляющие свои возможности и потребности окружения, хотя это и даётся им с трудом, тоже могут рассчитывать на успех. Если данный успех будет подкреплён признанием со стороны, то это будет служить важным побудителем к дальнейшей деятельности.
Уверенное и неуверенное поведение являются основными составляющими успеха-неуспеха. Способность открыто говорить о чувствах, умение сказать «нет» и, напротив, страх критики, страх потребовать своё, чувство вины и чрезмерная конформность – всё это обусловливает уверенность-неуверенность в поведении. Уверенному человеку свойственно как принимать похвалу, критику и требования, так и самому критиковать, требовать и хвалить других. Гораздо сложнее приходиться неуверенному в себе человеку.
Согласно этой теории, условно можно выделить 4 типа преобладающей направленности мотивации у детей школьного возраста: (см. таблицу)
Преобладающая направленность мотивации | Уровень самооценки | Уровень притязаний | Преобладающее эмоциональное состояние | |
1 тип | Обе потребности развиты сильно | Часто меняющийся | Высокий | Повышенная эмоциональность, аффективные реакции |
2 тип | Обе потребности развиты слабо | Ниже среднего | Низкий | Апатия, безразличие или кажущееся безразличие в связи с высокой тревожностью |
3 тип | Потребность достижения успехов развита сильнее, чем потребность избегания неудачи | Выше среднего | Высокий | Адекватное ситуации, уверенность в себе и своей деятельности |
4 тип | Потребность избегания неудачи развита сильнее, чем потребность достижения успехов | Ниже среднего | Высокий | Пониженное, неуверенность в себе и своей деятельности |
Эти рекомендации по оцениванию нельзя понимать буквально, ведь личностные качества детей могут сочетаться. Например, импульсивные дети могут быть тревожными, а безразличные часто скрывают за этим неуверенность.
Опыт работы показывает, что количество школьников со средним и высоким уровнем выраженности мотивации достижения успеха (тип 3) составляет примерно одну треть, а две трети – дети с мотивацией избегания неудачи. То есть только каждый третий ребёнок имеет продуктивное отношение к учебной деятельности, ориентирован на процесс выполнения задания.
Учащиеся с высокой мотивацией достижения приписывают свои успехи в учении внутренним факторам (способностям и усилиям), а неуспехи - отсутствию необходимых усилий. Чем выше мотивация достижений, тем чаще воспринимают и объясняют учащиеся результаты своего поведения действиями внутренних, нестабильных и произвольно контролируемых факторов.
Остальные две трети детей в большей степени ориентированы на оценку. Выполняют работу, думая об оценке, не желая получить низкий балл. При этом количество импульсивных, эмоциональных детей, отличающихся поспешностью в принятии решений, ищущих большего признания, составляет также около трети (тип 1).
Низкие показатели мотивации достижения характерны для детей, склонных к депрессивным, невротическим состояниям (типы 2 и 4). Учащиеся с низкой мотивацией достижения не могут, как правило, объяснить свой успех в учении, а при объяснении неуспеха склонны обвинять себя в отсутствии способностей.
Дети, относящиеся к типу 2, отличающиеся апатичностью, безразличием, повышенной конформностью, встречаются гораздо реже. Но именно эти дети требуют особого внимания к себе со стороны учителя и психолога. Их отношение к деятельности называют «выученная беспомощность», или фатализм (неуспех приписывается невезению в жизни). Такое состояние сопровождается переживаниями собственного бессилия и беспомощности и полным отказом от выполнения даже простых заданий.
«Выученной» такая беспомощность называется потому, что она сформирована объяснениями неоднократно повторяющихся ситуаций неуспеха. Эти объяснения учащийся получает сначала от родителей, от сверстников, от учителей, а затем от самого себя. Обращение к внешним причинам неуспеха - это психологическая защита.
Говоря об успешности, нельзя не обратить внимания на психологическое здоровье каждого ребёнка. Именно из-за тех или иных нарушений психологического здоровья он не сможет добиться успехов в деятельности.
Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:
- Принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
- Принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
- Хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
- Стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Если эти характеристики рассматривать в качестве задач по формированию успешности, то для их решения можно выделить несколько этапов, которые сведены в таблицу.
Характеристики личности | Условные этапы | |||
Принятие себя | Интериоризация вопроса «Какой Я» | Поиск достоинств в себе | Поиск недостатков | Интеграция в целостное Я |
Принятие других | Интериоризация вопроса «Какие они» | Поиск достоинств в других | Осознание недостатков других и их причин | Осознание общности между другими и собой |
Рефлексивность | Развитие психологической речи | Формирование «эмоциональной грамотности» | Осознание причин своих поступков | Осознание своих целей путём достижения |
Умение находить ресурсы | Поиск ресурсов в типичных трудных ситуациях | Поиск ресурсов в обобщённых мнениях | Осознание своей «внутренней силы» | Овладение механизмом «самопомощи» |
Для того чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным, учителю необходимо научиться создавать ситуацию успеха на уроке.
Ведь когда ученик достигает этого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное решение, то он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нём некоторое время сосредотачивается внимание класса. И именно такая ситуация может иметь большое значение.
Во-первых, у ребёнка возникает прилив энергии, он стремится ещё и ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.
Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.
Если научиться создавать ситуации успеха и управлять ими, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс. А это, в свою очередь, приведёт к успешным результатам в обучении.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Выделяют несколько типов ситуации успеха:
- Неожиданная радость.
- Общая радость.
- Радость познания.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения этот тип ситуации успеха является результатом продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Рассмотрим некоторые приёмы создания «неожиданной» радости:
Приём «Лестница» или «Встань в строй».
Речь идёт о ситуациях, когда учитель ведёт воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Самым сложным в этом приёме будет первый шаг, результатом которого является перелом состояния психологического напряжения и создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
(Особенно сложно - в подростковом возрасте)
Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в восемь часов у входа в кинотеатр. Свидание назначено поздно, чтобы ученик думал, что пригласил кто-то из друзей или одноклассников, во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох, чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Поскольку у ученика по отношению к учителю был психологический барьер, то на контакт он не шёл.
Результат отличный! Ученик на столько поражён сложившейся ситуацией, что безропотно идёт на контакт с учителем и принимает активное участие в разговоре.
Так постепенно, шаг за шагом, можно добиться успеха в учебной деятельности.
Приём «Даю шанс».
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Рассмотрим следующую ситуацию:
Алёша – отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. На уроке вышел отвечать и ответил настолько слабо, что учитель, разочарованный вынужден поставить тройку. Такая же ситуация повторилась ещё на нескольких уроках. На протяжении недели учитель ни разу не спрашивал Алёшу, хотя понимал, что класс ждёт от него другой тактики.
В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алёши, то он сказал, что удивлён его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алёши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но, тем не менее, учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алёша отвечает плохо. Но учитель ко всему общему удивлению ставит ему хорошую оценку и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом
уроке хорошие отметки, но спрашивать не будет, пока он сам не захочет показать настоящие знания.
На следующем уроке обещание учителя было выполнено, но Алёша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском. Уже на следующем уроке он принял активное участие в работе класса и получил заслуженную оценку.
Используя этот приём, необходимо всё подробно продумать, спланировать и проанализировать, так как подобная ситуация подойдёт далеко не всем ученикам.
Общая радость – состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.
Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребёнку почувствовать себя удовлетворённым, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена коллектива.
Раскроем приёмы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
Прием «Следуй за нами».
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Приём «Эмоциональный всплеск».
Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение должны стать настоящим эмоциональным всплеском, который в свою очередь приведёт к созданию ситуации успеха.
Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ пробудить его горячим словом учителя, то в конечном итоге, у ребёнка формируется вера в себя, вера в успех.
Приём «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».
Этот приём может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчёте, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастёт в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Последним типом ситуации успеха является радость познания.
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьёзных причин. Её главное условие – общение.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
Приём «Эврика».
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребёнка, поставить перед ним новые, более серьёзные задачи, вдохновить на их решение.
Приём «Линия горизонта».
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружение в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
Технология создания ситуации успеха.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
- Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили».
- Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в его силы и возможности.
«У вас обязательно всё получится». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
- Скрытое инструктирование ребёнка в способах о формах совершения деятельности. Помогает избежать поражения. Достигается путём намёка, пожелания.
«Возможно, лучше начать с…». «Выполняя работу, не забудьте о ...»
- Внесение мотива. Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после её выполнения.
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
- Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.
«Только тебе я могу доверить…»
- Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
«Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»
- Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
«Тебе особенно удалось это объяснение…».
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Система методов создания ситуации успеха.
Всем известно, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Реализовать эту задачу поможет дифференцированное обучение. Поскольку оно позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Так, при изучении нового материала можно создать в классе группы, условно разделив их на «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.
Вторая и третья группы продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. А учитель имеет возможность поработать с группой слабых учащихся и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интерес к предмету, а самое главное, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, работая самостоятельно, чувствуют неуверенность в собственных силах. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.
Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетание педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи. Всё это повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Использование метода проектов в технологии создания ситуации успеха позволит:
- развить активную позицию ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
- повышает уверенность в себе, уровень мотивации учения;
- построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения учащиеся. Для этого можно использовать приём «Дерево настроений».
На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Можно использовать любой цвет листьев, например:
- красный – агрессивность, спонтанная активность, критическое отношение к себе;
- жёлтый – солнечное настроение, потребность в активности, удовлетворённость своими успехами;
- зелёный – спокойное ровное настроение.
- фиолетовый – угнетённое настроение, нежелание общаться.
Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребёнка, признание его успехов. С этой целью можно использовать папку достижений (портфолио), которая поможет ученику оценить свои возможности и в дальнейшем их реализовать.
В заключение, хотелось бы сказать, что ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. А это позволит им успешно адаптироваться в наше бурное время, поскольку учебная успешность является одним из важнейших условий оптимального развития школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учебная мотивация - основное условие успешного развития обучения"
Выступление на педсовете....
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности" Отчёт по теме самообразования
«Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности»...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
Информатизация учебного процесса как условие развития личности младшего школьника
В статье рассказывается о необходимости изучения информатики в начальной школе...
Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»
Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....