«Дифференцированный подход при обучении младших школьников»
методическая разработка

Вакилова Ляйсан Муллагалиевна

успешность ребенка в обучении, темп овладения материалом, качество знаний и умений зависит от познавательных возможностей и способностей учащихся. И не учитывать эти факторы в обучении просто невозможно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Дифференцированный подход

при обучении младших школьников»

В своей работе я столкнулась с тем, что, выбрав определенный уровень и темп работы на уроке, только для определенной части учеников этот темп был нормальным, для других он был слишком быстрый, для третьих – медленный. Предлагая детям одно задание, некоторые ребята справлялись с этим заданием очень быстро, другие значительно медленнее. Один и тот же текст одни дети понимали с первого прочтения и без сложностей отвечали на вопросы, другим детям нужно было повторное чтение текста. А некоторым – нужно было прочитать текст 3-4 раза, чтобы разобраться с предлагаемыми вопросами.

Таким образом, я сделала вывод, что успешность ребенка в обучении, темп овладения материалом, качество знаний и умений зависит от познавательных возможностей и способностей учащихся. И не учитывать эти факторы в обучении просто невозможно!

Я поставила перед собой задачу – создать такие условия, при которых возможно использовать и учитывать особенности и способности всех обучающихся. И решение этой задачи связано с применением дифференцированного подхода в обучении.

Как было уже сказано класс делится в основном на 3 группы:

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дифференциация применяется в различных звеньях процесса обучения. На отработку нового материала слабым ученикам должно быть отведено достаточное количество времени, а сильным ученикам после объяснения темы можно дать для самостоятельного выполнения тренировочные упражнения. Закрепление пройденного. Необходимость дифференциации особенно велика при закреплении и применении знаний. Поэтому учащиеся нуждаются в закреплении и упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом количестве. У более сильных учеников на этом этапе работы освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. На этапе закрепления важно так организовать учебную работу, чтобы каждый ученик выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытывать учебный успех.

Я использую различные способы дифференциации. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, сложности, объему, трудности. Использование в своей работе дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше.

При изучении любого правила и его отработке на практике, выполняя упражнения, детям предлагаю задания различного уровня сложности. На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например, выполнение задания разными способами, самостоятельное составление задач, матема-тических выражений, уравнений и др. самостоятельное составление заданий к тексту, придумывание собственных примеров с изученной орфограммой, составление кроссвордов, загадок на словарные слова, составление словосочетаний, предложений, текстов на изученное правило.

Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов, могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.

Я не всегда делю класс на 3 группы, иногда на 2.

Например, при изучении темы “Безударные гласные”

1 уровень: “Вставь в слова пропущенные буквы и подчеркни их”

2. Уровень: “Вставь безударную гласную и запиши проверочное слово, обозначь ударную и безударную позицию звука”.

Для отработки знания правила предлагаю детям проверочную работу:

1 уровень: “Вставьте нужное слово в правило (устно) и выбери вариант ответа по теме”.

2 уровень: “Прочитай утверждения, выбери нужное.”

По уровню развития письменной речи. Задания по развитию письменной речи на обучающих этапах тоже носят дифференцированный характер.

1 уровень: выбирать заголовок к тексту из предложенных заголовков

2 уровень: озаглавить текст самостоятельно.

Состав слова (3кл.)

Уровень 1. Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 2. Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- , -ов-, -н- однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 3.

Образуйте от основ данных слов при помощи разных суффиксов однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

На уроках математики тоже использую дифференцированный подход.

Низкий  ур. - Реши уравнение: х +5= 15

Средний ур. – Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши.

73 – х = 40

50 – х = 64

х + 25 =50

Высокий ур. - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.

72 – х = 40

х + 35 =60

х -24 = 46

25 : х = 5

9 + х = 59

Cамостоятельная работа: кто больше решит примеров за 5 минут

15 + 76

93 – 38

47 +29

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например,

  • выполнение задания разными способами
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
  • самостоятельное составление заданий к тексту, придумывание собственных примеров с изученной орфограммой, составление кроссвордов, загадок на словарные слова, составление словосочетаний, предложений, текстов на изученное правило;

Например, на уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением в словарной работе, даю такие задания (по уровню творчества).

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации. Варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом.

Если у детей возникло желание сделать работу другого уровня, они чувствуют свою силу, то я не отказываю им в этом. Право выбора сложности заданий оставляю за учеником. Если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.

Чтобы помочь детям усвоить те или иные знания, закрепить тот или иной материал я использую помощь консультантов. В роли консультантов выступают дети 3 группы. За партами стараюсь посадить слабого ученика с сильным.

Дифференцированный подход использую при подборе домашних заданий. Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания самостоятельно - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания творческого или поискового характера (подобрать материал по теме..., найти в словарях, составить предложения к заданным схемам, написать сказку с использованием группы словарных слов, написать письмо какому-то литературному персонажу).

Творческие разноуровневые домашние задания.

Для 1 группы: Выполни пересказ сказки «Лиса и журавль»

Для 2 группы: Перескажи сказку «Лиса и журавль» от лица лисы 
(журавля)

Для 3 группы: Перескажи кратко. Сделай  иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Со слабоуспевающими детьми провожу индивидуальные занятия после уроков. Провожу индивидуальные беседы с родителями, как помочь ребёнку учиться.

Сильных учащихся стараюсь привлечь для объяснения нового материала (приготовить какую-то информацию, доклад к уроку), олимпиадные задания.

В своём выступлении я также отмечу, что дифференциация не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.

Деление детей по уровню развития негуманно.

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

Высвечивается социально-экономическое неравенство.

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников

Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов  Содержание        1. Цель диф...