Психологические аспекты ФГОС
презентация урока для интерактивной доски (4 класс)
В данной презентации Вы найдете ответы на вопросы по проблемам образования обучающихся в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_timonovoy_e.ppt | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАМЕНЫ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ когда Зигмунда Фрейда спросили, что, по его мнению, человеку следовало бы уметь делать хорошо, он сказал: «Любить и работать» Зигмунд Фрейд (1856-1939) успешность жизненного пути взрослого человека, благополучие и зрелость во многом определяются его семейными отношениями и профессиональной деятельностью
ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО УПОДОБИТЬ БИАТЛОНИСТУ Биатлонисту нужно быстро бегать на лыжах и метко стрелять, а взрослые люди стремятся достичь гармонии в диаде «семья - работа»
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ, ТРАДИЦИОННО РАССМАТРИВАЮТСЯ В РОССИИ СО ССЫЛКОЙ НА К.Д. УШИНСКОГО, А.С. МАКАРЕНКО, В.А. СУХОМЛИНСКОГО К.Д. Ушинский (1824-1871) А.С. Макаренко (1888-1939) В.А. Сухомлинский (1918-1970)
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ВЛАСТЬ изучая властные отношения, Мишель Фуко ввел понятие « дисциплинарная власть » и распространил его, в частности, на отношения между учителем и учеником, родителями и детьми Мишель Фуко (1926-1984) власть дает легитимную возможность заставить человека делать то, чего он не хочет
ДРУГИЕ УЧЕНИКИ приходят в школу с мобильными телефонами и видеокамерами, MP 3 плеерами, а дома их ждет персональный компьютер SMS зависимость, звуки в ухе и компьютерные игры вместо чтения бумажных книг - лишь вершина айсберга новой культуры.
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ как и в советское время, в районе первого-третьего классов у учеников исчезает интерес к учебе и желание учиться поэт-фронтовик Константин Ваншенкин объяснял это так: « Дети не хотят учиться, потому что родители не хотят работать » Константин Ваншенкин (1925-2012) во всем мире люди учатся, среди прочего, для того, чтобы обеспечить себе более высокий уровень жизни. В России с советских времен прямая связь между уровнем образования и уровнем жизни заменена на обратную
НОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ как сохранить преемственность традиций, обычаев и норм, связь поколений? Станислав Лем: «Какие уроки и наставления может дать молодежи многоопытная старость, если весь комплекс жизни следующего поколения ничем не напоминает образ жизни родителей?» Станислав Лем (1921-2006)
НОВЫЙ ФГОС СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 21.06.2012 Главный идеолог нового ФГОС - Александр Григорьевич Асмолов
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В истории образования можно выделить три конкурирующих подхода к разработке стандартов. За каждым из них стоит особая теоретическая система, специфическая методология: бихевиористский подход к образованию компетентностный подход к образованию системно-деятельностный подход к образованию
ЛЮБОГО РЕБЕНКА ПЕДАГОГ МОЖЕТ ОБУЧИТЬ ВСЕМУ Классику бихевиоризма Джону Уотсону наибольший успех среди широкой публики принесла книга «Психологический уход за младенцем и ребенком», изданная в 1928 г. тиражом свыше 100 тысяч экземпляров и распроданная за несколько месяцев Джон Уотсон (1878-1958) Уотсон прославился утверждением, что если ему дадут дюжину здоровых детей и создадут условия для их воспитания, то он гарантирует, что из любого из них получится врач, юрист, художник, коммерсант или попрошайка, вор, безотносительно к их исходным талантам, склонностям и способностям
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ в России его связывают с Владимиром Дмитриевичем Шадриковым
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки и представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности компетенция - опредмеченные в деятельности компетентности работника, то есть круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен; круг его полномочий и прав компетенции относятся к деятельности, а компетентность характеризует ее субъекта
ЦЕЛЬ ШКОЛЫ (КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД) школа признает, что не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для решения проблем во всех сферах жизни цель школы - формирование ключевых компетентностей , сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания ( научить учиться ); научить работать и зарабатывать ( подготовить к труду ); научить жить ( учение для бытия ); научить жить вместе ( подготовить к совместной жизни ) эксперты, принимавшие участие в программе TUNING («Настройка образовательных структур»), выделили следующие группы компетенций: - общие компетенции ( инструментальные и межличностные) - системные компетенции
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ предложен А.Г. Асмоловым для того, чтобы разрешить противоречие между сторонниками системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, и С.Л. Рубинштейн)
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ деятельность как система предполагает наличие генетического плана развития применительно к разработке тех или иных педагогических программ это означает, что необходимо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и соответствующие этим особенностям формы деятельности согласно Д.Б. Эльконину, ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра, а потому обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры Даниил Борисович Эльконин (1904-1984)
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА принцип субъектности принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены принцип учета сензитивных периодов развития принцип сотрансформации принцип определения зоны ближайшего развития принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления развития) принцип результативности каждого вида деятельности принцип рефлективности деятельности и др.
ВОСЕМЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ на первом году жизни - конфликт между доверием к окружающему миру или недоверием к нему в возрасте от одного года до двух - конфликт между автономией , самостоятельностью и стыдом , сомнением в возрасте от трёх до шести лет, возрасте игры - конфликт между предприимчивостью , инициативностью и неадекватностью , покорностью , чувством вины в младшем школьном возрасте - конфликт между творчеством , вкусом к работе и неполноценностью в подростковом возрасте, юности – конфликт между идентификацией личности и путаницей ролей , «распылением» в молодости, раннем взрослом периоде - конфликт между близостью с любимым человеком и одиночеством , изоляцией в позднем взрослом периоде – конфликт (кризис 40 лет) между генеративностью (чувством сохранения рода), продуктивностью и застоем , стагнацией во время старения — конфликт между цельностью прожитой жизни и страхом перед смертью , безнадежностью , отчаянием благоприятные разрешения конфликтов в порядке их поэтапного приобретения: надежда , воля , цель , уверенность , верность , любовь , забота и мудрость
СВЯЗЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА С БИХЕВИОРИСТСКИМ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫМ системно-деятельностный подход включает идеи и методы предшественников на операционально-технологическом уровне незаменимы ЗУНы бихевиористского подхода компетентностный подход включается в системно-деятельностный с помощью формулы « компетенция – деятельность – компетентность »: компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности компетентность – это знание в действии
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ФГОС фиксирует не содержание образования, а его ожидаемые результаты и требования к ним задает набор предметных областей в начальной школе, на втором этапе обучения и в старшей школе нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности должен указать и помочь отследить ценностные ориентиры, предлагаемые обществом подрастающему поколению
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕХОДА К НОВОМУ ФГОС ожидаемые позитивные последствия описаны в ФГОС следующим образом: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию активная учебно-познавательная деятельность обучающихся и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся возможные негативные последствия и риски во ФГОС не рассматриваются
ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества владеющий основами научных методов познания окружающего мира мотивированный на творчество и инновационную деятельность готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ они должны отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности готовность к служению Отечеству, его защите сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
ВЫВОДЫ не вызывает сомнений, что реализация ФГОС повлечет за собой значительные изменения содержания и характера учебного процесса в школе и вузе результаты перехода к новой образовательной модели, формирования новой образовательной среды можно будет оценить примерно через пять лет, в 2018-2019 годах успех или неудача проекта в значительной степени будет зависеть от трансформации системы управления образованием на всех уровнях: от детского сада, школы и вуза до Министерства образования и науки России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты здоровья ребенка (из опыта работы с родителями)
Выступление на городском семинаре-практикуме классных руководителей раскрывает формы работы с родителями учащихся по формированию здорового образа жизни ребенка. В выступлении даны виды и формы провед...
Будущий первоклассник. Психологические аспекты готовности детей к школе
Данная статья поможет родителям будущих первоклассников подготовить ребёнка к школе, учитывая его возрастные особенности....
Выступление Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя
В этом выступлении обращается внимание на психологические аспекты в развити третьеклассников...
Применение психологических аспектов здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Задачи и методы педагога по сохранению здоровья учащихся....
Психологические аспекты познавательной сферы развития детей средствами эстетического воспитания на занятиях ансамблевого пения на английском языке
Автор статьи дает методические рекомендации по работе по программе дополнительного образования "Пение на английском языке" с точки зрения психологического раскрепощения учащихся в рамках освоения инос...
Психологический аспект деятельностного подхода в учении.
В статье отражено использование теории поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина при реализации деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе....
Психологические аспекты компьютерной зависимости
Психологические аспекты компьютерной зависимости...