Методические приемы" ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ"
методическая разработка
Вданном материале представлены методические приемы критического мышления , которые можно активно использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы « ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ»
- Стадия вызова
Приемы на этой стадии направлены
- На актуализацию ранее полученных знаний по теме;
- На вызов интереса к теме( пробуждение любопытства);
- На определение личной цели изучения предстоящего материала.
Парная « мозговая атака». Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают что знают по этой теме. Можно составить и список вопросов. Здесь важен лимит времени.
Групповая « мозговая атака». Предыдущий прием может использоваться и в группе. Тогда появляется большее количество идей, возникают разногласия и споры.
Ключевые термины. Из текста выбираются 4-5 ключевых слов и выписываются на доску. Парам отводится пять минут, чтобы дать методом « мозговой атаки» общее объяснение этих терминов и предложить, как они могут быть применены конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить.
Перепутанные логические цепи. Обычно применяется в группе. Учитель выписывает 5-6 отдельных событий, каждое на отдельный лист. Листы перемешиваются . Группе предлагается восстановить порядок событий. Затем это проверяется при чтении текста.
Свободное письменное задание. Предложить за пять минут записать все. Что приходит в голову по предстоящей теме. Затем предложить прочитать написанное партнеру.
Разбивка на кластеры
« Знаю- Хочу узнать-Узнал»
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Обсуждаем, заносим сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются | Спорные идеи и вопросы. Пожелания, что еще хотели бы узнать | Что узнали нового. Сравнение того, что знали раньше, с полученной информацией |
- Стадия осмысления
Когда учащиеся вспомнили, что знали раньше, задались конкретными вопросами поставили цели, они переходят к следующей стадии- осмысление.
Маркировка текста ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления).
Учащимся предлагается знаковая маркировк текста при чтении.
- «галочкой»помечают то, что уже известно
- знаком « минус» то, что противоречит их представлениям
- знаком « плюс» то, что является для них новым знанием, интересным и неожиданным
- «вопросительный знак» ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подроьнее.
Взаимоопрос. Если учащимся требуется помощь для выделения информации из текста, можно предложить взаимоопрос. Суть: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном. Этот прием может использоваться и с целым классом.
Взаимообучение. Учиться вместе легче и интереснее. Этот прием лучше подходит для работы с информативным текстом.
«Двойные дневники»
Цитата Записать какая часть текста произвела наибольшее впечатление | Комментарий Что заставило написать именно эту цитату |
- Стадия размышления.
Многие приемы. Которые использовались на предвдущих стадиях логически переходят в стадию размышления.
Например:
Парная «мозговая атака». Парное подведение итогов. Можно вернуться к своим записям и сравнить, какое мнение у них было до и какое появилось после чтения текста.. Можно составить новый список: что нового и важного узнали из текста.
Возвращение к ключевым терминам. После чтения просят описать, как эти слова в действительности используются.
Возвращение к перепутанным логическим цепям.
Объяснить как восстановлен порядок.
Возвращение к « Знаю-Хочу узнать-Узнал».
Маркировочная таблица ИНСЕРТ
Заполнение инсертной таблицы
Галочка | Минус | Плюс | Вопросительный знак |
Думай самостоятельно
Совместная деятельность, которая приглашает учащихся к размышлению над текстоми облечению своих мыслей в слова с помощью партнеров.
Техника проведения дискуссий.
Четыре правила, чтобы дискуссия не буксовала.
- УТВЕРЖДЕНИЯ. Это способ отреагировать. Подтвердить понимание и выразить недоумение по поводу высказанного. Утвердительные фразы звучат менее жестко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному высказыванию.
- ВОПРОСЫ. Учащиеся с большим интересом обсуждают свои вопросы, чем вопросы учителя.
Надо чаще провоцировать их на эти вопросы.
- СИГНАЛЫ. Часто комментарий учителя оказывается более вксемым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов.
- МОЛЧАНИЕ. Когда задан вопрос, дайте время на размышление.
« Оставьте за мной последнее слово».
Когда дискуссия закончена, можно в классе или дома написать свое личное мнение по обсуждаемому вопросу.
Десятиминутное сочинение, письменные задания, пятиминутное эссэ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
ссылка на методические материалы постоянно действующего районного муниципального семинара "Методическое сопровождение учителей 1-х классов при переходе на ФГОС"
http://engschool33.ucoz.ru/index/0-11...
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
- Мне нравится (1)