Статья "Использование стенд-технологий на уроках внеурочной деятельности в начальной школе"
статья

В рамках реализации второго поколения ФГОС в начальной основной школе, Перед учителем стоит задача качественной отработки у обучающихся навыков проектной, развивающей деятельности. Стандарт требует от педагога постоянной ситуации соучастия в преподавании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихонова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Использование стенд-технологий на уроках внеурочной деятельности в начальной школе

      В рамках реализации второго поколения ФГОС в начальной основной школе, перед учителем стоит задача качественной отработки у обучающихся навыков проектной, развивающей деятельности. Стандарт требует от педагога постоянной ситуации соучастия в преподавании. Ребенок теперь выступает полноценным участником образовательного процесса. Он не просто сторонний «получатель» информации методом учитель-ученик, он создатель и полноправный член новых обучающих методик. Теперь знание рождается у ребенка через деятельностный подход, педагог направляет ученика к новому знанию, помогает ему сформулировать тему урока, его основные задачи и структуру. В результате, мы видим в голове ребенка не уже готовый продукт знания, а детальный, пусть медленный, но процесс создания, осмысления, понимания, и наконец, применения на практике нового, ранее ему неизведанного факта. В роли кого в этом процессе выступает ребенок? Точно уж не пассивного слушателя, а напротив, активного участника, мыслящего индивида, способного самостоятельно представить и изложить только что полученное знание.

     В основе системно-деятельностного подхода лежит разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности обучающегося. Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию современного российского образования, как «научить учиться».

     С  внедрением ФГОС второго поколения перед учителем стоит задача научить ребенка не только читать, считать и писать, чему сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

     В своей работе на уроках с обучающимися мы применяем самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:

  1. Развивающее обучение
  2. Проблемное обучение
  3. Разноуровневое обучение
  4. Использование исследовательского метода в обучении
  5. Проектные методы в обучении
  6. Игровые методы
  7. Обучение в сотрудничестве
  8. Информационно-коммуникационные технологии
  9. Здоровье сберегающие технологии

     Но особым образом я бы хотела представить использование стенд-технологий на уроках внеурочной деятельности в рамках обучения в начальной школе. Моя главная цель, в рамках указанной технологии, состоит в умении вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора  и поиска решения, что помогает максимально раскрыть  умственный и творческий потенциал учащихся. Данный вид деятельности весьма новый, в нашем образовательном учреждении он реализуется впервые. Суть стенд-технологии состоит в том, что ребенок получает новое знание в результате совместного с учителем погружения в проблему. Сначала учитель сообщает проблемную тему или ситуацию, затем медленно, поэтапно начинает с учеником эту проблему «раскручивать», каждый раз открывая частичку будущей общей информации по выбранной теме. Обучающийся находится в ситуации постоянной смены деятельности: чтение, поиск информации, изучение, анализ, моделирование, формулирование гипотезы и так далее. Далее попробую детально изложить свою деятельность, опираясь на конкретный учебный пример.

     Первым этапом необходимо выделить «постановку проблемы/проблемной ситуации»

(У детей  на партах два листа бумаги.) Ребята, возьмите лист, скомкайте его и подбросьте. А теперь второй лист поднимите и аккуратно  плоско опустите.

Одинаково ли было падение листов?

Как  опускался скомканный лист? Как опускался второй лист? Как вы думаете почему?

- При большей поверхности возникает эффект планирования на воздушных потоках. Можем ли мы увидеть это в природе?  

- Да, белки-летяги, птицы и даже люди создали для парения специальный костюм

- Какие птицы используют в полете планирование?

( ястреб, коршун, орел)

Предлагаю вам посмотреть видеофильм (полёт орлов) . Как птицам удается парить  в воздухе? (они расправляют крылья, увеличивается поверхность)

Давайте рассмотрим разные виды перьев, для чего они служат?

Рис.1

https://prezentacii.org/uploads/files/18/10/84922/data/pres/screen2.jpg

На этом этапе ребенок впервые погружается в предложенную проблемную ситуацию с помощью учителя и процесса актуализации уже имеющихся знаний.

Далее теоретический материал начинает увеличиваться, в условиях нами заявленной темы, конкретизируется строение птиц вообще, строение их перьев, общее и различное в способах полета.

Как вы думаете, только ли за счет перьев летает птица?

Давайте проведем еще один опыт.

Возьмем лист бумаги один сложим путём сгибания, а другой свернём в трубочку.

Повесим на эти листы груз на нитке.

Что заметили?

Плоский лист согнулся, а лист трубочка нет.

О чём это говорит?

Что такие кости более прочные.

И в скелете птиц присутствуют такие кости они лёгкие, за счёт того, что они полые, но прочные.

Рис.2

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/c/COapgA01jeiDqI95bTNZhdt7nJMSoLWfcUxkGRVyXQ/slide-7.jpg

Значит ещё птица летает за счёт облегчённого скелета. 

У разных птиц различная скорость полёта.

Рис.3

https://fs01.urokinachalki.ru/e/001e8e-007.jpg

Мы видим, что объем информации увеличивается, конкретизируется, сводится к определенной тематике, все это детально подкреплено иллюстративным материалом.

Далее, начинает демонстрироваться сама основная суть данной технологии. Мы «уводим» деятельность ребенка чуть в сторону, помогаем ему стать мини-ученым, способным на основе ранее полученных знаний создать модель некого объекта (ученик выбирает сам), напоминающего птицу и ее полет. Мною был предложен опыт создания модели самолетика или иного, летающего по описанному принципу, объекта.

Ребята, а теперь я предлагаю Вам сделать самолётик, полет, которого аналогичен полету птицы и, проверить его способность летать.

Проверим, у кого дальше улетит?

Рис.4

https://i.pinimg.com/originals/a0/89/aa/a089aa67e908cf85eb1c0566f4803092.jpg

Рис. 5 (инструкция для обучающихся)

http://www.avmodels.ru/models/kids/pik/5_1b.gif

Таким образом, опираясь на уже имеющиеся знания и актуализируя их, а также получая новые знания здесь и сейчас, ребенок создает абсолютно новый продукт учебной деятельности.

     Подводя итог, необходимо отметить актуальность, опытность, новаторство данного метода обучения. Дети очень активно отвечают на подобные методы работы, ждут внеурочных занятий такого формата и всегда очень оптимистично реагируют на итог своей самостоятельной, успешной и такой интересной работы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы....