Статья "Использование стенд-технологий на уроках внеурочной деятельности в начальной школе"
статья
В рамках реализации второго поколения ФГОС в начальной основной школе, Перед учителем стоит задача качественной отработки у обучающихся навыков проектной, развивающей деятельности. Стандарт требует от педагога постоянной ситуации соучастия в преподавании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тихонова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Использование стенд-технологий на уроках внеурочной деятельности в начальной школе
В рамках реализации второго поколения ФГОС в начальной основной школе, перед учителем стоит задача качественной отработки у обучающихся навыков проектной, развивающей деятельности. Стандарт требует от педагога постоянной ситуации соучастия в преподавании. Ребенок теперь выступает полноценным участником образовательного процесса. Он не просто сторонний «получатель» информации методом учитель-ученик, он создатель и полноправный член новых обучающих методик. Теперь знание рождается у ребенка через деятельностный подход, педагог направляет ученика к новому знанию, помогает ему сформулировать тему урока, его основные задачи и структуру. В результате, мы видим в голове ребенка не уже готовый продукт знания, а детальный, пусть медленный, но процесс создания, осмысления, понимания, и наконец, применения на практике нового, ранее ему неизведанного факта. В роли кого в этом процессе выступает ребенок? Точно уж не пассивного слушателя, а напротив, активного участника, мыслящего индивида, способного самостоятельно представить и изложить только что полученное знание.
В основе системно-деятельностного подхода лежит разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности обучающегося. Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию современного российского образования, как «научить учиться».
С внедрением ФГОС второго поколения перед учителем стоит задача научить ребенка не только читать, считать и писать, чему сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В своей работе на уроках с обучающимися мы применяем самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Разноуровневое обучение
- Использование исследовательского метода в обучении
- Проектные методы в обучении
- Игровые методы
- Обучение в сотрудничестве
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровье сберегающие технологии
Но особым образом я бы хотела представить использование стенд-технологий на уроках внеурочной деятельности в рамках обучения в начальной школе. Моя главная цель, в рамках указанной технологии, состоит в умении вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся. Данный вид деятельности весьма новый, в нашем образовательном учреждении он реализуется впервые. Суть стенд-технологии состоит в том, что ребенок получает новое знание в результате совместного с учителем погружения в проблему. Сначала учитель сообщает проблемную тему или ситуацию, затем медленно, поэтапно начинает с учеником эту проблему «раскручивать», каждый раз открывая частичку будущей общей информации по выбранной теме. Обучающийся находится в ситуации постоянной смены деятельности: чтение, поиск информации, изучение, анализ, моделирование, формулирование гипотезы и так далее. Далее попробую детально изложить свою деятельность, опираясь на конкретный учебный пример.
Первым этапом необходимо выделить «постановку проблемы/проблемной ситуации»
(У детей на партах два листа бумаги.) Ребята, возьмите лист, скомкайте его и подбросьте. А теперь второй лист поднимите и аккуратно плоско опустите.
Одинаково ли было падение листов?
Как опускался скомканный лист? Как опускался второй лист? Как вы думаете почему?
- При большей поверхности возникает эффект планирования на воздушных потоках. Можем ли мы увидеть это в природе?
- Да, белки-летяги, птицы и даже люди создали для парения специальный костюм
- Какие птицы используют в полете планирование?
( ястреб, коршун, орел)
Предлагаю вам посмотреть видеофильм (полёт орлов) . Как птицам удается парить в воздухе? (они расправляют крылья, увеличивается поверхность)
Давайте рассмотрим разные виды перьев, для чего они служат?
Рис.1
На этом этапе ребенок впервые погружается в предложенную проблемную ситуацию с помощью учителя и процесса актуализации уже имеющихся знаний.
Далее теоретический материал начинает увеличиваться, в условиях нами заявленной темы, конкретизируется строение птиц вообще, строение их перьев, общее и различное в способах полета.
Как вы думаете, только ли за счет перьев летает птица?
Давайте проведем еще один опыт.
Возьмем лист бумаги один сложим путём сгибания, а другой свернём в трубочку.
Повесим на эти листы груз на нитке.
Что заметили?
Плоский лист согнулся, а лист трубочка нет.
О чём это говорит?
Что такие кости более прочные.
И в скелете птиц присутствуют такие кости они лёгкие, за счёт того, что они полые, но прочные.
Рис.2
Значит ещё птица летает за счёт облегчённого скелета.
У разных птиц различная скорость полёта.
Рис.3
Мы видим, что объем информации увеличивается, конкретизируется, сводится к определенной тематике, все это детально подкреплено иллюстративным материалом.
Далее, начинает демонстрироваться сама основная суть данной технологии. Мы «уводим» деятельность ребенка чуть в сторону, помогаем ему стать мини-ученым, способным на основе ранее полученных знаний создать модель некого объекта (ученик выбирает сам), напоминающего птицу и ее полет. Мною был предложен опыт создания модели самолетика или иного, летающего по описанному принципу, объекта.
Ребята, а теперь я предлагаю Вам сделать самолётик, полет, которого аналогичен полету птицы и, проверить его способность летать.
Проверим, у кого дальше улетит?
Рис.4
Рис. 5 (инструкция для обучающихся)
Таким образом, опираясь на уже имеющиеся знания и актуализируя их, а также получая новые знания здесь и сейчас, ребенок создает абсолютно новый продукт учебной деятельности.
Подводя итог, необходимо отметить актуальность, опытность, новаторство данного метода обучения. Дети очень активно отвечают на подобные методы работы, ждут внеурочных занятий такого формата и всегда очень оптимистично реагируют на итог своей самостоятельной, успешной и такой интересной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...
Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы....