Создание и организация условий, инициирующих детское творчество через проектную деятельность
методическая разработка (1 класс) по теме
В работе рассказывается о работе над творческим долгосрочным проектом, посвященным творчеству С.В. Михалкову
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 57.5 КБ |
Игра-путешествие по произведениям С.В. Михалкова | 111.4 КБ |
Предварительный просмотр:
V Московские методические чтения
«Фестиваль методических идей»
Тема:
«Создание и организация условий, инициирующих детское творчество через проектную деятельность».
Васильковская Лариса Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 2053
Вахлакова Татьяна Федоровна,
библиотекарь ГБОУ СОШ № 2053
Москва 2013 г.
Пояснительная записка
Представление методического опыта по направлению:
- проектная и исследовательская деятельность на уроке и внеурочной деятельности в области гуманитарных предметов, пути повышения учебной мотивации учащихся и др.
Тема мастер-класса: «Создание и организация условий, инициирующих детское творчество через проектную деятельность».
Требуемая аппаратура: мультимедийное оборудование для показа презентации (компьютер, проектор).
Характеристика аудитории (можно провести с любым количеством присутствующих)
В приложении будет представлено:
-презентация выступления
-буклет с рекомендациями для педагогов
-сборник кроссвордов «Подарок будущему первокласснику»
-сценарий игры-путешествия «По страницам прочитанных произведений»
(слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы представляем ГБОУ среднюю общеобразовательную школу № 2053 ЮВОУО. Я, учитель начальных классов Васильковская Л.А, библиотекарь нашей школы Вахлакова Т.Ф.
Тема нашего выступления «Создание и организация условий, инициирующих детское творчество через проектную деятельность»
(слайд 2-эпиграф)
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский
Мы представим опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников.
Введение в тему
У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Поэт, художник, музыкант –
Такими сразу не родятся…
В любом из нас зарыт талант,
Лишь стоит только покопаться.
Учитель должен создавать творческую образовательную среду, в которой дети будут иметь возможность проявить себя, развивать свои природные способности в новых для себя условиях.
Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Именно через проектную деятельность ребёнок сможет самосовершенствоваться и самореализоваться.
(слайд 3)
Актуальность
В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка. Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.
Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1 классов не могут осуществлять проектную деятельность самостоятельно, поэтому мы, педагоги, организуем и направляем эту деятельность.
(слайд 4 )
Более подробно мы расскажем, как была организована исследовательская деятельность учащихся двух 1 классов при создании проекта «Держава детства».
На уроках обучения грамоте мы прочитали веселый рассказ «Щенок» и узнали, что написал его Сергей Михалков. Но были среди ребят и такие, кто не слышал и даже не был знаком с произведениями этого автора. Тогда – то и родилась идея глубже познакомиться с творчеством этого писателя, прочитать и другие его произведения.
(слайд 5)
Именно идея определила цель проекта – глубже познакомиться с творчеством Сергея Михалкова и повысить уровень читательской культуры.
(слайд 6)
Задачи:
-расширение круга чтения учащихся;
-формирование читательской самостоятельности;
-развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к прочитанному;
-учиться работать в команде, делиться своими идеями, предлагать пути их решения;
-формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве.
(слайд 7)
Предполагаемые результаты:
- повышение интереса к книге;
-расширение кругозора в различных областях знаний;
-создание среды взаимопонимания;
- активизация социального взаимодействие взрослых и детей;
- произойдёт культурное событие, где учащиеся увидят конечный результат своей деятельности, который повысит их самооценку, вызовет желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
(слайд 8)
Тип проекта
Этот проект творческий, т.к. предполагает максимально свободный подход в решении задач.
Межпредметный (интегрированный) – проект, интегрирует тематику нескольких предметов (литературное чтение, ИЗО, технология, музыка, ИКТ), выполняется в урочное и во внеурочное время.
долговременный– 4 месяца
(слайд 9)
Этапы работы над проектом
(слайд 10)
Подготовительный этап
На подготовительном этапе работы над проектом был проведён опрос.
В интервью ребятам предложили ответить на два вопроса:
1.Чем любите заниматься в свободное время?
2.Выберите то занятие, которое вам больше нравится, объясните свой выбор.
- рисование
- создание мультфильмов
- чтение и разучивание стихов
- сочнение историй, сказок, стихов…
- участие в театрализованной постановке
Таким образом, дети сами выбрали вид деятельности, который им интересен.
После проведённого опроса ребята приняли решение о создании 5 творческих групп.
1.Группа «Артистёнок» приступила к репетициям сказки «Как старик корову продавал»;
(Будет показан мастер-класс по организации работы с группой «Артистёнок». Знакомство с произведением. Характеристика героев. Распределение ролей. Работа над мимикой и жестами. Правила сценической постановки.)
2. Группа «Кинорежиссёры» в программе amove приступила к
созданию мультимедийного фильма с закадровым озвучиванием;
3. «Сценаристы» под руководством Татьяны Фёдоровны, библиотекаря школы, готовили викторину по произведениям С.В. Михалкова;
4. «Оформители» совместно с родителями приступили к выпуску стенгазеты и к подготовке выставки рисунков «Михалков - детям»;
5. Группа «Путешественники», в которую вошли учащиеся 1 и 5 классов, родители, учителя, включились в процесс создания сценария игры –путешествия «По страницам прочитанных книг».
(слайд 14)
Основной этап
Конкурс чтецов проходил в 3этапа.
1этап-классный
2этап-общешкольный
3этап- окружной
Победители окружного этапа выступили на празднике, который проходил на заключительном этапе работы над проектом.
(слайд 15)
Конкурс рисунков
Лучшие творческие работы были представлены на выставке рисунков «Михалков - детям». В голосовании принимали участие учащиеся школы, родители, учителя.
(слайд 16)
Работа клуба читателя
Основными задачами клуба являются формирование нравственных качеств личности через знакомство детей с миром детской литературы;
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель занятий: расширение круга чтения учащихся.
Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, беседы с элементами тренингов.
Такие формы проведения занятий позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.
Задания, формирующие интерес к чтению:
- Чтение по ролям.
- Придумать к рассказу продолжение.
- Составить вопросы к тексту.
- Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
- Разгадывание и составление кроссвордов. Детям дается для самостоятельного чтения произведение, а затем предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.
Мы составили кроссворды по произведениям Михалкова.
( Мастер-класс с аудиторией по составлению кроссворда к произведению Михалкова «Дядя Стёпа». Будет дан алгоритм работы и составлен кроссворд по произведению).
(слайд 17)
Викторина
(слайд18)
Защита проекта
Организованное учащимися, родителями и педагогами в актовом зале школы произошло культурное событие. Каждая группа творчески отчиталась о проделанной работе. «Кинорежиссёры» продемонстрировали мультимедийный фильм. Группа «Артистёнок» показала инсценировку сказки С.В.Михалкова. «Путешественники», учащиеся 5 классов провели игру-путешествие «По страницам прочитанных книг».
Участие в таком культурном мероприятии существенно расширило опыт конструктивного, творческого поведения учащихся в социуме.
(слайд19)
Продукт проекта
Литературно-музыкальная композиция «Держава детства».
(слайд 20)
Критерии успеха
1.Повысился интерес к чтению
2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
3. Продукт проекта Литературно-музыкальная композиция «Держава детства» может быть использован другими коллективами для проведения внеклассных мероприятий.
4. Информация о ходе работы над проектом широко распространена.
5. Получено удовольствие от своей деятельности.
Мы подготовили для вас буклет, в котором отразили некоторые рекомендации учителям начальных классов по формированию у учащихся навыков читательской деятельности.
1.Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.
2.Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.
3.Вызвать у ребенка желание к самостоятельному поиску, развивать активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.
4.Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.
5.Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.
Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал бы творческой личностью. Личностью самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.
Читательская деятельность не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.
Дети–это национальное достояние любой страны, её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель создаст и организует условия, инициирующие детское творчество учащихся, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу России.
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие « По страницам прочитанных произведений» С.В.Михалкова.
Авторы: Учителя ГБОУ СОШ №2053 Васильковская Л.А. и Птицына Е.С.
Всего в игре принимают участие – 6 команд. Названия можно предложить придумать детям до начала праздника.
Помощники:
Для проведения игры необходимы 6 человек, цель которых будет стоять на станциях, давать задание и координировать действия участвующих команд.
Помощниками могут быть учащиеся старших классов.
Все помощники должны быть ознакомлены с их предстоящей деятельностью.
Правила игры:
Игра – кругосветка включает в себя передвижение команд по станциям, с помощью путеводного листа и выполнение заданий с целью получения количественных оценок (баллов). Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем. Сигналом к переходу является звонок ведущего.
Сценарий
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по любимым произведениям замечательного поэта Сергея Владимировича Михалкова. Мы будем не только путешествовать, но и соревноваться. К этой игре вы долго готовились: читали произведения Михалкова, рисовали рисунки, составляли вопросы по тексту. Мы объявляем о начале игры, приглашаем родителей для участия в игре и получить маршрутные листы.
Жеребьевка.
Каждый участник из коробки вытягивает снежинку. Цвет снежинки определяет команду. Участники подходят к своему столу, цвет скатерти на столе совпадает с цветом снежинки. Посмотрите внимательно на свою снежинку и найдите свой игровой стол.
Представление команд
1 команда "Фантазеры"
2 команда "Друзья»
"3 команда "Умники и умницы»
4 команда "Непоседы"
5 команда "Весельчаки"
1 станция. Распутай клубок.
Помощник дает детям лист, на котором зашифрована фраза из произведения С. Михалкова "Котята". Дети, распутывая клубок, отгадывают произведение.
Задание: Котёнок играл с клубком. Нитки запутались. Распутайте нитки. Если сделаете правильно, то у вас получится предложение.
( Вы послушайте, ребята,
Родились у нас котята…
Их по счёту, ровно пять..)
Кто автор этого произведения? (1 балл)
Можете продолжить? (1 балл)
2 станция. Продолжи стихотворение.
Помощник читает отрывок из произведения Михалкова, дети продолжают его и отгадывают название.
3 станция. Снежинка.
Участники наклеивают свою снежинку на плакат, место указывает помощник. В результате получается слово, которое зачитывается в конце игры. Это слово «Диплом».
4 станция. Живые картинки.
Участники собирают картинку из пазлов. Называют произведение.
5 станция. Угадай произведение.
Помощник читает отрывок из произведения С. Михалкова, дети называют произведение.
-В наших классах
Каждый знайка,
Но, попробуй, угадай-ка,
И, в одно мгновение,
Узнай произведение.
Нос распух, не видно глаза
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
(Мой щенок.)
Вот у Коли, например
Мама – милиционер,
А у Толи и у Веры,
Обе - мамы
(А что у вас?)
Мне поставили
Сегодня телефон,
И сказали
"Телефон у нас включен!"
Я могу по телефону,
С этих пор,
С кем хочу вести,
Из дома разговор.
(Телефон)
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук,
Основал для насекомых
Академию наук.
(Лесная академия.)
Зеленые стебли,
Как сосны в лесу,
На крыльях его,
Осыпают росу.
(Веселый жук)
Кто же это?
Почему
Тащат валенки ему,
Меховые рукавицы,
Чтоб не мог он простудиться.
(Про мимозу)
Помотал один рогами,
Уперся другой, ногами…
Как рогами не крути
А вдвоем нельзя пройти.
(Бараны)
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет.
(Прививка)
6 станция. Доскажи словечко.
Помощник читает отрывок , участники называют произведение.
Подсчет баллов ведут помощники.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью /Каланча/
Четырнадцать лет ему было,
И нёс он дорожный мешок,
А в нём полотенце и мыло
Да белый зубной /порошок/
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла
На хвосте жужжит /пчела/
Взад – вперёд по скользкой палубе
Ходит мокрый капитан.
Взад- вперёд по скользкой палубе
Ходит мокрый /таракан/
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом конь жует овес
Кость грызёт дворовый /пёс/
Прихромал Барбос кудлатый,
- Кто за чем, а я за ватой.
Застудил я левый бок
Под дождём вчера /промок/
Кто - то шариковой ручкой,
Через весь альбомный лист
Вывел подпись с закорючкой….
Шахматист или /артист/
Я лежу в своей постели –
Мне положено болеть:
Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу,
Пью солёную микстуру
Кисло горло /полощу/
Ведущие объявляют победителей. Награждение дипломами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация детского речевого творчества методом проектной деятельности
Для развития речевого творчества в своём классе я предложила детям интересное полезное творческое задание - исследование для всей семьи «Энциклопедия одного сло...
Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»
Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...
Организация парной и групповой работы через проектную деятельность учащихся на уроках технологии по программе "Начальная школа XXI века"
Я представила виды работ при организации парной и групповой работ на уроках технологии....
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....
Развитие технического творчества младших школьников через проектную деятельность
Говорят, что творческое начало есть в природе каждого человека. Маленькие дети, как известно, исследователи с детства. Их привлекает жажда новых приключении и впечатлений, активный поиск и желани...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»
Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...