Методические приемы" ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ"
методическая разработка

Рахчевская Наталья Михайловна

Вданном материале представлены методические приемы критического мышления , которые можно активно использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

              Методические приемы « ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ»

  1. Стадия вызова

Приемы на этой стадии направлены

  • На актуализацию ранее полученных знаний по теме;
  • На вызов интереса к теме( пробуждение любопытства);
  • На определение личной цели изучения предстоящего материала.

Парная « мозговая атака». Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают что знают по этой теме. Можно составить и список вопросов. Здесь важен лимит времени.

Групповая « мозговая атака». Предыдущий прием может использоваться и в группе. Тогда появляется большее количество идей, возникают разногласия и споры.

Ключевые термины. Из текста выбираются 4-5 ключевых слов и выписываются на доску. Парам отводится пять минут, чтобы дать методом « мозговой атаки» общее объяснение этих терминов и предложить, как они могут быть применены конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить.

Перепутанные логические цепи. Обычно применяется в группе. Учитель выписывает 5-6 отдельных событий, каждое на отдельный лист. Листы перемешиваются . Группе предлагается восстановить порядок событий. Затем это проверяется при чтении текста.

Свободное письменное задание. Предложить за пять минут записать все. Что приходит в голову по предстоящей теме. Затем предложить прочитать написанное партнеру.

Разбивка на кластеры

« Знаю- Хочу узнать-Узнал»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Обсуждаем, заносим сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются

Спорные идеи и вопросы. Пожелания, что еще хотели бы узнать

Что узнали нового. Сравнение того, что знали раньше, с полученной информацией

  1. Стадия осмысления

Когда учащиеся вспомнили, что знали раньше, задались конкретными вопросами поставили цели, они переходят к следующей стадии- осмысление.

Маркировка текста ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления).

Учащимся предлагается знаковая маркировк текста при чтении.

- «галочкой»помечают то, что уже известно

- знаком « минус» то, что противоречит их представлениям

- знаком « плюс» то, что является для них новым знанием, интересным и неожиданным

- «вопросительный знак» ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подроьнее.

Взаимоопрос. Если учащимся требуется помощь для выделения информации из текста, можно предложить взаимоопрос. Суть: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном. Этот прием может использоваться и с целым классом.

Взаимообучение. Учиться вместе легче и интереснее. Этот прием лучше подходит для работы с информативным текстом.

«Двойные дневники»

   Цитата

Записать какая часть текста произвела наибольшее впечатление

  Комментарий

Что заставило написать именно эту цитату

  1. Стадия размышления.

 Многие приемы. Которые использовались на предвдущих стадиях логически переходят в стадию размышления.

Например:

Парная «мозговая атака». Парное подведение итогов. Можно вернуться к своим записям и сравнить, какое мнение у них было до и какое появилось после чтения текста.. Можно составить новый список: что нового и важного узнали из текста.

Возвращение к ключевым терминам. После чтения просят описать, как эти слова в действительности используются.

Возвращение к перепутанным логическим цепям.

Объяснить как восстановлен порядок.

Возвращение к « Знаю-Хочу узнать-Узнал».

Маркировочная таблица ИНСЕРТ

Заполнение инсертной таблицы

Галочка

Минус

Плюс

Вопросительный знак

Думай самостоятельно

Совместная деятельность, которая приглашает учащихся к размышлению над текстоми облечению своих мыслей в слова с помощью партнеров.

Техника проведения дискуссий.

Четыре  правила, чтобы дискуссия не буксовала.

  1. УТВЕРЖДЕНИЯ. Это способ отреагировать. Подтвердить понимание и выразить недоумение по поводу высказанного. Утвердительные фразы звучат менее жестко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному высказыванию.
  2. ВОПРОСЫ. Учащиеся  с большим интересом обсуждают свои вопросы, чем вопросы учителя.

Надо чаще провоцировать их на эти вопросы.

  1. СИГНАЛЫ. Часто комментарий учителя оказывается более вксемым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов.
  2. МОЛЧАНИЕ.  Когда задан вопрос, дайте время на размышление.

« Оставьте за мной последнее слово».

Когда дискуссия закончена, можно в классе или дома написать свое личное мнение по обсуждаемому вопросу.

Десятиминутное сочинение, письменные задания, пятиминутное эссэ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...